Каждый раз, когда весна приносит тепло и по улицам бегут весёлые, журчащие ручейки, детвора дружно высыпает во дворы и начинает хлопотливо заниматься "кулинарными делами". Проходя мимо, невольно вспоминаешь своё детство: с каким удовольствием мы варили супы и каши из песка и кормили ими кукол, гостей, родителей!
Первое, что запоминается из подаренных игрушек, - это кукла, ведёрко, формочки, совок. Какое удовольствие мы получали, выпекая куличики, пирожки и прочие "вкусности"! Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево, создаётся семья. Все это мир ребёнка, в котором он чувствует себя защищённым, где ему комфортно, все понятно и близко.
И поэтому мною были приобретены ванночки для песка и воды. Это сделала я для того, чтобы дети чувствовали себя зимой, как летом, и играли сами. Хочу рассказать о том, как можно использовать песочницу на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Работать с песочницей мы начинаем сразу: сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия. Такие занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики. Здесь можно определить лидера, конфликтного ребёнка, выявить скрытые таланты.
Затем, на занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: "горячее - холодное", "сухое - мокрое", "твёрдое - мягкое", "гладкое - острое". Кинестетические ощущения получаются во время движения.

Обычно в своей работе я использую игры, которые предлагают Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева и Т.М.Грабенко в "Практикуме по креативной терапии":
- "поскользить" ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- "пройтись" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
- "пройтись" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребёнок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать, кому они принадлежат!

Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы закопанной среди прочих в песке, найти зверя на заданный звук (вариация игры "Волшебный мешочек").

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. На практике, неоднократно приходилось наблюдать, как возбуждённые дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное - ребёнок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.

Слова на песке пишем печатными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа её как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребёнка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это даёт возможность ребёнку ощущать себя успешным.

Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трёхсложные.

Нравится детям игра "Мой город". Логопед даёт задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:
- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- обучающиеся чувствуют себя более успешными;
- на занятиях нет места монотонности и скуке;
- у первоклассников более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.