Логопедия
-
Ритм в русской народной культуре и его роль в коррекционной работе логопеда 2025
Ритмичность потешного фольклора обеспечена стихотворным размером и повторяемостью элементов. Кроме этого, каждый из текстов отрабатывается по много раз, часто сопровождается ритмичными движениями. Все это помогает лучше воспринять, понять и запомнить текст: один фрагмент связан с другим, как цепочка, ведет за собой следующие звенья.
-
Конспект логопедического занятия с группой учащихся 4-го класса. Тема: "Гласные и согласные звуки и буквы" 2025
Цель урока: закрепление знаний о звуках и буквах.
-
Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи 2025
У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдается нарушение дыхания, что затрудняет процесс коррекционно-речевого воздействия и повышает риск заболевания верхних дыхательных путей. Для решения проблемы необходимо формировать у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи правильное физиологическое и речевое дыхание.
-
Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями речи с помощью информационно-компьютерных технологий 2025
Интерактивные игры помогут обогатить словарный запас по данной теме и применить на практике свои навыки в правильном грамматическом оформлении речи. Работу с интерактивными играми можно организовать в разных формах: индивидуальная, парная, подгрупповая, групповая, коллективная работа. Эти игры можно использовать как часть фронтального занятия, можно дать детям домой для закрепления темы с родителями. Их можно использовать на ноутбуке, проекторе или сенсорной доске.
-
Создание условий для успешного обучения грамоте детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения 2025
В статье представлено содержание работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи на основе авторского пособия «Логопланшет».
-
Использование ребусов в образовательной деятельности дошкольников и младших школьников 2025
Развитие речи и логического мышления является важной задачей в обучении дошкольников и младших школьников. Одним из эффективных методов стимулирования познавательной активности является использование ребусов. Они помогают детям развивать фонематический слух, лексико-грамматический строй речи, внимание и воображение. В данной работе рассматривается методика применения ребусов в учебной деятельности дошкольников и младших школьников, а также представлены практические упражнения и рекомендации по их использованию.
-
Формирование графомоторных навыков у детей с тяжелым нарушение речи «Творим и говорим» (игры с прищепками) 2025
Проведя анализ различных авторских коррекционных логопедических и педагогических методик и подходов, направленных на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук, я остановилась на использовании бельевых прищепок разного цвета, размера и формы. Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, который в дальнейшем помогает держать правильно ручку.
-
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звук и буква "С"» 2025
Образовательные задачи занятия: ознакомление детей со звуком [с] и его характеристиками (глухой, согласный); развитие умений слышать и различать звук [с] в словах; ознакомление с буквой «С» и её графическим образом; формирование навыков звукового анализа слов; закрепление чтения слогов с буквой «С».
-
Особенности социально-коммуникативного развития дошкольников с нарушениями речи 2025
Развитие коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями является одной из приоритетных задач педагога-психолога в логопедическом детском саду. Установлено, что дети с нарушениями речи испытывают значительные трудности в овладении социально-коммуникативными навыками. Для таких детей типичным является неразвитость эмотивного словаря, бедность и невыразительность лицевой мимики, трудности установления речевого контакта, неумение строить и поддерживать диалог, незнание основ речевого этикета.
-
Коррекция речи у дошкольников с билингвизмом 2025
Причины, по которым два языка у взрослого оказываются развитыми неодинаково, могут быть самыми разными. К числу наиболее важных относят, на каком языке говорил человек в детстве (то, что усвоено наиболее прочно и часто бессознательно), на каких языках говорили родители, люди в ближайшем окружении, в доме, на улице, на каком языке велось обучение в школе и что на каком языке преподавалось, кто были друзья, на каком языке шло общение с ними, какие языки и в каком объеме изучались в дальнейшем, где человек жил в течение своей жизни и чем занимался профессионально. Даже при стечении множества благоприятных обстоятельств все равно может оказаться, что один из языков усвоен недостаточно. Отдаленные результаты двуязычного воспитания и образования при грамотной организации этого процесса носят, по-видимому, почти всегда положительный характер. Тем важнее правильно организовать коррекцию речевого развития двуязычного индивида уже на раннем этапе.
-
Если хочешь быть здоров! (Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ОНР на примере лексической темы «Я — человек и моё здоровье») 2025
Цель занятия: формированию лексико-грамматических средств языка на примере лексической темы «Я – человек и моё здоровье».
-
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звук [ш], буква Ш» 2025
Задачи занятия: знакомство детей со звуком и буквой Ш; закрепить артикуляцию и характеристику звука Ш; учить называть слова с заданным звуком; учить детей определять место звука Ш в словах; закрепить навык звуко-буквенного анализа слова; упражнять в чтении слогов и слов со звуком (ш).
-
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с нарушениями речи 2025
В статье раскрываются особенности использования здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми с нарушениями речи. Даются рекомендации по организации образовательной деятельности, коррекции неречевых и речевых нарушений в работе логопеда.
-
Советы логопеда родителям 2025
Даны несколько советов логопеда родителям о том, как общаться с ребенком.
-
Фонематический слух – что это? 2025
Игра – это не учеба, она должна быть эмоциональной, веселой и легкой. Не превращайте игру в учебное занятие за рабочим столом. Давайте задания в движении, с перебрасыванием мяча, кувырками, прыжками. Ребенку должно быть интересно! Постепенно переходите от простого к более сложному. Не перегружайте детей даже игрой!
