От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние годы во всем мире наблюдается тенденция ухудшения здоровья и снижение показателей развития детей дошкольного возраста, который является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса ее социальной адаптации. Дошкольники c ограниченными возможностями здоровья отличаются от своих сверстников уровнем физического и нервно-психического развития. Помимо речевого дефекта у большинства из них нарушены память, внимание, фонематические процессы, имеются хронические заболевание дыхательной, вегетососудистой, нервной систем организма,проблемы с развитием общей и мелкой моторики, отмечается эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство [5].
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Поэтому актуальным является включение в деятельность здоровьесберегающих технологий, направленных на решение задач сохранения, поддержания и укрепления здоровья воспитанников. Необходимо проводить комплексную оздоровительно-коррекционную работу, включающую мышечную релаксацию, самомассаж, дыхательную, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие межполушарных взаимодействий, на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), упражнения для профилактики зрения, физкультминутки, логоритмические упражнения [6].
Существует множество методик и литературы по разным направлениям здоровьесберегающих технологий, из которых нужно подобрать и составить содержание работы, подходящее педагогу с конкретными детьми.
В коррекционно-развивающей деятельности c детьми с речевыми нарушениями использование здоровьесберегающих технологий является необходимым средством, которое влияет на формирование гармоничной, творческой личности ребенка, подготовку его к самореализации в жизни, основанной на ценностных ориентирах, таких как здоровье.
Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья воспитанников [2].
В своей работе я применяю как традиционные, так и нетрадиционные здоровьеcбeрeгающиe технологии, которые содержит каждое логопедическое занятие. Основной комплекс здоровьеcбeрeгающих технологий рассмотрим подробнее.
Самомассаж, выполняемый ребенком самостоятельно, движениями пальцев и кистей рук по лицу, шее, ушам, и массаж языка при помощи губ и зубов оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, готовят мышцы к артикуляционной гимнастике, помогая лучше ощущать эти мышцы, управлять ими, делая мимику выразительнее.
Массаж побуждает к активности, является профилактикой заболеваний, основывается на четырех принципах: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. Только после массажа можно переходить к тренировке речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика – выработка полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, точности, силы, переключаемости движений, необходимых для правильного произношения звуков. Упражнения для артикуляционной гимнастики должны быть целенаправленными, следует подбирать их с учетом тех артикуляционных укладов, которые необходимо сформировать для каждого звука той или иной группы.
Для игровых упражнений используются игрушки-говорушки, игрушки-символы, сказки-игры о Веселом Язычке.
Детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения.
Дыхательная гимнастика является уникальным оздоровительным методом, способствующим насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров, корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, силу, продолжительность и правильное распределение выдоха. Дыхание играет важную роль в артикуляции, звукопроизношении и развитии голоса.
На логопедических занятиях я применяю элементы оздоровительной методики Стрельниковой А.С., которая направлена на развитие дыхательной системы, вокальных данных и восстановлении организма в целом.
Регулярное выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить и укрепить здоровье детей [2].
С помощью зрительной гимнастики можно улучшить восприятие, расширить поле зрения. Движения глазами помогают развивать межполушарное взаимодействие, позволяют снять мышечное напряжение глаз, вызывают эмоциональный подъем, повышают энергию организма.
Гимнастика для глаз является средством профилактики нарушений зрения. Для выполнения такой гимнастики достаточно 2–4 минут. Главное правило – двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии. Все упражнения нужно делать стоя, по словесным указаниям, с использованием различных стихотворений, потешек, мелких предметов, различных тренажеров. При подборе гимнастики для глаз необходимо учитывать возраст, состояние зрения и быстроту реакции ребенка. Для предупреждения усталости глаз следим за их напряжением и после гимнастики практикую расслабляющие упражнения, например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте так, как машет крылышкам и бабочка, часто-часто, легко-легко».
Мелкая моторика тесно связана c развитием речи ребенка, так как в головном мозге центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко. Стимулируя тонкую моторику рук, активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Важность развития мелкой моторики подчеркивал Сухомлинский В.А.: «Ум ребенка – на кончиках его пальцев», ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке.
