Цели урока:
- образовательные:
- закрепить понятие обратной дроби, ввести понятие деления дроби на дробь и закрепить его при решении задач;
- закрепить правила умножения дробей и сокращения дробей;
- формировать исследовательские навыки.
- развивающие:
- развивать умения выдвигать гипотезу и обосновывать своё предположение;
- развивать внимание учащихся.
- развивать умение слушать товарищей, доводить начатое дело до конца.
- воспитательные:
- продолжить формирование чувства ответственности за результаты работы.
I. Устная работа и актуализация опорных знаний.
Вычислить: ; .
1,8 + 12,2; 2100 – 95; 5,19 – 4,09; 40 • 0,12; 1,8 : 0,03.
Решить уравнение:
а) 4х = 1,2;
б) 1,2 : х = 4;
в) у : 20 = 30.
Пользуясь тем, что 23 • 11 = 253, вычислить:
23 • 22;
23 • 44;
23 • 77.
– Какое свойство вы при этом применяли?
– Какие числа называются взаимно обратными?
Пользуясь определением взаимно обратных чисел, подобрать корень уравнения:
;
II. Изучение нового материала
Учитель. Мы уже умеем решать уравнения вида: .
– Каков корень этого уравнения?
– Что изменилось в уравнении ? ?
Ученики, работая в парах, выдвигают различные гипотезы и доказывают их.
Учитель. Вы правы: так как произведение увеличилось в 2 раза, а первый множитель не изменился, то второй множитель должен увеличиться в 2 раза (в 5 раз). Каков же будет корень уравнения?
Ученики. или 2 • , а во втором уравнении
Учитель. Можем мы найти корень этого уравнения?
Ученики. Нет, но мы можем предположить, что раз этот корень можно подобрать как
2 •, а, пользуясь правилом, можно записать, что , то это одно и то же
Учитель. Какую закономерность вы заметили? Сделайте вывод. Как выполняется деление дробей?
Ученики выдвигают версии правила, обсуждают их, и формулируется верное правило.
Учитель. Запишите правило, используя буквы.
III. Решение задач.
1. Проверьте, правильно ли выполнено деление (устно):
Какие ошибки были допущены при выполнении действий?
2. Выполните действия и сравните результаты:
Сделайте вывод.
3. Вычислите:
Расположите результаты в порядке возрастания и прочитайте полученное слово.
4. Решите задачу.
Из села одновременно в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного из них равна км/ч, что в раза больше скорости второго. Через сколько времени расстояние между пешеходами составит 26 км?
IV. Итоги урока
– Какое действие над дробями мы научились сегодня выполнять?
– Сформулируйте правило.
– Выполните устно действия:
V. Домашнее задание