Дифференциация гласных первого и второго ряда: А–Я. (1-е занятие по теме)

Разделы: Логопедия

Класс: 1


Цель: Учить детей различать гласные А — Я устно и письменно.

Лексический материал: Слоги и слова с гласными А, Я.

Оборудование: Демонстрационные и раздаточные карточки, предметные картинки, тетради, цветные ручки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Л: Посмотрите на таблицу. Какие это буквы? Сколько здесь рядов гласных? Как вы думаете, почему гласные записаны в два ряда?

Д: В первом ряду гласные, которые состоят из одного звука, а во 2-м — из 2-х.

2. Знакомство с темой занятия

Л: Послушайте сказку. «Жила была буква Й. Звучала она коротко и отрывисто, а сверху носила беретик. Однажды буква Й пошла в гости к гласным пер- вого ряда и предложила вместе спеть песенку. Й начала, А подхватила. Слились их звуки и получилась новая буква — Я. Тогда остальные буквы — О, У, Э — тоже стали петь вместе с Й. И стали получаться новые буквы Ё, Ю, Е. Новые буквы заняли место во втором ряду. К ним присоединилась буква И. Так и получились гласные второго ряда».

Сегодня мы с вами будем работать с гласными А и Я.

3. Образование слогов и звукосочетаний с гласными А и Я

Л: Возьмите карточки. Образуйте слоги и звукосочетания. Произнесите их слитно.

Сравните, как произносятся согласные, стоящие перед А (Я)?

Д: Гласные стоящие перед А — твёрдые, а перед Я — мягкие.

Л: С какими гласными вы произносили слоги и звукосочетания?

Д: С согласными А и Я.

4. «Какой гласный?»

Л: Откройте тетради, возьмите ручки. Записывайте слоги в две строчки: в первую с буквой А, во второй с буквой Я.

ЛА ЛЯ СЯ ТЯ СА ПА ПЯ РЯ ЛА РА БА БЯ ВЯ ДА ВА ДЯ

Проверка.

5. Воспроизведение слогового ряда

Прослушайте, запомните и повторите ряды слогов. Назовите гласные.

ТА ТА-ТЯ-ТА

МА-МЯ-МЯ

БЯ-БА-БЯ

ТА-ТЯ-ТА

МЯ-МЯ-МА

БА-БЯ-БА

РЯ-РА-РЯ-РА

РА-РЯ-РА-РЯ

 

6. Игра «Замени букву»

Л: Замените главную А на Я.

мал — мял, рад – ряд, завал – завял, сад - сяд

Л: Запишите пары слов. Какие буквы вы заменяли?

Д: Мы заменили буквы А на Я.

Л: Как звучат согласные, стоящие перед Я (А)?

Д: Гласные стоящие перед А — твёрдые, а перед Я — мягкие.

7. Вставь нужную букву А или Я

Детям раздаются карточки с заданием.

…ист

…втор

…годка

…сли

…дрес

…втобус

...рка

…мочка

…брикос

8. Подбор слова к схеме

Л: Запишите слова. Подберите слово к заданной схеме, подчеркните его.

ТАЗ

СОЛЬ

МАК

МЯЧ

ВРАЧ

КАША

МЯСО

ШЛЯПА

СЕМЯ

 

ЛИСЯТА

УТЯТА

ТЕЛЯТА

ЛОСЯТА

 

Л: Придумайте слово, соответствующее схеме.

9. Итог занятия

Л: С какими буквами мы работали на занятии?

Д: На занятии мы работали с буквами А и Я.

Л: Из каких звуков состоит гласная Я?

Д: гласная Я состоит из звуков Й и А.