Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма в начальный период обучения: ребёнку тяжело писать, появляется боль и дрожь в кистях рук, они плачут и нервничают.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
2 слайд
Проведя анализ различных авторских коррекционных логопедических и педагогических методик и подходов, направленных на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук, я остановилась на использовании бельевых прищепок разного цвета, размера и формы.
Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват,который в дальнейшем помогает держать правильно ручку.
3 слайд
На начальном этапе работы, я знакомлю детей с прищепками, и рассказываю о их предназначении в быту. Затем, показываю , как открыть и закрыть прищепку, предлагаю выполнить эти операции самостоятельно. Иногда, приходится выполнять какие-то действия вместе с ребенком.
4 слайд
А еще прищепки могут помочь ребенку научиться определять цвета. Ведь среди огромного разнообразия прищепок можно предложить отыскать только красные, только зеленые либо только синие прищепки и т.д.
5 слайд
Когда ребенок освоится с выполнением простейших упражнений с прищепками, можно дать задание посложнее, которое требует сообразительности и ориентировки в пространстве.
Например: упражнение «Снаружи – внутри». На прищепках изображения разных насекомых (птичек, зверушек) – в зависимости от темы занятия. Прошу ребенка прикрепить прищепки на край пластмассового стакана или ведерка так, чтобы все наши герои (например, насекомые) были снаружи (внутри) ведерка. Или игра «Клоун» Дети прикрепляет прищепки (на рукав, брюки, воротник, пояс, рубашку и т.д.). Ребенок снимает прищепку и говорит, откуда он ее снял. (Я отцепил прищепку с рукава. Я снял прищепку с пояса.)
6 слайд
Ребенку предлагается выбрать понравившуюся ему фигурку придумать про нее описательный рассказ, выучить стихотворение ,или спеть логопедическую песенку.
При работе над звукопроизношением мы часто используем упражнение «Укрась дерево листьями». Ребенок придумывает на заданный звук слово и «украшает» его листочком. Каждое придуманное слово, с заданным звуком это новый листок на дереве.
7 слайд
Ребенку предлагается выбрать понравившуюся ему фигурку придумать про нее описательный рассказ, выучить стихотворение ,или спеть логопедическую песенку.
8 слайд
Упражнения в слоговом анализе и синтезе.
9 слайд
Мастер-класс для родителей.
10 слайд
Для педагогов.
Вывод: Опыт работы по использованию прищепок показал, что игры с прищепками вполне могут занять почётное место на полке среди других игрушек. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта.
Дайте ребенку прищепки, и он сам придумает, как еще их можно использовать.