Деление дробей

Разделы: Математика


Цели урока:

  • образовательные:
    • закрепить понятие обратной дроби, ввести понятие деления дроби на дробь и закрепить его при решении задач;
    • закрепить правила умножения дробей и сокращения дробей;
    • формировать исследовательские навыки.
  • развивающие:
    • развивать умения выдвигать гипотезу и обосновывать своё предположение;
    • развивать внимание учащихся.
    • развивать умение слушать товарищей, доводить начатое дело до конца.
  • воспитательные:
    • продолжить формирование чувства ответственности за результаты работы.

I. Устная работа и актуализация опорных знаний.

Вычислить: ; .

1,8 + 12,2; 2100 – 95; 5,19 – 4,09; 40 • 0,12; 1,8 : 0,03.

Решить уравнение:

а) 4х = 1,2;
б) 1,2 : х = 4;
в) у : 20 = 30.

Пользуясь тем, что 23 • 11 = 253, вычислить:

23 • 22;
23 • 44;
23 • 77.

– Какое свойство вы при этом применяли?

– Какие числа называются взаимно обратными?

Пользуясь определением взаимно обратных чисел, подобрать корень уравнения:

;

II. Изучение нового материала

Учитель. Мы уже умеем решать уравнения вида: .

– Каков корень этого уравнения?

– Что изменилось в уравнении ? ?

Ученики, работая в парах, выдвигают различные гипотезы и доказывают их.

Учитель. Вы правы: так как произведение увеличилось в 2 раза, а первый множитель не изменился, то второй множитель должен увеличиться в 2 раза (в 5 раз). Каков же будет корень уравнения?

Ученики. или 2 • , а во втором уравнении

Учитель. Можем мы найти корень этого уравнения?

Ученики. Нет, но мы можем предположить, что раз этот корень можно подобрать как

2 •, а, пользуясь правилом, можно записать, что , то это одно и то же

Учитель. Какую закономерность вы заметили? Сделайте вывод. Как выполняется деление дробей?

Ученики выдвигают версии правила, обсуждают их, и формулируется верное правило.

Учитель. Запишите правило, используя буквы.

III. Решение задач.

1. Проверьте, правильно ли выполнено деление (устно):

Какие ошибки были допущены при выполнении действий?

2. Выполните действия и сравните результаты:

Сделайте вывод.

3. Вычислите:

Расположите результаты в порядке возрастания и прочитайте полученное слово.

4. Решите задачу.

Из села одновременно в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного из них равна км/ч, что в раза больше скорости второго. Через сколько времени расстояние между пешеходами составит 26 км?

IV. Итоги урока

– Какое действие над дробями мы научились сегодня выполнять?

– Сформулируйте правило.

– Выполните устно действия:

V. Домашнее задание