На логопедическом занятии я использую пальчиковую гимнастику, упражнения c прищепками, шишками, грецким орехом, шестигранном карандашом и другими подручными предметами, которые помогают переключать внимание, улучшить координацию и мелкую моторику. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь [1].
Биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки) – технология, помогающая ускорить коррекцию звукопроизношения у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как движения кистей рук усиливают импульсы, проходящие от языка к коре головного мозга. Выполнение артикуляционных упражнений совместно с движениями кисти и пальцами рук способствует улучшению артикуляционной моторики и звукопроизношения. Приемы биоэнергопластики используются и при автоматизации поставленных звуков (по методике Архиповой Е.Ф.). Данная технология оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, координацию движений, мелкую моторику и развитие психических процессов [5].
Кинезиологические упражнения активизируют все мозговые процессы – память, мышление, быстроту реакции, что способствует более эффективному освоению нового материала. Использую элементы методики Сиротюк А.Л., которая позволяет объединить в себя кинезиологические упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка, глаз и т.д., что позволяет расширить границы возможностей мозга ребенка и выявить скрытые способности организма.
В логопедической работе с детьми использую комплекс кинезиологических упражнений, направленных на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое, таких как «Колечки», «Кулак – ребро – ладонь», «Лягушка», «Ухо – нос» и т.д. Систематическое использование данных упражнений способствует развитию межполушарных связей, концентрации внимания, дети становятся активными, снимается напряжение, страх, раздражение и улучшаются учебные достижения [2].
Технология Су Джок относится к нетрадиционным методам оздоровления. Самомассаж кистей рук с помощью шарика и пружинок Су Джок оказывает благотворное влияние на весь организм ребенка, активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию внимания, памяти, мышления, восприятия и речи. Применяю активно в своей деятельности приемы Cу-Джoк терапии в качестве массажа для мелкой моторики пальцев рук, который стимулирует высокоактивные точки, расположенные на ладонях, кистях рук, соответствующие всем органам и системам организма, сопровождая речью все движения шарика и эластичного кольца.
Динамические паузы (физминутки) применяю в середине каждого занятия в игровой форме для снятия статического утомления различных мышц, напряжения, вызванного негативными эмоциями, нервной системы, мозга. Физминутки обеспечивают активный кратковременный отдых детям и способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой, что способствует возрастанию активности детей на занятиях.
Также в процессе динамических пауз происходит развитие памяти, мышления, речи детей, так как практически все они сопровождаются речью.
Технология cтeрeогнoз помогает развивать у детей способность узнавать предметы на ощупь. В игровой форме осуществляется активизация мыслительных операций, массаж кончиков пальцев ребенка. Тактильное различение предметов, помещаемых на ладонь, разнообразие ощущений, поступающих от руки в кору головного мозга, помогают ребенку угадать знакомые предметы на ощупь, определить их форму, размер и поверхность.
Одной из эффективных и интересных форм коррекции речи детей является логоритмика – система упражнений, игр, заданий на основе сочетания движения, музыки, слов, которая направлена на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Логоритмику можно использовать как самостоятельный метод, можно использовать элементы логоритмических упражнений как часть занятия с целью преодоления речевых, моторных, двигательных, фонематических нарушений.
Данные упражнения включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые способствуют укреплению здоровья ребенка, развитию моторных и сенсорных функций, чувства равновесия, осанки и походки; коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слова, расширению словарного запаса детей дошкольного возраста [3].
Решение задач здоровьесбережения детей осуществляю на подгрупповых и индивидуальных занятиях всегда в игровой форме.
Перечисленные здоровьесберегающие методы и приемы используются в разных частях занятия, а также в режимных моментах в течение всего дня.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в работе логопеда является важной составляющей коррекционно-оздоровительной работы, способствует повышению уровня обучаемости, творческих способностей детей, улучшению психических процессов, социальной адаптации, поэтапном устранении речевых нарушений [4].
Список литературы и источников
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. С. 21–28.
- Байгунова В.А. Дыхательная гимнастика в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. // Молодой ученый. 2021. № 33 (375). С. 123–125.
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Коробченко Т.В., Розова Ю.Е. Здоровьесберегающие методы в работе с детьми с речевыми нарушениями. СПб.: АППО, 2010.
- Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией. М.: 2009.
- Леонова С.В. Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов // Логопед. 2004. № 6. С. 83.