-
Консультация для педагогов на тему «Логопедизация в работе с детьми на закрепление элементарных математических представлений» 2025
Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важных задач воспитания в детском саду. Вместе с тем работа по развитию речи проводится одновременно с задачами по формированию элементарных математических представлений. Предлагаются игры на закрепление знаний по математике.
-
Обогащение активного лексикона дошкольников с ОНР с использованием игровой деятельности 2025
Дети с ОНР испытывают трудности в игровой деятельности: неточность воспроизведения действий, сложности с вниманием и памятью. Поэтому им требуется больше времени для погружения в игру и более активное участие взрослых. Взаимосвязь речи и игры проявляется в том, что речь обогащается в процессе игры, а развитие речи влияет на игровые навыки. Речь используется для обозначения действий, осмысления и выражения мыслей и эмоций.
-
Дифференциация согласных по принципу звонкости–глухости Ш–Ж 2025
Цель урока: учить детей различать на слух звуки Ш и Ж.
-
Дифференциация гласных первого и второго ряда: А–Я. (1-е занятие по теме) 2025
Цель урока: учить детей различать гласные А–Я устно и письменно.
-
Развитие мелкой моторики как средство коррекции звукопроизношения 2025
Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Именно поэтому, актуальность изучения способов и методов развития мелкой моторики бесспорна. Координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат. Поэтому на логопедических занятиях целесообразно применять специально подобранные игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук.
-
Нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с педагогами и родителями воспитанников ДОО 2025
Работая учителем-логопедом в ДОО невозможно охватить всех детей, нуждающихся в коррекционно-логопедической помощи, что и побуждает меня к поиску эффективных форм взаимодействия с педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников детского сада.
-
Использование приемов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда логопедической группы 2025
Логопедическая работа представляет собой систему здоровьесберегающих упражнений, направленных на профилактику речевых нарушений дошкольников. Организация логопедической работы опирается на принцип постепенности перехода от простого к сложному, системности и учета индивидуальных особенностей ребенка. Коррекционные логопедические занятия в детском саду проводятся в режиме смены динамичных поз. Часть занятия ребенок может сидеть, часть стоять, тем самым сохраняется его телесная вертикаль. Это позволяет сохранить работоспособность детей в течение всего времени занятия. Объем двигательной активности дополнен проведением физминуток, подвижных игр, минуток настроения; пальчиковой гимнастики; упражнениями психологической саморегуляции – релаксации; некоторыми приемами самомассажа и дыхательной гимнастики.
-
Презентация к логопедическому занятию "Дифференциация звуков [с]–[ш]" 2025
Представлена презентация для дошкольников к логопедическому занятию "Дифференциация звуков [с]–[ш]".
-
Формирование красивого почерка у первоклассников с помощью развития мелкой моторики рук 2025
Формирование красивого почерка у первоклассников — важная задача, которая требует внимания как со стороны родителей, так и со стороны учителей. Одним из ключевых аспектов в этом процессе является развитие мелкой моторики рук. В данной статье мы рассмотрим, как именно мелкая моторика влияет на почерк и какие упражнения могут помочь в этом.
-
Направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза 2025
В работе над слоговой структурой слова полезно и оправдано использовать максимальное количество приемов работы, что способствует повышению мотивации и снижению негативизма (за счет смены видов деятельности ребенка и подключения дополнительных сенсорных стимулов).
-
План-конспект по страницам Красной книги 2025
Цель занятия: формирование у детей предпосылок экологического сознания посредством знакомства детей с Красной книгой и ее представителями.
-
Интегрированное фронтальное занятие по развитию речи «Мебель» (между детьми старшего дошкольного возраста групп комбинированной (дети нормотипичные, ТНР) и компенсирующей (дети с ЗПР) направленности) 2025
Образовательные задачи. расширить предметный словарь детей названиями мебели и её частей; вводить в речь детей обобщающее понятие «мебель»; учить детей отличать предметы мебели от других видовых понятий; активизировать в речи детей прилагательные по теме; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; изменять число существительных в именительном падеже. Согласовывать числительные с существительными; образовывать относительные прилагательные; совершенствовать умение составлять небольшие описательные рассказы о мебели.
-
Развитие слухового восприятия у детей с речевыми нарушениями на примере игры "Погре-мышки" 2025
Предлагаемая игра «Погре-мышки» поможет сделать процесс развития слухового внимания, восприятия, памяти у детей с речевыми нарушениями интересным и увлекательным.
-
Логопедические игры в песочной стране 2025
Каждый раз, когда весна приносит тепло и по улицам бегут весёлые, журчащие ручейки, детвора дружно высыпает во дворы и начинает хлопотливо заниматься "кулинарными делами". Проходя мимо, невольно вспоминаешь своё детство: с каким удовольствием мы варили супы и каши из песка и кормили ими кукол, гостей, родителей! Первое, что запоминается из подаренных игрушек, - это кукла, ведёрко, формочки, совок. Какое удовольствие мы получали, выпекая куличики, пирожки и прочие "вкусности"! Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево, создаётся семья. Все это мир ребёнка, в котором он чувствует себя защищённым, где ему комфортно, все понятно и близко. И поэтому мною были приобретены ванночки для песка и воды. Это сделала я для того, чтобы дети чувствовали себя зимой, как летом, и играли сами. Хочу рассказать о том, как можно использовать песочницу на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
-
Логопедическое занятие по автоматизации звука Ш "В гостях у Маши и Миши" 2025
Цель занятия: отработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.