Фонематический слух – что это?

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Логопедия

Ключевые слова: фонематический слух


Фонематический слух — это способность слышать и распознавать звуки речи, понимать разговорную речь.

Если вы заметили, что у вашего ребенка:

1. Неправильное произношение отдельных звуков (например, звонкие звуки могут быть заменены глухими или похожими, в речи преобладают шипящие и свистящие);

2. Ребенок пропускает или меняет местами согласные и гласные в словах (например, вместо слова "машина" используется - "маниша", "мшина");

3. Смягчение согласных там, где этого не требуется, или, наоборот, произнесение твердого согласного вместо мягкого (например, "каряндаш" вместо "карандаш", "пю" вместо "пью", "песьна" вместо "песня");

4. Пропуски слов в речи или слогов в словах.

Это первые признаки нарушения фонематического восприятия.

Игры для развития фонематического восприятия

Хлопни-топни

Взрослый произносит серию звуков (слогов, слов); а ребенок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

Вы можете сделать игру более сложной и различать два похожих по звучанию звука (Ш-Ж, С-Ш, С-З, С-Ш, Л-Р и мягкие варианты): «Слышишь «Ш» – топни, слышишь «Ж» – хлопни!»

Голова, живот, колено!

Взрослый произносит слова, а дети определяют место данного звука в каждом из них (начало, середина или конец слова). Если звук стоит в начале слова - положите руку на голову, в середине - на живот, в конце - на колено.

Запоминай-ка

Взрослый произносит ряд слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, затем их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т.д.). Например:

Санки-шапки
Санки-шапки-шубы
Санки-шапки-шубы-шайбы
и т.д.

Светофор

Взрослый дает ребенку два кубика или шарика – красный и зеленый - и предлагает игру. Если ребенок слышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем он показывает картинку и громко, медленно и четко произносит слова:

Баман, паман, наман, набам, банан.
Кетка, клетка, крепкая, скрепка, клетка.
Панама, манапа, намана, памана.
Альбом, альпом, анбом, арбом.
и т.д.

Следопыт

Детям предлагается найти в окружающей среде предметы, в названии которых есть заданный звук и определить его место в слове.

Большой Ух!

Взрослый произносит три-четыре слова, каждое из которых имеет одинаковый звук. Ребенок должен услышать и назвать звук, который есть во  всех словах.

Шуба, кошка, мышь
Сани, маска, квас

Любите детей, играйте с ними!

В свой дом.

Проведи стрелочку и отправь каждое слово в свой домик. Если ребенок не умеет читать, перед ним кладут картинки, которые он должен «поселить» в свой дом.

Теперь ты мама/папа!

Взрослый говорит ребенку, что он теперь мама/папа, а родитель - маленький ребенок и не умеет правильно говорить. Ребенок должен исправить его, произнести правильно слово тщательно, выделяя пропущенный или неправильно произнесенный звук.

Сапка, шанки, ... умка, зова, шад, кушок, стани, ананазы, и т.д.

Выгони лишнего!  

Из четырех слов, четко произносимых взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от­остальных:

САНКИ-САНКИ-ТАНКИ-САНКИ

УМКА-СУМКА-СУМКА -СУМКА

МАСКА-КАСКА-МАСКА-МАСКА

НОСОК-НОСОК-НОСОК-КУСОК
и т.д.

Помните!!!

Игра - это не учеба, она должна быть эмоциональной, веселой и легкой. Не превращайте игру в учебное занятие за рабочим столом. Давайте задания в движении, с перебрасыванием мяча, кувырками, прыжками.

Ребенку должно быть интересно!

Постепенно переходите от простого к более сложному.

Не перегружайте детей даже игрой!

Удачи!

См. материал, оформленный в виде буклета