Цель: Учить детей различать гласные А — Я устно и письменно.
Лексический материал: Слоги и слова с гласными А, Я.
Оборудование: Демонстрационные и раздаточные карточки, предметные картинки, тетради, цветные ручки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Л: Посмотрите на таблицу. Какие это буквы? Сколько здесь рядов гласных? Как вы думаете, почему гласные записаны в два ряда?
Д: В первом ряду гласные, которые состоят из одного звука, а во 2-м — из 2-х.
2. Знакомство с темой занятия
Л: Послушайте сказку. «Жила была буква Й. Звучала она коротко и отрывисто, а сверху носила беретик. Однажды буква Й пошла в гости к гласным пер- вого ряда и предложила вместе спеть песенку. Й начала, А подхватила. Слились их звуки и получилась новая буква — Я. Тогда остальные буквы — О, У, Э — тоже стали петь вместе с Й. И стали получаться новые буквы Ё, Ю, Е. Новые буквы заняли место во втором ряду. К ним присоединилась буква И. Так и получились гласные второго ряда».
Сегодня мы с вами будем работать с гласными А и Я.
3. Образование слогов и звукосочетаний с гласными А и Я
Л: Возьмите карточки. Образуйте слоги и звукосочетания. Произнесите их слитно.
Сравните, как произносятся согласные, стоящие перед А (Я)?
Д: Гласные стоящие перед А — твёрдые, а перед Я — мягкие.
Л: С какими гласными вы произносили слоги и звукосочетания?
Д: С согласными А и Я.
4. «Какой гласный?»
Л: Откройте тетради, возьмите ручки. Записывайте слоги в две строчки: в первую с буквой А, во второй с буквой Я.
ЛА ЛЯ СЯ ТЯ СА ПА ПЯ РЯ ЛА РА БА БЯ ВЯ ДА ВА ДЯ
Проверка.
5. Воспроизведение слогового ряда
Прослушайте, запомните и повторите ряды слогов. Назовите гласные.
ТА ТА-ТЯ-ТА |
МА-МЯ-МЯ |
БЯ-БА-БЯ |
ТА-ТЯ-ТА |
МЯ-МЯ-МА |
БА-БЯ-БА |
РЯ-РА-РЯ-РА |
РА-РЯ-РА-РЯ |
|
6. Игра «Замени букву»
Л: Замените главную А на Я.
мал — мял, рад – ряд, завал – завял, сад - сяд
Л: Запишите пары слов. Какие буквы вы заменяли?
Д: Мы заменили буквы А на Я.
Л: Как звучат согласные, стоящие перед Я (А)?
Д: Гласные стоящие перед А — твёрдые, а перед Я — мягкие.
7. Вставь нужную букву А или Я
Детям раздаются карточки с заданием.
| …ист | …втор |
…годка |
…сли |
…дрес |
…втобус |
...рка |
…мочка |
…брикос |
8. Подбор слова к схеме
Л: Запишите слова. Подберите слово к заданной схеме, подчеркните его.
ТАЗ |
СОЛЬ |
МАК |
МЯЧ |
ВРАЧ |
КАША |
МЯСО |
ШЛЯПА |
СЕМЯ |
|
ЛИСЯТА |
УТЯТА |
ТЕЛЯТА |
ЛОСЯТА |
|
Л: Придумайте слово, соответствующее схеме.
9. Итог занятия
Л: С какими буквами мы работали на занятии?
Д: На занятии мы работали с буквами А и Я.
Л: Из каких звуков состоит гласная Я?
Д: гласная Я состоит из звуков Й и А.