Конспект логопедического занятия с группой учащихся 4-го класса. Тема: "Гласные и согласные звуки и буквы"

Разделы: Логопедия

Класс: 4

Ключевые слова: логопедическое занятие, гласные и согласные звуки


Тип в системе занятий: формирование умений и навыков.

Цель: Закрепление знаний о звуках и буквах.

Задачи:

Коррекционные:

  • Уточнить и закрепить правильную артикуляцию звуков;
  • Совершенствовать умения и навыки дифференциация понятий гласные-согласные звуки и их связь с буквами.
  • Закреплять знания о графических образах букв.

Развивающие:

  • Развивать и корригировать пространственную ориентировку, зрительное восприятие и произвольное внимание, зрительную память
  • Развивать фонематический слух, навыки языкового, слогового, звукобуквенного анализа и синтеза, мыслительные операции анализа и синтеза.
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, внимание и наблюдательность

Воспитательные:

  • Воспитывать положительную мотивацию к занятию
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, дисциплинированность

Оборудование: компьютер, карточки с буквами, карточки для характеристики звуков, объемные буквы, карточки со словами, разрезные картинки, цветные карандаши, карточки-пазлы со слогами, карточки с картинками, цветные квадраты, светофорчики для рефлексии.

Ход занятия

I. Оргмомент

Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть, давайте улыбнемся и начнем занятие.

Разминка

1) Пока не садитесь. Чтобы сесть, давайте прислушаемся к вашему имени, послушаем в нем гласные. Я буду называть гласные, и у кого в имени есть такие гласные садится.

Сядет тот, у кого в имени есть звук и-и-а, и-а, о-я.а-и-и-а,

2) Артикуляционная гимнастика

Чтобы красиво и правильно говорить начнем наше занятие с артикуляционной гимнастики. Возьмем зеркала, чтобы следить, как вы выполняете движения. Смотрим на экран и выполняем движения. Молодцы.

3) упражнение на межанализаторное взаимодействие. Кулак-ребро-ладонь.

Чтобы быстро думать, правильно работать и писать, потренируем руки и мозг, у вас лежат коврики, на прямоугольник кладем ладошку, на кружочек кулачек, перекладываем руки на пустые фигуры. Коврики уберите на край стола.

II. Введение в тему

1) Начнём наше занятие. Вам, ребята, надо выполнить следующее задание. Здесь зашифрован девиз нашего занятия. Будьте внимательны.

- Уберите буквы, которые повторяются по 2 раза

З, П, С, Б, Т, К, У, Ы, Ш, Э, Д, Я, Ж, Ь, Ф, Ю, Э, Ф, Т, Ш, В, З, Ч, П, Р, С, А, Г, П, О, М, Э, Л, Ю, Е, К, Н, Ш, Ж, И, Т, Я, Ч, З, Ы.

Остальные прочитайте (распределение слов)

- Что значит выражение «Будь врагом лени»

- Я думаю, что вы на занятии будете старательны, активны, а значит, не будете лениться.

- Прочитайте про себя, быстро, шёпотом, громко.

На занятии мы будем внимательно смотреть, слушать, говорить, думать.

2) - На прошлых занятиях мы говорили о звуках и буквах. Давайте вспомним, все, что мы знаем

Закончите предложение:

- звуки мы слышим и ……

- буквы мы видим и ….

- звуки делятся на ….

- при произнесении гласного звука воздух….

- при произнесении согласного звука воздух…

Перечислим различия гласных и согласных звуков.

При произнесении гласных звуков воздух проходит свободно.

Гласные (можно петь, нет преграды, с голосом).

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кровати баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и шептать.

Гласные звуки очень важны, от их правильного произношения зависит красота речи.

При произнесении согласных воздух встречает препятствие Согласные (нельзя петь, преграда, шум, шум+голос).

А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Но согласные нам тоже очень нужны, ведь только с их помощью образуются слоги и слова.

- Итак, сегодня мы продолжим различать гласные и согласные звуки и буквы.

III. Формирование умений и навыков

1) «Отгадай букву»

- В песке спрятаны буквы. Ощупайте букву, назовите, определите гласная или согласная, составьте слово с этим звуком.

А сейчас откройте тетради, запишите число и послушайте внимательно задание.

2) «Запиши первую букву»

- аист, ослик, ива, утка

«Запиши последнюю букву»

- дом кот, слон, сок

3) Динамическая пауза

- назову гласную - руки вверх, согласную - прыжки, слог - оба движения.

4) работа со словами «Карточка со словами» (у каждого ребенка карточка)

- прочитайте слова.

- найдите и запишите слово, которое начинается на гласную букву

- слово, в котором 4 слога,

- слово, в котором рядом стоят 2 согласные,

- которое начинается и заканчивается на согласную,

- слово, в котором одинаковые гласные,

- начинается и заканчивается на гласные буквы

(молоко, черепаха, шарик, глазок, иголка, листок, усики.

5) «Собери пазлы»

У каждого ребенка конверт с разрезной картинкой «домашние животные»

- соберите картинку, назовите слово. Назовите одним словом. Почему их называют домашними животными?

6) Собери название домашнего животного из слогов.

У каждого ребенка конверт со слогами одной формы-название животного, изображенного на картине (собака, коза, овца, кошка, корова)

- соберите названия своих животных из слогов, запишите в тетрадь, подчеркните гласные, поделите на слоги.

- вспомним названия детенышей дом.животных. Количество слогов в слове должно соответствовать количеству фалангов на пальцах.

(щенок, котенок, теленок, ягненок, козленок).

7) Заключительная часть

Диагностика

- Проверим, как вы научились различать гласные и согласные.

Упр.«Коврик»

Карточка со словами.

Гусеница

обезьяна

Рыба

крот

мяч

Утюг

лапа

флаг

сумка

- Закройте картинки, в названии которых 2-й звук гласный красными квадратами, согласный-желтыми.

Сверьте с образцом. У кого получился узор как на образце - молодцы.

Образец:

- Как мы произносим гласные звуки? - Как произносим согласные звуки?

Рефлексия «Светофорчики»

- Если вы справились с этим заданием и вам легко было на занятии – раскрасьте кружок на светофоре зеленым цветом, если затрудняетесь, путаетесь – раскрасьте желтым, а если вам сложно и вы ничего не поняли – красным.