Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от учителя больших затрат сил и времени, поскольку он обычно выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подробную работу, следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Для успешной подготовки нетрадиционного урока и его проведения учитель должен обладать рядом личностных качеств и соответствовать некоторым требованиям, основными из которых являются:
- Хорошее знание предмета и методики;
- Творческий подход к работе, изобретательность;
- Осознанное отношение к использованию нетрадиционных форм урока в учебном процессе;
- Учёт собственного характера и темперамента.
Существует несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют и общую цель: поднять интерес учащихся к учёбе и к математике и, тем самым, повысить эффективность обучения.
Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние. Это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике; это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.
Для учителя нетрадиционный урок - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные способности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны - это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
Нетрадиционные уроки провожу, как итоговые работы при обобщении, систематизации знаний. Они посвящены какой–то конкретной теме, и для её раскрытия уже нужно обладать определённым запасом знаний.
Провожу такие уроки редко из–за боязни, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса из нетрадиционного может быстро сделать традиционным.
И еще один вопрос: когда выставлять оценку? – Лучше всего в конце урока, хотя это и требует определённых усилий от учителя и его помощников.
В своей работе я провожу уроки–зачёты, уроки–лекции, уроки–семинары, уроки–конференции, общественные смотры знаний.
Расскажу о проведении общественного смотра знаний в 10 классе по геометрии.
Тема: “Аксиомы стереометрии”
Цели урока: систематизировать, обобщить, проверить и оценить знания учащихся по теме “Аксиомы стереометрии”.
Пояснение. Класс разбивается на три команды. Каждая команда выбирает капитана, придумывает название команды, девиз. (Шуточные экспромты) Общественный смотр знаний проводит учитель. Проверяет задания, выставляет количество баллов за каждый вид деятельности в сводную ведомость специальная комиссия (это учителя или ученики других классов, или студенты бывшие ученики нашей школы).
За каждый вид деятельности учащиеся получают не оценки, а баллы. В конце смотра находится сумма баллов у каждого ученика, и по этой сумме выставляется оценка в журнал. Если ученик заработал 15 баллов и больше – ему выставляется оценка “5”, от 12 до 15 баллов – оценка “4”, от 9 до 12 баллов - оценка “3”, меньше 9 баллов - оценка“2”.
Итак, общественный смотр знаний – праздник для учащихся и учителя!
- Словарный диктант (20 слов; если ученик не сделал ошибок – ему выставляется 5 баллов, 1 ошибка – 4 балла, 2 ошибки – 3 балла, 3ошибки – 2 балла, 4 ошибки – 1 балл, 5 и более ошибок – 0 баллов).
- Конкурс капитанов. ( Первый вопрос карточки оцениваются пятью баллами, второй вопрос – тремя баллами).
Стереометрия, геометрия, аксиома, точка, принадлежащая, пересекаются, прямая, плоскость, теорема, лемма, существует, единственная, следовательно, значит, доказательство, параллельные, расстояние, число, перпендикулярная, математика.
Карточка №1.
- Сформируйте и докажите теорему о прямой и точке.
- Столяр с помощью двух нитей проверяет, будет ли устойчиво стоять на полу изготовленный стол, имеющий четыре ножки. Как нужно натянуть нити?
Карточка №2.
- Сформулируйте и докажите теорему о прямой и плоскости.
- Как можно проверить качество изготовления
линейки, имея хорошо обработанную плоскую плиту?
На каком теоретическом положении обоснована эта проверка?
Карточка №3.
- Сформулируйте и докажите теорему о трёх точках.
- Объясните, почему стул, имеющий три ножки, обязательно устойчив, а по отношению к стулу с четырьмя ножками этого утверждать нельзя?
- Программированный контроль:
(0 ошибок – 5 баллов, 1 ошибка – 4 балла, 2 ошибки – 3 балла, 3 ошибки – 2 балла, 4 ошибки – 1 балл, 5 ошибок – 0 баллов).
Задания программированного контроля (рис.1)
Чтобы верно ответить на задания, приведен чертеж прямоугольного параллелепипеда. (рис. 2).
- Самостоятельная работа (за верное решение
первой задачи – 4 балла, второй задачи – 2 балла).
- ВАРИАНТ.
- Даны две пересекающиеся прямые. Верно ли утверждение, что любая прямая, пересекающая обе данные прямые, лежит с ними в одной плоскости?
- ВАРИАНТ.
- Даны прямые MN, NP, PQ, QM, причем MP и NQ пересекаются в точке О. Докажите, что данные прямые лежат в одной плоскости.
- Даны две пересекающиеся прямые. Верно ли утверждение, что любая прямая, пересекающие обе данные прямые и не проходящая через их точку пересечения, лежит с ними в одной плоскости?
- Могут ли две различные плоскости, иметь, две различные общие прямы?
- Сколько различных плоскостей можно провести:
- Через одну точку?
- Через две различные точки?
- Через три различные точки?
- Через четыре точки, никакие три из которых не принадлежат одной прямой?
- Прямые а и б пересекаются в точке А. Прямая а лежит в плоскости a . Верно ли утверждение, что:
- А є a
- в лежит в плоскости a
- В какой момент времени три мухи, летающие в кабинете, окажутся в одной плоскости?
- В треугольнике АБС построена точка пересечения высот. Верно ли, что через эту точку и точку А можно провести единственную прямую? (а если треугольник АВС – прямоугольный).
- Верно ли утверждение, что через данную точку и любую прямую?
- Каждая ли точка дуги окружности принадлежит плоскости, если известно, что этой плоскости принадлежат:
- две различные точки дуги?
- три различные точки дуги?
- Вопросы командам – соперницам. (Каждая команда задает по одному вопросу командам – соперницам и называет фамилию того, кто будет отвечать на вопрос).
- Подведение итогов и награждение лучших.
- Сводная ведомость. (рис. 3)
До 9 баллов – оценка “2”
От 9 до 12 баллов – оценка “3”
От 12 до 15 баллов – оценка “4”
От 15 и выше баллов – оценка “5”