Дифференциация согласных по принципу звонкости–глухости Ш–Ж

Разделы: Логопедия

Класс: 1

Ключевые слова: парные звонкие и глухие согласные


1 занятие по теме

Цель: Учить детей различать на слух звуки Ш и Ж.

Лексический материал: Слоги и слова со звуками Ш и Ж.

Оборудование: Демонстрационные карточки, предметные картинки, тетради, цветные ручки.

Ход занятия

Организационный момент

Л: Садится тот, кто назовёт слово со звуком Ш (первый ряд) и Ж (второй ряд).

Л: Где звук Ш, Ж?

Л: Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки Ш и Ж.

1. Характеристика звуков Ш и Ж

Л: Вспомним характеристику звуков Ш и Ж.

Ш – согласный, шипящий, глухой; Ж – согласный, шипящий звонкий.

2. Различение звуков Ш и Ж на слух

Л: Возьмите карточки с буквами Ш и Ж. Слушайте слоги, которые я называю, поднимаете ту карточку какой звук слышите. Закройте глаза.

шо жа жо шо шу жи ши жу шо ошн жны жну

Слушайте слова, которые я называю, поднимаете ту карточку какой звук слышите. Закройте глаза.

Кошка, шуба, жук, мышь, кожа, лужа, шарф, морж, лошадка, ушко, жакет

Л: Какие звуки вы различали? Д: Звуки СШ и Ж.

3. Игра «Наоборот»

Л: Скажи наоборот:

ША ШО ШУ ШЫ ШЭ ШО

ШТА ШТО ШTУ ШТЫ ШТЭ ШТА

4. Воспроизведение слогового ряда

Л: Повтори. Сколько слогов ты назвал?Какой по счету слог со звуком Ж?

ЖА-ША-ЖА

ЖА-ША-ЖА

ЖА-ША-ША

ША-ЖА-ЖА

ША-ЖА-ША

ЖА-ЖА-ША

Л: Слоги с какими звуками вы повторяли?

Д: Мы повторяли слоги со звуками Ш и Ж.

Л: Какой звук Ж?

Д: Звук Ж — согласный, шипящий, звонкий.

Л: Какой звук Ш?

Д: Звук Ш — согласный, шипящий, глухой.

5. Отбор картинок со звуками Ш и Ж

Л: Посмотрите на картинку. Назовите её. Какой звук Ш или Ж в этом слове?

Л: Какие звуки были в названии картинок?

Д: В названии картинок были звуки Ш и Ж.

6. Чтение

Л: Возьмите карточки. Читайте по цепочке.

ЖУК, ШАГ, ШАР, КОЖА, ЛУЖА, ШУМ, ЖАБА, УЖ, ШАПКА, МАШИНА

Л: Слова с какими буквами вы читали?

Д: Мы читали слова с буквами Ш и Ж.

Л: Какой звук Ж?

Д: Звук Ж — согласный, шипящий, звонкий.

Л: Какой звук Ш?

Д: Звук Ш — согласный, шипящий, глухой.

7. Схемы слов

Л: Запишите слова, составьте схему этих слов.

ШАР, ЖУК, ЖАБА, КОШКА, МОШКА, УЖИ

Проверка.

8. Итог занятия

Л: Что мы делали сегодня на занятии?

Д: Мы сегодня писали слова со звуками Ш и Ж.

Л: Какой звук Ш, Ж?