Интегрированное фронтальное занятие по развитию речи «Мебель» (между детьми старшего дошкольного возраста групп комбинированной (дети нормотипичные, ТНР) и компенсирующей (дети с ЗПР) направленности)

Разделы: Логопедия, Инклюзивное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Задачи:

Образовательные задачи.

  • Л. Расширить предметный словарь детей названиями мебели и её частей. Вводить в речь детей обобщающее понятие «мебель». Учить детей отличать предметы мебели от других видовых понятий. Активизировать в речи детей прилагательные по теме.
  • Г. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Изменять число существительных в именительном падеже. Согласовывать числительные с существительными. Образовывать относительные прилагательные.
  • С. Совершенствовать умение составлять небольшие описательные рассказы о мебели.
  • Развивающие задачи. Развивать мышление, зрительное и слуховое внимание, восприятие, общую моторику.
  • Воспитательные задачи. Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности, самостоятельности у детей с ОВЗ и нормотипичных.
  • Коррекционная задача. Организовать взаимодействие детей с ОВЗ с нормотипичными сверстниками посредством разных видов деятельности.

Оборудование: раздаточный наглядно-дидактический материал к лексическим темам, опорные схемы, мнемотаблица, мяч.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед. Сядет тот, кто назовет лишний предмет.

Слива - груша – стул; помидор - стол – огурец; кукла – юла – кровать; грузовик – табуретка - автобус; кроссовки - сапоги – шкаф; диван – синица – снегирь; тополь – берёза - тумбочка; тарелка – половник - кресло; полка - свитер - пальто; роза – мак – кушетка.

Дефектолог выставляет на наборное полотно карточки с изображением предметов мебели. Используется следующие предметные картинки: стул, стол, кровать, табуретка, шкаф, диван, тумба, кресло, полка, кушетка.

Логопед. Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

Дети. Мы будем говорить о мебели.

Социо-игра «Скажи ласково» (с мячом)

Логопед. Ребята, давайте предметы мебели назовём ласково.

Например: стол – столик.

Словарный материал: стол, стул, кровать, шкаф, диван, тумба, кресло, полка, кушетка, табурет.

Логопед. Где делают мебель?

Дети. Мебель делают на мебельной фабрике.

Логопед. Где мебель продают?

Дети. Мебель продают в мебельном магазине.

Логопед. Ребята, а вы хотите поиграть в «Магазин»?

Дети. Да.

Логопед. Дружно вместе, не зевайте со мной вместе повторяйте (проговаривание по мнемотаблице):

Мы приходим в магазин,
В магазине нет корзин.
В магазине этом
Крупные предметы:
Стол, диван и табуреты,
Шкаф, сервант, стеллаж, буфеты.

Логопед. А вы знаете, что в магазине продают много разной мебели. Давайте разделимся на две команды. В первую команду пойдут те дети, у кого на картинке нарисован один предмет, а во вторую те, у кого нарисовано много предметов. Соберитесь в команды, рассмотрите свои картинки и уточните их названия. Первая команда – покупатели. Вторая команда – продавцы. Идет перекличка команд. Первая команда (покупателей) говорит: «Нам нужен стол», вторая команда (продавцов) откликается: «У нас столы!».

Дефектолог. Сейчас мы будем вспоминать признаки мебели, так как этими знаниями должны владеть и продавцы, и покупатели.

Игра «Измени по образцу» (с мячом)

Шкаф из дерева – деревянный шкаф. Кровать из железа – железная кровать. Кресло из кожи – кожаное кресло. Стулья из пластмассы – пластмассовые стулья. Кровать из дерева – деревянная кровать. Стол из стекла – стеклянный стол. Кресло из велюра – велюровое кресло. Диван из кожи – кожаный диван. Тумба из дерева – деревянная тумба.

Логопед. Ребята, давайте объединимся в пары по желанию.

У каждого ребёнка карточка с изображением разного количества мебели.

Раздаточный материал: стол, стул, диван, шкаф (количество предметов до пяти).

Логопед. Ребята давайте мы с вами посчитаем количество мебели на ваших картинках. Договоритесь, кто из вас будет первым считать, а кто будет слушать. По сигналу поменяйтесь ролями.

Например. Один диван, два дивана.

Дефектолог. Ребята давайте возьмём стулья и построим из них круг. Сядьте на свои стулья.

Дефектолог. Ребята, хлопните в ладоши, если услышите название частей стула: сиденье, двери, спинка, полки, ножки. Аналогичная работа проводится со столом, диваном, тумбой.

Взаимотренаж.

Логопед. Ребята, давайте каждый из вас подойдёт ко мне и возьмёт карточку.

А сейчас объединитесь в пары по желанию.

Образец карточек.

Логопед. Договоритесь, кто будет покупателем, он задаёт вопросы.  Продавец  на вопросы  отвечает.

Алгоритм вопросов.

  1. Что это?
  2. Назови детали.
  3. Стул (диван, стол, тумба) без чего?

Организация окончания занятия.