Цели урока:
- повторение, обобщение и систематизация материала темы, подготовить учащихся к контрольной работе;
- развитие внимания и памяти, мышления и математической речи;
- воспитание интереса к математике, активности, умению общаться, чувства ответственности.
Форма проведения: дидактическая игра.
Оборудование:
- плакаты;
- рисунки;
- карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
(Разъяснение целей учебной деятельности учащихся.)
Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по стране Математика в город “Линейная функция”. Но любое путешествие требует закалки и тренировки, поэтому сначала проведем разминку.
II. Устные упражнения
- Сформулируйте определение линейной функции.
- Что является графиком линейной функции? Как построить график линейной функции?
- Сформулируйте определение прямой пропорциональности.
- Как расположен в координатной плоскости график функции y = kx при k > 0 и при k < 0?
- В каком случае графики линейных функций пересекаются? Как найти координаты точки пересечения?
- В каком случае графики линейных функций являются параллельными прямыми?
- Улицы города “Линейная функция” обозначаются формулами вида y = kx + b. Среди формул y = –7x+ 1, , y = 0,5x + 1, , y = 2x2 + 3, y = –2, y = 4 – x есть названия улиц данного города. Найдите их.
- Дорога y = 2x показывает дорогу в город. Нам нужно выбрать правильный путь см. рис. 1.
Рис. 1
III. Письменные упражнения
Учитель: Итак, отправляемся в путь. Но в город нельзя попасть, не разгадав загадку.
Задание.
Определите в какой точке пересекаются улицы y = –7x + 1 и y = 4 – x.
Учитель: Вы успешно справились с заданием. Мы идем по городу. Но понадобилась ваша помощь. По улице y = –7x + 1 не закрываются форточки, нужно им помочь.
Задание.
Функция задана формулой y = –7x + 1. Заполните таблицу.
X | 2 | -1 | 0 | ||
Y | 8 | 15 |
Учитель: Идем дальше и встречаемся с маленькими “детьми” – точками А и В. “Малыши очень взволнованы, так как не могут найти свои улицы. Придется помочь точкам и развести их по своим улицам.
Задание.
Принадлежат ли графикам функций, заданных формулами y = –7x + 1, , y = 0,5x + 1, y = –2, y = 4 – x точки А (1; –6); В (3; 1).
Учитель: Ребята, давайте определим наши координаты. В городе две главные улицы: x и y. Мы находимся на пересечении главной улицы х и у = 0,5х + 1.
Задание.
В какой точке пересекает ось х график функции, заданной формулой у = 0,5х + 1.
Учитель: Чтобы обрадовать жителей города, мы сделаем им подарок – нарисуем карту данного города.
Задание.
Постройте в одной и той же системе координат графики функций:
y = –2, y = 4 – x, y = –7x + 1, , y = 0,5x + 1
Ученики выполняют задание самостоятельно в тетради.
После выполнения задания учитель вывешивает плакат с готовыми графиками данных функций для проверки.
Рис.2
IV. Подведение итогов урока
V. Задание на дом