Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: нарушение речи, речевое дыхание


Дыхание - одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речевого развития, которые необходимо исправить. Поэтому приходится изучать различные современные педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые технологии (дидактические игры, настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками, дидактические игры с предметами, словесные игры). Нужно работать над постановкой речевого дыхания, ведь это является необходимым условием формирования правильной речи ребёнка.

У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдается нарушение дыхания, что затрудняет процесс коррекционно-речевого воздействия и повышает риск заболевания верхних дыхательных путей. Для решения проблемы необходимо формировать у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи правильное физиологическое и речевое дыхание.

Различные нарушения речевого развития часто возникают на фоне ослабленного детского здоровья. Поэтому среди логопедов получили широкое распространение следующие здоровьесберегающие технологии: артикуляционная, пальчиковая гимнастика, релаксация, упражнения на самомассаж мышц языка, лица, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. Процент детей с речевыми нарушениями, к сожалению, не уменьшается, а увеличивается. Речевые нарушения затрагивают различные компоненты речи. Одни нарушения касаются только произносительных моментов и процессов и выражаются в нарушениях внятности речи (звукопроизношения, ритма, темпа, дыхания) без каких-либо сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую систему языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущем за собой нарушения речи и письма.

В последние годы внимание многих лингвистов привлекается к просодическим средствам высказывания. На просодическую сторону указывают исследования P.P.Ляпидевского, который считал, что при нарушениях речи, страдает не только произношение звуков, но и просодика. Просодика - нарушение дыхания, расстановки пауз, выделение отдельных элементов высказывания акцентом, включение нужной интонации и др. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

В логопедической работе над речевым дыханием детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика Анны Николаевны Стрельниковой. Молодая оперная певица Александра Стрельникова потеряла голос. Проблема - «певческий узел». Голос к ней вернулся благодаря матери, которая разработала для дочери уникальный комплекс дыхательных упражнений, вернувший ей голос. Александра Стрельникова стала педагогом по вокалу и продолжила разработку той методики, по которой сама восстановила голос. В 1972 г. Стрельникова запатентовала свою гимнастику под названием «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса», но постепенно выяснилось, что в процессе занятий не только восстанавливается голос, но и уходят многие соматические проблемы, происходит оздоровление всего организма, прежде всего органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной систем Стрельникова А.Н. придумала, как с помощью своей гимнастики тренировать дыхательную мускулатуру, восстанавливать нарушенное носовое дыхание.

Этот вид гимнастики помимо всего улучшает дренажную функцию бронхов; способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы; повышает общую сопротивляемость организма, его тонус; улучшает нервно-психическое состояние. Если изначально упражнения нацелены на постановку дыхания, голоса и речи, то их с успехом можно использовать в логопедической работе. Уверена, такие упражнения как быстрый резкий вдох и самопроизвольный выдох («Что горит»), задержка воздуха после вдоха на 2-3 секунды («Слушаем воздух»), плавное, протяжное произношение одного или нескольких гласных звуков на выдохе (аааа, ооо, иии), повторение пословиц, поговорок, чистоговорок в заданном ритме и другие упражнения будут способствовать формированию правильного дыхания у детей-логопатов, что станет предпосылкой становления правильной речи.

Вот несколько игровых упражнений, которые с удовольствием выполнят дошкольники «Чей пароход лучше гудит?» Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. «Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?» Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова. «Капитаны». Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер - губы складываются, как для звука п.

При занятиях необходимо соблюдать следующие требования: выполнять упражнения каждый день по 3-6 мин, в зависимости от возраста детей; проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке; заниматься до еды в свободной, не стесняющей движения одежде; дозировать количество и темп проведения упражнений; вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать - через рот; вдыхать легко и коротко, а выдыхать - длительно и экономно; в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе; после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 сек.

Использую игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.

«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу». «Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть. «Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

Кроме предложенных специальных упражнений некоторые привычные детские развлечения тоже являются хорошими упражнениями, укрепляющими органы дыхания. Это такие интересные занятия, как надувание воздушных шариков, выдувание мыльных пузырей, «бульканье» в стакане с водой через соломинку, свист в свисток, игра на дудочке, трубе, губной гармошке. Также детям можно предложить полезные игры: Воздушный футбол. Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота.

Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом. Бабочки - вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали. Я ветер. Сделать из бумаги вертушку-пропеллер (или взять покупную) и дуть на нее, чтобы она вращалась. Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него, чтобы он плыл и т.д. - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 сек. Основные результаты и выводы. Дыхательным упражнениям уделяю особое внимание. Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции. В процессе работы по данной теме изучена методическая литература и интернет источники.

Педагоги, родители и дети старшего дошкольного возраста ознакомлены с различными комплексами дыхательных гимнастик. Налажена совместная работа педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста с ОНР по развитию правильного речевого дыхания. Сделано родителями и применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР нестандартное оборудование на развитие правильного дыхания. По результатам мониторинга у детей - логопатов происходит становление правильной речи.

Список литературы

  1. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения.//Логопед в детском саду, 2005. №2.
  2. Зубко И.Л. О правильном дыхании. //Логопед, 2007. №4.
  3. Лебедева Н.В. Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. М., 2000.
  4. Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания у детей 6 лет с ОНР. //Дошкольное воспитание, 2010. №3.
  5. Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.