Консультация для педагогов на тему «Логопедизация в работе с детьми на закрепление элементарных математических представлений»

Разделы: Логопедия


Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важных задач воспитания в детском саду. Вместе с тем работа по развитию речи проводится одновременно с задачами по формированию элементарных математических представлений. Предлагаются игры на закрепление знаний по математике.

1. Игра «Стук-стук» - на понимание и называние числительных, развитие количественных представлений. Используются музыкальные инструменты (барабан, бубен).

Педагог ритмично стучит по барабану (бьёт в бубен). Ребёнок слушает удары с закрытыми глазами. Затем столько же раз должен подпрыгнут или похлопать в ладоши или постучать по барабану). Остальные дети следят за правильностью исполнения и называют, сколько раз подпрыгнул, прохлопал, простучал.

2. Игра «Волшебный мешочек» - на закрепление в речи количественных числительных. Дети достают картинки, на которых нарисованы разные предметы и озвучивают, сколько нарисовано их. Например: три мяча, пять матрёшек, две куклы, одно ведро.

3. Игра «Рыбаловы» - на закрепление навыка счёта в пределах 5, правильно согласовывать числительное с существительными.
Используется удочка с магнитом и коробка с бумажными или пластмассовым рыбками.

Дети вылавливают рыбок и считают: «Я поймал одну рыбку», «Я ещё поймал одну рыбку. У меня стало две рыбки» и т.д.

4. Игра «Дорожка» - закрепление согласование числительного с существительным и умение составлять предложение. (Я вижу пять красных помидоров.) Предлагается панно с цветными дорожками и предметными картинами. Дети выбирают по желанию любую цветную дорожку и по ней путешествуют.

5. Игры можно проводить в зависимости от лексических тем. Например, тема: «Человек» или «Транспорт». Можно организовывать игры на закрепление разных задач. «Сколько у одного человека и у трёх человек разных частей тела?» (У одного человека одна голова, две ноги, две руки, одна спина, один живот и т.д.)

(У трёх человек 3 головы, три спины, три живота, шесть рук, шесть ног и т.д.) «Сколько у машин колёс, шин, кабин, фар, рулей?»

6. Работая по теме «Дикие животные» можно предложить игру «Сосчитай серых волков, рыжих лис и т.д.» - закрепляется согласование числительного с прилагательным и существительным.
Например: один серый волк, два серых волка, три, четыре серых волка, пять серых волков.

7. Кроссворды «Поменяй буквы в словах так, как подсказывают цифры»

  • К У С Т - 1 2 3 4
  • 4 3 1 2 получается С Т У К

8. «Прохлопай или прошагай слово» - упражнять в делении слов на слоги. Логопед или педагог показывает карточку с цифрой. Дети прохлопывают, прошагивают с проговариванием подходящего слова, определяя количество слогов. Например: карточка с цифрой 4 – предметные картинки (молоко, ваза, машина, слон, стол, заяц и т.д.)

9. «Кубик» - развитие сложных форм фонематического анализа и лексико-грамматических категорий. Использовать кубик с разным количеством точек на сторонах (1, 2, 3, 4 точки).

Педагог бросает кубик, дети придумывают слова, состоящие из 1, 2, 3, 4-х слогов в зависимости от выпавших точек на кубике. Можно использовать кубик с предметными картинками. Какая сторона (например: «корова»), педагог даёт задание («Назови детёнышей коровы» или «Сосчитай коров до 5» и т.д.)

10. Игры на формирование пространственных понятий. «Где живут буквы в домике?» «Где живут картинки?» Например: Буква «И» живёт в правом верхнем углу и т.д. Можно предложить цветные домики с разным расположением букв или предметных картинок.

10. Игра «Путешествие мухи» - предлагается квадрат, разлинованный на клетки. Дети выполняют устные инструкции, и муха передвигается по клеточкам в разных направлениях. Например: вверх на две клетки, вправо на три клетки, вниз на т.д. В этой игре решаются задачи зрительно-моторной координации. И в конце «муха» должна будет добраться до конечной цели.

11. Игры на закрепление понимания и различения предметов по величине, размеру и месту расположения. Игра с картинками или с мячом «Скажи наоборот»

Высокий-низкий

высоко-низко

Широкий-узкий

впереди-сзади

Большой-маленький или

слева-справа

Тонкий-толстый

над чем то-под чем то

Длинный-короткий

в коробке-из коробки

12. Игры на закрепление временных понятий (времена года, части суток, дни недели). Игра «Скажи наоборот» зима-лето, день-ночь, светло-темно, понедельник (начало недели) - воскресенье (конец недели). Закрепляя временные понятия можно закреплять порядковый счёт. Игра «Назови на каком месте стоит понедельник, четверг и т.д.» «Назови все дни недели», «Какой день недели стоит перед вторником, какой день недели следует за пятницей»

13. Игры на закрепление знаний о геометрических фигурах ввиде игры «Расшифруй заколдованное слово» - знать названия и различать геометрические фигуры, развивать внимание, звуковой синтез.

Предлагается образец с геометрическими фигурами, в которых нарисованы буквы. Детям предлагается карточка с геометричес-кими фигурами, в которые они должны вписать нужные буквы и назвать слово.