В преподавании математики очень важна диагностика усвоения изучаемого материала учащимися. Изучив статьи в газете “Математика” № 27 – 28 2003 г. Лавровой и № 3 2004 г, я выработала свою систему диагностики изучаемого материала на уроках математики. При этой системе диагностику своих знаний проводит сам ученик под контролем учителя. Каждый ученик в начале изучения темы получает диагностическую карту, подписывает ее. В карте указана тема, а так же те знания и умения, которые предъявляются в течение изучения темы. Ученики каждый урок отвечают, что они знают и умеют, отмечая это в специальной графе.
Данные карты помогают определить пробелы в значениях, корректируют их. При составлении диагностических карт я пользуюсь составленным мною тематическим планированием, вопросами на повторение из учебника. Изучив данную тему, дети собирают все диагностические карты в учебник. Эти учебники пригодятся им при обобщающем повторении в конце года.
В будущем году я планирую усовершенствовать работу с диагностическими картами. В начале изучения темы учащимся будут выданы еще не заполненные диагностические карты, они их будут заполнять самостоятельно и, работая с учебником, определять свои знания и умения.
Ниже приведены примеры диагностических карт.
Системы линейных уравнений
ЗНАЮ |
УМЕЮ |
||
Линейные уравнения с двумя переменными |
|||
Определение линейного уравнения с двумя переменными | Приводить примеры линейного уравнения с двумя переменными | ||
Что является решением уравнения с двумя переменными | Проверять, является ли пара чисел решением уравнения | ||
Что является графиком линейного уравнения с двумя переменными | Строить график линейного уравнения с двумя переменными | ||
Что называется решением системы уравнений с двумя переменными | Проверять, является ли решением системы пара чисел | ||
Что значит решить систему уравнений | Находить решение системы уравнений | ||
Алгоритм графического способа решения систем уравнений | Решать графически системы уравнений | ||
Сколько решений может иметь система линейных уравнений с двумя переменными | Выяснять, имеет ли система решения, и определять количество решений | ||
Решение систем линейных уравнений |
|||
Алгоритм решения систем линейных уравнений способом подстановки | Определять способы решения систем линейных уравнений, решать системы способом подстановки | ||
Алгоритм решения систем уравнений способом сложения | Решать системы линейных уравнений способом сложения |
Квадратные уравнения
ЗНАЮ |
УМЕЮ |
||
Определение квадратного уравнения | Распознавать квадратные уравнения, приводить примеры | ||
Какое уравнение называется неполным квадратным уравнением; способы решения неполных квадратных уравнений | Распознавать неполные квадратные уравнения, приводить примеры, решать данные уравнения | ||
Что называется дискриминантом квадратного уравнения, формулу дискриминанта | Находить дискриминант | ||
Как зависит число корней от дискриминанта | Определять число корней квадратного уравнения в зависимости от дискриминанта | ||
Формулу корней квадратного уравнения | Находить корни квадратного уравнения по формуле | ||
План решения квадратного уравнения | Решать квадратное уравнение по плану | ||
Теорему Виета | Находить корни уравнения | ||
Теорему, обратную теореме Виета | Составлять квадратное уравнение по известным корням | ||
Какие уравнения называются приведенными квадратными уравнениями | Распознавать приведенные квадратные уравнения, приводить примеры |
Квадратные корни
ЗНАЮ |
УМЕЮ |
||
Определение арифметического квадратного корня | Находить значения арифметического квадратного корня, приближенные значения корня | ||
Свойства функции у = х | Читать и строить график функции у = х, выяснять, принадлежат ли точки графику функции. | ||
Свойства арифметического квадратного корня | Находить квадратный корень из произведения, дроби, степени | ||
Способы преобразования выражений, содержащих квадратные корни | Выносить множитель из под знака корня, | ||
вносить множитель под знак корня, | |||
раскрывать скобки, раскладывать выражение на множители, | |||
освобождаться от иррациональности в знаменателе |
Многочлены
ЗНАЮ |
УМЕЮ |
||
Сумма и разность многочленов |
|||
Определение многочлена | Приводить примеры многочленов | ||
Какие члены называются подобными | Приводить подобные члены | ||
Что называют степенью многочлена | Определять степень многочлена | ||
Какой многочлен называют многочленом стандартного вида | Приводить одночлен к стандартному виду | ||
Правило раскрытия скобок | Раскрывать скобки, перед которыми стоит знак минус или плюс | ||
Произведение одночлена на многочлен |
|||
Правило умножения одночлена на многочлен | Умножать одночлен на многочлен | ||
Разложения многочлена на множители вынесением общего множителя за скобки | Выносить за скобки общий множитель | ||
Произведение многочленов |
|||
Правило умножения многочлена на многочлен | Умножать многочлен на многочлен | ||
Разложение многочлена на множители способом группировки | Раскладывать многочлен на множители способом группировки |
Параллельные прямые
ЗНАЮ |
УМЕЮ |
||
Признаки параллельности двух прямых |
|||
Определение параллельных прямых | Строить параллельные прямые | ||
