Ритм в русской народной культуре и его роль в коррекционной работе логопеда

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Ключевые слова: логоритмические упражнения, Ритм


Основа всей жизни человека — ритм,
данный каждому его природой, дыханием.
К.Станиславский

С самого рождения человек окружен различными проявлениями ритмического начала. Ритм является структурообразующим, упорядочивающим элементом культуры. Ритм организует бытие, выстраивает пространство, определяет время. Представления человека о мире во многом определены тем, как они ритмически организованы.

Вспомним в этой связи структуру русских сказок («Репка», «Яичко», «Теремок», «Колобок» и др.), в которых цикл событий сменяется новым циклом, повторяющим предыдущий.

Сама природа наделена ритмом. Ритм смены времен года, цикл развития бабочки или весенняя капель-все вокруг наполнено ритмом.

Ритм заложен в самом человеке: ритм сердца, дыхания, речи, ходьбы. Ритм даёт движение, жизнь. Если на минутку представить, что ритма нет, остановится жизнь, время, развитие. Одним из качеств хорошей речи является ее ритмическая выразительность. Также на речь влияет способность воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок. Часто эта способность бывает нарушена у детей с ОВЗ.

Нарушения чувства ритма могут быть связаны с дефицитарностью в работе как корковых, так и подкорковых структур головного мозга.

Простое на первый взгляд задание — отбивать заданный ритм — в реальности является весьма затруднительным, сложным процессом, который затрагивает обширные зоны слуховой, моторной коры, префронтальные корковые области, а также ряд подкорковых образований.

Способность к восприятию и воспроизведению ритма является важным показателем состояния не только двигательной сферы, но также и когнитивных процессов, неврологического статуса, развития речи.

Поэтому важно увидеть степень нарушения восприятия и воспроизведения ритма и построить комплексную коррекционную работу по преодолению не только речевых, но и моторных нарушений.

Развитие ребенка можно сравнить с лестницей вверх. Невозможно перескочить через ступеньку. Ребенок должен пройти все этапы своего развития. Если по какой-то причине, способность к восприятию и воспроизведению ритма сформировалось не достаточно, то этот этап (ступеньку) нужно помочь ребенку пройти.

Мудрый педагог - русский фольклор, веками отрабатывал методику развития ребенка, по средствам устного народного творчества. Фольклор играет чрезвычайно важную роль в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста. Это подтверждается многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных учёных. Использование игровых моделей фольклора позволяет добиться наиболее значимых результатов в развитии чувства ритма.

Все образцы детского фольклора можно разделить на три типа: календарный, потешный и игровой. В своей работе я больше обращаюсь к потешному фольклору. Потешный фольклор – это пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки.

Ритмичность потешного фольклора обеспечена стихотворным размером и повторяемостью элементов. Кроме этого, каждый из текстов отрабатывается по много раз, часто сопровождается ритмичными движениями. Все это помогает лучше воспринять, понять и запомнить текст: один фрагмент связан с другим, как цепочка, ведет за собой следующие звенья.

Пестушки — коротенькие приговорки, сопровождающие ритмизированной и рифмованной речью .

Я сейчас работаю с детьми разного возраста, начиная с 3 лет, Приговаривая пестушки можно делать самомассаж лицевых мышц и пассивные артикуляционные упражнения. Малыши положительно откликаются на текст пестушек, воспринимая весь процесс, как весёлую игру.

Носик, носик, носопырка –
Справа дырка, слева дырка
А на кончике звоночек,
Сам звенит, когда захочет.

Щечки, сладенькие щечки
Нежные, как лепесточки.
Щечка – раз и щечка – два!
Целовать давно пора!

Потешки — сопровождают игры взрослого с ребенком, его ручками, пальчиками.

Несомненна роль развития кинетического праксиса в развитии ребенка.

Подключая в игру текст потешки, наполненный ритмом, мы решаем много поставленных задач! Это и развитие чувства ритма, и развитие пальчиковой моторики и, конечно, развитие речи.

Большому дрова рубить (большой пальчик),
А тебе воды носить (указательный пальчик),
А тебе печку топить (безымянный пальчик),
А тебе кашу варить,
А тебе песни петь (мизинчик).
Песни петь для плясать,
Родных братьев потешать!

Прибаутки — небольшие стихотворения в 4—6 строк, своим содержанием напоминающие маленькие сказочки в стихах. Содержание прибауток составляют яркие, красочные картинки окружающей жизни (быт, домашнее хозяйство, домашние животные).

В своей работе часто использую прибаутки.

  • для автоматизации поставленных звуков,
  • для развития темпо-ритмической стороны речи,
  • для развития диалогической речи,
  • для развития интонационной выразительности речи.

Скороговорки

В русском фольклоре есть и словесные игры, например, скороговорки — словесные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз. В скороговорке сочетаются однокоренные или похожие по звучанию слова, что затрудняет ее произнесение и делает ее незаменимым упражнением для развития речи. Как правило, скороговорка обыгрывает один или несколько звуков, она целиком построена на аллитерации, так рождается ее неповторимый звуковой облик.

Детям очень нравится артикуляционная гимнастика по мотивам русской народной прибаутки «Маланья»

У Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показать избушку)
Семь сыновей, (Показать семь пальцев)
Все без бровей (Очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами, (Растопыренные ладони поднести к ушам)
Вот с такими носами, (Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами)
Вот с такими усами, (Очертить пальцами длинные "гусарские" усы)
Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой! (Показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили, не ели, (Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)
На Маланью все глядели, (Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами)
И все делали вот так. (Дети показывают артикуляционное упражнение)

Литература

  1. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание.-1992. - №5-6. - С.5-8.
  2. Галанина Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2008.- № 5. – С.32-37.
  3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005
  4. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г.Круглов. – М.: Высшая школа, 1986. – С.185-193.
  5. С.А.Троицкий «Ритм в русской народной культуре».