Реализация принципа завершенности КСО на занятиях математики

Разделы: Математика, Начальная школа


С развитием общества возрастает ответственность школы за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. И каждая школа, каждый учитель изучают, внедряют новые образовательные технологии, которые способствуют прочному усвоению программного материала и всесторонне развивают учащихся.

Так, Тюнгюлюнская школа 1 ступени работает над внедрением технологии КСО. Внедряя эту технологию обучения, учителя добились немалых результатов по обученности учащихся, также в своем творческом росте.

Представляя свою работу “Реализация принципа завершенности на занятиях математики”, определяю, что:

1. Завершенность в обучении – это результат не одного принципа, а целой системы принципов. Это – объективный и к тому же важнейший признак нового, т.е. нормального и естественного учебно – воспитательного процесса.

2. Принцип завершенности обучения – это основательность, прочность, глубина, т.е. качество обучения.

Значит, завершенность знаний – это критерий эффективности учебного процесса. Принцип завершенности обучения является первым и определяющим все другие принципы новой дидактики, т.е. принцип ориентации на высшие, конечные цели. А если обучение достигает цели, то это значит, что обучение осуществилось. Мерилом завершенности является не только качество воспроизведения изучаемого, но и способность ученика в разных случаях жизни применять полученные знания на практике.

Нетрудно понять, что принцип завершенности не является отказом от традиционных дидактических принципов. Напротив, он включает в себя почти все то, что прежде подразумевалось под принципами обучения.

Прочное усвоение знаний находится в зависимости от познавательной и особенно мыслительной активности учащихся. Познавательная активность школьника – главное условие прочности знаний. Еще Я.А. Каменский указывал, что учитель должен меньше учить, ученик должен больше учиться.

А такое суждение осуществимо при применении коллективного способа обучения, где каждый ученик, сам добывая знания, имеет свою завершенность, т.к. обучение идет по способностям, по своему темпу.

Если осуществление обучения состоит в том, что обучаемый знает и умеет делать то, что знает и умеет обучающий, то завершение обучения состоит в том, что обучаемый может обучать тому, чему его учили. Конечно, подразумевается качественное обучение. А это значит, что обучаемый может обучать других, при этом ничего не теряя в содержании и не искажая его. В этом состоит и суть принципа завершенности. Обучение завершается тогда, когда обучаемый сам может учить других тому, что он усвоил, при этом ничего не теряя и ничего не искажая.

Принцип завершенности в том и состоит, что знания, и умения ученика поднимаются до уровня знаний и умений учителя, обучающего. Более того, если ученик систематически преподает то, что изучает или изучил сам, то он таким образом наиболее прочно запоминает изучаемый материал и развивается.

Пути реализации коллективных учебных занятий, опираясь на теоретические основы коллективного способа обучения, решаются самими учителями, внедряющими технологию в жизнь. Значит, технология КСО создает благоприятные условия педагогам для повышения педагогического мастерства.

Чтобы обучение стало завершенным, нужно заново просмотреть всю учебную программу начальной школы по всем предметам.

Так, по предмету математика структура блочного планирования может выглядеть таким образом:

  • Блок 1. Нумерация.
  • Блок 2. Величины.
  • Блок 3. Сложение и вычитание.
  • Блок 4. Умножение и деление.
  • Блок 5. Задачи на умножение и деление.
  • Блок 6. Геометрический материал.
  • Блок 7. Повторение.

Каждый блок может состоять из 8-9 логически связанных тем.

При прохождении блоков используются приемы:

  • вводная лекция учителя проводится в начале каждого блока;
  • запуск в малых группах сменного состава;
  • сдача зачета;
  • контрольные срезы;
  • тематические обобщающие вопросники;
  • тесты;
  • индивидуальные планы.

Главная роль учителя при этом помочь ребенку самому учиться. Характерной особенностью организации учебного процесса является то, что одни ученики могут изучать новую тему, другие – давать зачет, третьи – обучать, а учитель имеет возможность вести индивидуальную работу с каждым и осуществлять индивидуальный контроль. Ученики продвигаются по мере своих сил и возможностей, руководствуясь при этом правилом: “Знаю сам  – научу другого” . Работая по технологии КСО и реализуя в жизнь его принципы, пришли к такому выводу, что:

1. В классе все работают, все заняты.
2. Учащиеся сами добывают знания из учебника, и работая с товарищами.
3. В коллективе царит дух взаимопомощи и сотрудничества.
4. Снимается психологическая нагрузка ученика, ученик работает без давления с чьей-либо стороны
5. Развивается речь ученика.
6. Приобретаемые знания становятся более осознанными.
7. Повышается качество знания.
8.  Принцип завершенности можно достичь только тогда, когда систематически организуются коллективные занятия.

Переход на разновозрастное обучение – это новый подход в учебно-воспитательном процессе сельских школ, которое имеет также свои преимущества: готовность учащихся младших классов к усвоению нового материала за будущий год. И главное преимущество – это взаимообучение, взаимопомощь, взаимоконтроль.

