Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями речи с помощью информационно-компьютерных технологий

Разделы: Логопедия

Класс: д/с


В процесс образования все более активно внедряются информационно-компьютерные технологии. Перед логопедом стоит задача совершенствования системы коррекционно-развивающего воздействия, в связи с этим мы совместно с коллегой логопедом решили разработать серию интерактивных игр для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, объединенных общей лексической темой «Животные». В данную серию входят игры, выполненные в программе PowerPoint: «Домашние животные», «Животные нашего леса» и «Животные жарких и холодных стран».

Работу с интерактивными играми можно организовать в разных формах: индивидуальная, парная, подгрупповая, групповая, коллективная работа. Эти игры можно использовать как часть фронтального занятия, можно дать детям домой для закрепления темы с родителями. Их можно использовать на ноутбуке, проекторе или сенсорной доске. Играя в эти игры, дети обогащают словарный запас по данной теме и практикуют свои навыки в правильном грамматическом оформлении речи.

Общая цель данных игр: закрепить лексико-грамматические категории по данным темам.

Основные задачи:

  • закрепление названий животных, их детенышей, пополнение словаря существительных и прилагательных;
  • развитие логического мышления, воображения;
  • закрепление образования множественного числа существительных в Р.п., согласование числительных (от 1 до 5) с существительными;
  • формирование умения изменять существительные по падежам;
  • закрепление составления предложений с предлогами;
  • формирование умения подбирать слова-антонимы.

Сегодня мы хотели бы показать последнюю разработанную нами игру «Животные жарких и холодных стран». В данной игре есть главное меню-путеводитель с названиями игр и ссылками на нужный слайд. В каждой игре есть ссылка на меню в виде домика и на следующую игру в виде стрелки.

  • 1 игра «Отгадай загадки». Ребенок, разгадывая загадки, знакомится с изображением животных.
  • 2 игра «Кого не стало?» для закрепления изменения существительных единственного числа в родительном падеже.
  • 3 игра «Кого много в Африке?» для закрепления изменения существительных множественного числа в родительном падеже.
  • 4 игра «Сосчитай» закрепляет согласование имен числительных с именами существительными.
  • 5 игра «Кто кем был?» для закрепления названий детенышей животных, а также использования имен существительных в творительном падеже.
  • 6 игра «Кто где находится?» закрепляет использование в речи предлогов.
  • 7 игра «Четвертый лишний» на развитие логического мышления.
  • 8 игра «Скажи наоборот» помогает закрепить и наглядно продемонстрировать противоположные по смыслу прилагательные.
  • 9 игра «Назови членов семьи» закрепляет в речи названия членов семьи животных.

Создание компьютерной игры очень долгий, но интересный процесс. После возникновения идеи нужно подобрать речевой материал, найти картинки, их обработать, потом уже реализовать игру на компьютере. Надеюсь, что данная игра кого-то вдохновит на создание своей игры. А мы с коллегой будем придумывать новые игры.

Презентация игры

Данную игру вы можете посмотреть по ссылке https://youtu.be/v-1xJ8XlyGM?si=Ojcn2uQYqPvKO5-o