Специальные названия углов | Находить, строить внутренние накрест лежащие углы, односторонние, соответственные углы | ||
Три признака параллельности двух прямых | Применять данные признаки при доказательстве параллельности прямых | ||
Аксиома параллельных прямых |
|||
Аксиому | |||
Следствия из аксиомы | |||
Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | Находить внутренние накрест лежащие углы, односторонние, соответственные углы |
Рациональные дроби
ЗНАЮ |
УМЕЮ |
||
Какие выражения называются рациональными | Приводить примеры рациональных выражений | ||
Какие дроби называются рациональными | Приводить примеры рациональных дробей | ||
Что называют допустимыми значениями переменных | Находить допустимые значения переменных | ||
Определение тождества | Приводить примеры тождества | ||
Формулировку основного свойства дроби | Приводить дробь к новому знаменателю, сокращать дробь | ||
Правило об изменении знака перед дробью | Изменять знак перед дробью | ||
Сумма и разность дробей |
|||
Правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями | Выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | ||
Алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями | Выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | ||
Произведение и частное дробей |
|||
Правило умножения дробей | Умножать дроби | ||
Правило возведения дроби в степень | Возводить дробь в степень | ||
Правило деления дробей | Делить дроби | ||
Какая функция называется обратной пропорциональностью, что является ее графиком | Приводить примеры обратной пропорциональности, строить график , читать график | ||
В каких координатных четвертях расположен график функции у = к / х при к> 0; к< 0 | Определять расположение графика |
Квадратичная функция
ЗНАЮ |
УМЕЮ |
||
Функции и их свойства |
|||
Определение функции | Приводить примеры | ||
Что называется областью определений, областью значений функции | Находить область определения и значения функции | ||
Что называется графиком функций | Читать графики функций | ||
Что представляет собой график линейной функции, прямой пропорциональности, обратной пропорциональности | Распознавать виды функций и их графиков | ||
Как найти нули функции, промежутки, в которых функция сохраняет знак | Находить нули функции, промежутки, в которых функция сохраняет знак | ||
Определение функции, возрастающей в промежутке, убывающей в промежутке | Называть промежутки возрастания и убывания функций, приводить примеры возрастания и убывания функций | ||
Квадратный трехчлен |
|||
Определение квадратного трехчлена и его корня | Приводить примеры квадратного трехчлена, находить его корни, выделять квадрат двучлена. | ||
Теорему о разложении квадратного трехчлена на множители | Раскладывать квадратный трехчлен на множители | ||
Квадратичная функция и ее график |
|||
Определение квадратичной функции | Приводить примеры квадратичной функции | ||
Свойства квадратичной функции | Схематично строить график квадратичной функции | ||
Как из графика функции у = ах2 можно получить график функции у=ах2+n ; у=а(х-m)2 ; у=а(х-m)2 +n | Строить графики | ||
План построения графика квадратичной функции у=aх2+bх+c | |||
Неравенства с одной переменной |
|||
Общий вид неравенства второй степени с одной переменной | Приводить примеры неравенства второй степени с одной переменной | ||
План решения неравенства второй степени с одной переменной | Решать неравенства второй степени с одной переменной | ||
Метод интервалов | Решать неравенства методом интервалов |
Уравнения с одной переменной
ЗНАЮ |
УМЕЮ |
||
Какие уравнения с одной переменной называются целыми | Приводить примеры целого уравнения с одной переменной | ||
Как найти степень целого уравнения | Определять степень уравнения | ||
Сколько корней может иметь уравнение с одной переменной | Определять число корней уравнения | ||
Определение биквадратного уравнения | Решать биквадратные уравнения | ||
Системы уравнений с двумя переменными |
|||
Способы решения систем уравнений | Решать системы уравнений различными способами | ||
Определение графика уравнения с двумя переменными | Объяснять, в чем состоит графический способ решения систем уравнений с двумя переменными | ||
Решать задачи с помощью систем уравнений |
Прогрессии
ЗНАЮ |
УМЕЮ |
||
Определение последовательности | Задавать последовательность формулой n - го члена, рекуррентной формулой | ||
Определение арифметической прогрессии | Приводить примеры арифметической прогрессии | ||
Что называется разностью арифметической прогрессии | Находить разность арифметической прогрессии | ||
Формулу n - го члена арифметической прогрессии | Находить n - ый член арифметической прогрессии | ||
Формулу суммы n первых членов арифметической прогрессии | Находить сумму n первых членов арифметической прогрессии | ||
Определение геометрической прогрессии | Приводить примеры геометрической прогрессии | ||
Что называется знаменателем геометрической прогрессии | Находить знаменатель геометрической прогрессии | ||
Формулу n - го члена геометрической прогрессии | Находить n - ый член геометрической прогрессии | ||
Формулу суммы n первых членов геометрической прогрессии | Находить сумму n первых членов геометрической прогрессии |