Развитие слухового восприятия у детей с речевыми нарушениями на примере игры "Погре-мышки"

Разделы: Логопедия


Слух занимает важное место в развитии ребенка. От способности слышать и слушать зависит очень многое в его жизни. Например, слух это – безопасность. Умение различать звуки по тембру, громкости, локализации в пространстве, интенсивности звучания помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире. Благодаря слуху развивается мышление. Как только ребенок начинает обращать внимание на звуки, начинается процесс познания, формируются причинно-следственные связи, смысл действий производимых предметами. И, конечно, развивается речь. Ребенок учится говорить благодаря умению слушать и слышать. Мозг ребенка уже обратил внимание на звуки, проанализировал их, создал образы к каждому звуку и слову и запомнил! Теперь время накапливать словарь, обращать внимание на звуковое оформление слов (фонематический слух), ритмический рисунок, последовательность звуков в словах, слов в предложении!

Предлагаемая игра «Погре-мышки» поможет сделать процесс развития слухового внимания, восприятия, памяти у детей с речевыми нарушениями интересным и увлекательным.

Игра на развитие слухового восприятия "Погре-мышки"

Оборудование: 6 мышек: 2 гремят тихо, 2 гремят средне, 2 гремит громко. 6 норок- кругов: 2 больших, 2 средних, 2 маленьких.

(Вместо мышек можно использовать коробочки от киндер- сюрприза с разными наполнителями: соль, гречка, орех)

Цели:

  • Учить обращать внимание на звук, различать неречевые шумы.
  • Учить использовать звук, как сигнал к действию.
  • Удерживать слуховое внимание.
  • Воспроизводить ритмические рисунки.
  • Развивать слуховую память.

Перед игрой рассмотреть мышек, послушать как они "шуршат".

Примеры игр

1. "Найди пару"

Взрослый раскладывает по одной мышке в " норки" (сначала это могут быть любые коробочки, потом можно взять круги разного размера). Мышкам стало скучно, д5авай найдем им пару. Взрослый гремит мышкой, а ребёнок ищет такую же и составляет пару.

2. "Тихо-громко", «Громко-тихо»

Разложить мышек в норки - круги разного размера, в зависимости от громкости звучания.

Если мышка гремит тихо - маленький круг, средне - побольше, громко - большой. Раскладывать можно от тихого звука к громкому звуку и наоборот.

3. "Кто просит сыр?"

Мышки сидят в своих норках - кругах разного размера. Ребенок закрывает глаза, а взрослый гремит одной из них. Ребенок должен угадать, какая мышка шуршала и дать ей "кусочек сыра". Повторить несколько раз.

4. "Найди свою норку" или «Прячься от кошки»

Перед ребёнком несколько кругов- норок разного размера. Взрослый предлагает ребёнку спрятать мышек от кошки. Предполагается, что ребёнок уже играл в игру " Тихо- громко" и может соотносить громкость звука с размером норки.

5. "Запомни - повтори"

Мышки решили устроить концерт. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый гремит по очереди двумя мышками. Ребёнок должен повторить в той же последовательности. Для зрительной опоры мышки сидят в своих норках - кругах.

6. "Концерт"

Взрослый ритмично гремит мышкой 2 раза- ребёнок повторяет. Можно выбирать ритмические рисунки, доступные ребёнку. Для опоры использовать фишки или карточки.