Самым важным компонентом организации и учебного процесса является учет и контроль работы.

Таким образом, реализация принципа завершенности во время коллективных учебных занятий, включая в себя все принципы обучения, ведет к прочному усвоению материала, обеспечивает качество образования.

Определим пути реализации принципа завершенности:

1. От правильного планирования учебного материала.
2. От правильной организации ученого процесса по 4 формам обучения.
3. От правильного проведения учета и контроля.
4. От систематического, правильного использования методик и приемов КСО.
5. От правильно составленных дидактических материалов и их эффективного использования .

Для того, чтобы добиться нами поставленных цели и задач, изучив теорию и опыт учителей по реализации КСО, получили положительные результаты. И выдвинутая гипотеза оказалась верной.

Обобщив работу пришли к такому выводу, что:

1. Правильно построенные коллективные учебные занятия дают ученику продвигаться в своем темпе, по своим способностям, усваивая учебный материал.
2. Принцип завершенности может реализоваться только тогда, когда учителя систематически внедряют коллективные учебные занятия..
3. Принцип завершенности – это прочность и качество знаний.

Приложение.

Индивидуальный план работы ученика I I - III “Б” класса по “Нумерация”

 

Название тем

Упражнения

Оценка

Подпись

1. Повторение /1000/      
2. Вводный урок сделай пометки в тетради, таблице классов и разрядов.    
3. Образование чисел      
4. Чтение и запись чисел №1, 2, 3, 7, 10, 11, 24, 25, 45, 53, 60, 66, 67, 68, 92;  №2 стр 25, №111 стр 76; №17, 18, 23, 24, 28 стр 24, №10, 32, 34, 75   стр 211 № 110, 115, 116    
5. Разрядные слагаемые Стр 11 №37, 39, 46, 54, 69    
6. Сравнение чисел №5, 74, 77, 82, 81 стр 19; №85, 5 стр 25    
7. Контрольная работа      
8. Зачет      
9. Тест      

Блок 1. Нумерация /15ч/ – календарный срок – 2сентября-19 сентября

 

Ф.И.О.

класс

Т1

Т3

Т4 Т5 Т6 к/р зачет тест      
1 Борисов Вася 3

До1000

1000 – 5
1000000 – 4
5 4 5/4 4 4 19/IХ Т1 – Повторение нумераций до 20, 100, 1000

Т2 – Вводный урок:

– образование чисел
– чтение запись
– класс разряд

Т3 – Образование чисел

Т4 – Чтение и запись чисел до100

Т5 – Сравнение чисел до 100;
до1000,0 до1000000

Т6 – Контрольная работа

Т7 – зачет

Т8 – Тест

 
2 Баишева Диана 2

100

100 – 5
1000 – 4
5 5 5/4 4 4 19/IХ  
3 Дьяконов Игорь 3 1000 1000 – 5
1000000 – 5
5 5 5/5 5 4 12/IХ  
4 Иванов Алик 3 100 100 – 5
1000 – 4
4 4 5/4 4 5 26/IХ  
5 Иванов Мичил 3 1000 1000 – 5
1000000 – 5
5 5 5/5 5 5 16/IХ  
6 Каплин Нюргун 2 100   5 4 4 4 30/IХ  
7 Максимова Катя 2 100 100 – 5
1000 – 5
5 5 4 5 4 19/IХ  
8 Максимова Таня 3 1000 1000 – 5 5 5 5 5 5 19/IХ  
9 Мохначевская Айта 2 100

100 – 5

5 5 5 5 5 24/IХ  
10 Ноговицына Галя

2

100

100 – 5
1000 – 5

5

5

5/4

5

5

23/IХ   
11 Ноговицын Петя

2

100

1000 – 5

5

5

5

5

5

19/IХ   
12 Никитина Ираника

3

1000

1000 – 5
1000000 – 4

5

5

5/5

5

4

20/IХ  
13 Павлов Коля

3

100

1000 – 4

4

4

4

4

4

24/IХ   
14 Петрова Роксана

3

100

1000 – 4

4

4

4

4

4

24/IХ   
15 Свинобоева Инна

2

100

100 – 5
1000 – 4

5

5

5

5

4

20/IХ   
16 Сорокина Люда

2

100

100 – 5

5

5

4

5

4

24/IХ   
17 Слепцова Лена

2

100

100 – 5

5

5

5

5

5

19/IХ   
18 Степанов Айан

2

100

100 – 5
1000 – 5

5

5

5

5

5

20/IХ

  
19 Стручкова Лена

3

100

1000 – 4

4

4

4

4

4

19/IХ

  
20 Стручкова Муся

3

1000

1000 – 5

1000000 – 4

5

5

5/4

5/4

4

19/IХ

  
21 Стручков Кеша

3

1000

1000 – 5
1000000 – 5

5

5

5

5/5

5

13/IХ

  
22 Федотова Наташа

3

1000

1000 – 5
1000000 – 5

5

5

5

5

5

19/IХ

  
23 Харитонова Люба

2

20

100 – 4

4

4

4

4

24/IХ