Коррекционно-образовательные задачи:
- знакомство детей со звуком и буквой Ш;
- закрепить артикуляцию и характеристику звука Ш;
- учить называть слова с заданным звуком;
- учить детей определять место звука Ш в словах;
- закрепить навык звуко-буквенного анализа слова.
- упражнять в чтении слогов и слов со звуком (ш);
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать мелкую моторику;
- развивать личностные качества: любознательность, активность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать устойчивый интерес с образовательной деятельности;
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
План ООД
I. Организационный момент
Доброе утро, ребята. Сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.
Мы с вами продолжаем наше путешествие по стране Азбука – стране звуков и букв, и нас ждет встреча с новым жителем этой страны.
А сейчас я предлагаю вспомнить уже нам знакомых жителей этой страны. - Вспомним, чем отличается звук от буквы?
- На какие две группы делятся все звуки, каким цветом мы их обозначаем.
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Предлагаю вам надеть маски и определить какая буква у вас на карточке. (Дети надевают маски и на ощупь определяют каждый свою букву.)
Игра «Звук и слово»
Вы называете звук, который обозначает ваша буква и придумываете слово, которое начинается с этого звука.
- Определяем какой это звук, гласный или согласный.
(Каждый ребёнок по очереди работает со своей буквой)
II. Основная часть
1. Сообщение темы, постановка задачи
Логопед привлекает внимание детей к сухому бассейну (с гречневой крупой).
- Положите ладони в бассейн, закрой глаза, почувствуй, как вам тепло, приятно, крупинки чуть колют ваши ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинайте погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Что вы чувствуете? (Крупинки острые, они сильно колют ваши ладошки, пальчики.) Давайте копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?
Дети обнаруживают картинки – подарки, внутри которых спрятались картинки со звуком Ш. Необходимо их подсветить фонариком, чтобы узнать, что внутри.
- Послушайте, как я их назову: шапка, мишка, кошка, шарф, машина, камыш.
- Какой звук я выделила? (Звук Ш.)
- Сегодня мы с вами познакомимся со звуком Ш.
2. Артикуляция звука Ш
Давайте правильно произнесем звук Ш.
Итак, когда мы произносим звук Ш, мы:
- губки округляем и слегка вытягиваем вперед;
- широкий язычок наверху образует «чашечку»;
- Поднесите ладонь к губам, произнесите этот звук. Струя воздуха теплая или холодная? (теплая, плавная)
- Когда мы произносим звук «Ш», струя воздуха встречает преграды? (да, язык и зубы)
- Значит, какой это звук? Согласный или гласный? (согласный)
Тактильный контроль
- Что делает голос, когда мы произносим звук( Ш): спит или песенку поет?
- Давайте закроем уши и пошипим, если в ушах звенит – это звонкий звук, а если в ушах тихо – он глухой. (В ушах тихо, глухой звук)
- Есть еще один способ. Приложите ладонь к горлышку, скажем ШШШ.
- Как было в домике, тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали? (тихо).
- Значит, какой это звук? Глухой или звонкий? (глухой).
- Обратите внимание у звука( Ш) есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.
Итог: звук Ш: согласный, глухой, твердый .Каким цветом мы его обозначим?(синим)
3. «Веселый паровоз»
- Определение звука «Ш» в разных позициях словах.
Ребята, звук Ш очень любит прятаться в словах, а у нас есть интересная игра «Веселый паровоз», в которой нужно разложить предметы по вагонам паровоза согласно тому, где спрятался звук. Мы с вами знаем, что звуки в словах могут прятаться…
Правильно, в начале слова, в середине слова, в конце слова.
У каждого ребёнка по три карточки, которые он раскладывает по вагончикам.
4. Физминутка
Выполним упражнения про кошку:
Вот окошко распахнулось, (разводят руки в стороны.)
Кошка вышла на карниз. (имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)
Вот налево повернулась. (поворот влево.)
Вот направо повернулась. (поворот вправо)
Посмотрела кошка вверх. (голову подняли вверх.)
Посмотрела кошка вниз. (голову вниз.)
Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз. (Дети приседают.)
- А теперь пора познакомиться с буквой Ш.
5. Знакомство с буквой (Ш)
Дети сели на места. Работа в прописях.
Ребята, посмотрите на букву Ш.
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Сверху вниз три палочки,
А внизу соединялочка.
- Сколько нужно написать палочек, чтобы получилась буква Ш?
- Правильно, четыре. Три ровных палочки пишем сверху-вниз, и соединяем их линией внизу.
- Напишем целую строчку красивой буквы Ш.
- Каким цветом мы закрасим букву Ш?
- Правильно, буква Ш согласная, твёрдая, поэтому берём синий карандаш.
- Теперь мы знаем как правильно пишется буква Ш. Найдите на картинке спрятанные буквы Ш и обведите их.
6. Звук Ш оказался очень дружелюбным и подружился почти со всеми звуками, кроме одного – звук Ш не дружит с гласным Ы! это правило!
Давайте подружим Ш с гласными звуками:
Ш+А=ША Ш+О=ШО Ш+У=ШУ |
А+Ш=АШ О+Ш=ОШ У+Ш=УШ |
Чтение слогов с использованием нейропалочек.
ША - ШО - ШУ
АШ – ОШ - УШ
7. Работа со словом
Я предлагаю вам выполнить новое задание – отгадать загадки и по первым звукам нужно составить новое слово. Работаем с дощечками
Твой хвостик я в руке держал.
Ты полетел, я побежал. (Шар)
- Произнесите первое слово шшшшар
- Какой первый звук? (звук Ш). Находим крышечку с буквой Ш и выкладываем её на дощечку.
Вторая загадка:
По узенькой дорожке
Голова, да рожки
Кто так медленно ползёт?
На себе свой дом везёт? (Улитка)
- Второе слово – ууууулитка
- Какой здесь первый звук? (звук У). Находим крышечку с буквой У и выкладываем её на дощечку.
Третья загадка:
Орешек взял, и наутёк.
С большим хвостом пушной зверёк.
- Третье слово - ббббелка
- Какой здесь первый звук? (звук Б). Находим крышечку с буквой Б и выкладываем её на дощечку.
Четвёртая загадка:
Сам алый, сахарный,
Кафтан полосатый, бархатный. (Арбуз)
- Четвёртое слово – аааааарбуз
- Какой здесь первый звук? (звук А). Находим крышечку с буквой А и выкладываем её на дощечку.
- Сколько звуков с слове ШУБА ? (четыре), значит и букв должно быть четыре.
А теперь сделаем звуковой анализ слову ШУБА.
8. Подведение итогов. Рефлексия
- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
- Какой звук Ш?
- А кому бы вы хотели рассказать о том, что сегодня узнали?
- Что было сложнее всего сегодня выполнять?
- А за что вы себя бы похвалили?
Предлагаю завершить наше занятие творческим подходом, украсим букву Ш, сделаем её нарядной и красивой.