В настоящее время эффективное владение социально-коммуникативными навыками рассматривается как неотъемлемая часть культурной, успешной и высокообразованной личности. Хорошо развитое умение устанавливать социальные контакты и поддерживать общение открывает широкие возможности в профессиональной деятельности, в области самообразования и межличностных отношений.
Понятие социально-коммуникативное развитие приобрело актуальность с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО). Одним из направлений развития и образования по ФГОС ДО выступает образовательная область «социально-коммуникативное развитие», являющаяся базовым элементом успешной социализации детей и обеспечивающая личностную готовность к школьному обучению [1].
Развитие коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями является одной из приоритетных задач педагога-психолога в логопедическом детском саду. Установлено, что дети с нарушениями речи испытывают значительные трудности в овладении социально-коммуникативными навыками. Для таких детей типичным является неразвитость эмотивного словаря, бедность и невыразительность лицевой мимики, трудности установления речевого контакта, неумение строить и поддерживать диалог, незнание основ речевого этикета.
Очевидно, что трудности в социально-коммуникативном развитии влияют на эффективность социализации и успешность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Так в своих работах Р.Е.Левина писала: «Отклонения развития речи затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют успешному овладению познавательными процессами» [2]. Автор подчеркивала, что нарушения речи лишают ребенка способности к саморегуляции, вследствие чего появляются такие реактивные черты характера, как замкнутость, неуверенность в себе, негативизм.
В работах, Л.Б.Халиловой отмечаются трудности формирования коммуникативных навыков у детей с недоразвитием речи, а именно заметное снижение потребности в речевом общении, обусловленном спецификой речевого дефекта [3].
По мнению Е.Ю.Хомутской, расстройства речи в большинстве случаев проявляются не только в нарушении ее компонентов, но также отрицательно сказываются на формировании коммуникативной деятельности ребенка, а также приводят к формированию специфических особенностей личности [4].
Однако особенности формирования социально-коммуникативных навыков у дошкольников с речевой патологией остаются на сегодняшний день недостаточно изученными.
С целью изучить влияние речевого дизонтогенеза на социально-коммуникативное развитие дошкольников на базе нашего детского сада было проведено исследование. В ходе эксперимента были обследованы 28 детей из двух групп детского сада. В экспериментальную группу вошли 14 детей 5-6 лет, имеющих логопедическое заключение ОНР III уровня. Контрольную группу составили 14 детей 5-6 лет с нормальным речевым развитием.
Результаты эксперимента показали, что дети с ОНР испытывают трудности с различением и называнием различных эмоциональных состояний. Такие дети путаются не только в оттенках эмоциональных состояний, но, зачастую, неверно называют и базовые эмоции. Выяснилось, что у детей с нарушениями речи хуже развита способность к восприятию невербальной экспрессии и значительно снижен словарный запас в области эмотивной лексики.
Исследование также установило, что объем фраз речевого этикета у детей с ОНР существенно ниже, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием. Такие дети либо не пользуется речевым этикетом, либо используют его только в хорошо знакомых им ситуациях.
Еще одна трудность, с которой сталкиваются дошкольники с ОНР это несформированность навыка самостоятельного ведения диалога и поддержания беседы. Дети не проявляют инициативу в диалоговом общении, а поддержание беседы заключается в кратких однословных ответах на вопросы взрослого.
Основываясь на полученных результатах, можно утверждать о необходимости проведения углубленной системной работы по формированию социально-коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями речи. Такая работа обязательно должна включать в себя:
- расширение эмотивного словаря;
- обучение умению понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние партнера по общению;
- обучение эмоциональной выразительности речи и невербальных средств общения (поза, жесты, мимика);
- обучение умению строить фразу в логике диалога;
- формирование умения поддерживать диалог;
- развитие умения соблюдать очередность высказывания в диалоге;
- расширение запаса фраз речевого этикета;
- обучение уместному использованию этикетных штампов;
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155]. - М., 2013
- Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).
- Халилова Л.Б. Психолингвистические основы формирования речевой коммуникации учащихся с недоразвитием речи // Специальное образование. 2018.
- Хомутская Е.Ю. Психологическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников с нарушениями речи // Инклюзивное образование: теория и практика: Сборник материалов II международной научно-практической конференции. 2017.