Создание условий для успешного обучения грамоте детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: обучение грамоте


В статье представлено содержание работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи на основе авторского пособия «Логопланшет».

Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. Перед педагогическими работниками стоит общая задача - совершенствование всей работы в детском саду и улучшение подготовки детей к школьному образованию.

Обучение грамоте у детей с нарушениями речи вызывает особые затруднения, при этом стандартные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемые результаты. Поиск и использование нестандартных методов и приёмов помогает педагогу в построении особой системы взаимодействия взрослых с детьми на основе партнёрства, сотрудничества через увлекательную игровую деятельность так, чтобы ребёнок не понял, что учится. Таким образом, решаются проблемы низкой мотивации или её отсутствия к образовательной деятельности у старших дошкольников, процесс познания и коррекции становится осознанным и необходимым, у детей развивается самостоятельность, уверенность в себе, творческая инициативность, активность.

Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить понятия такие как «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», «речь».

Наша задача раскрыть перед ними эти сложные вопросы, что позволит детям быть успешным при обучении в школе.

В нашей практике на помощь приходят учебно - игровые пособия. Так как в игре часто сложное становится понятным и доступным. Педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его и только тогда у него появится желание много узнать и добиться результата.

Применение игровых пособий как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей легко, без принуждения.

Нами было придумано, изготовлено и применено на практике пособие под название «Логопланшет». Целью которого является обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Содержание методической разработки направлено на обучение грамоте детей, имеющих речевые нарушения. В процессе использования данного пособия при обучении грамоте у детей формируются первоначальные навыки звуко-буквенного анализа, а также осуществляется логопедическая работа по автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Актуальность материала состоит в создании условий, способствующих обучению грамоте детей, имеющих речевые нарушения. Предполагает развитие в ребенке мотивацию, специальных способностей, позволяющих самореализовываться в ходе обучения грамоте с использованием данного пособия.

Новизна данной методической разработки состоит в ее многозадачности и возможности использования как при решении задач коррекционной направленности, так и общеразвивающих направлений.

Методическое пособие представлено в виде игрового блока с отверстиями и прилагаемым комплектом разноцветных (в соответствии с назначением буквами) крышками, набором цветных резинок, а также сборником игровых ситуаций, направленных на решение коррекционно-развивающих задач.

Практическая ценность данной разработки в том, что проводимая работа с использованием Логопланшета помогает детям освоить такие понятия как звук и буква, гласные и согласные буквы, помогает понять принцип слияния букв в слоги, а слоги в слова, а также решая коррекционные задачи, помогает в интересной форме автоматизировать и дифференцировать поставленные ранее звуки.

Приведем несколько практических примеров использования данного пособия.

Игровая ситуация «Послушай, найди, прикрути»

Цель игры: развитие фонематического восприятия и слуха.

Описание: ребенку предлагается на слух определить заданный звук и найти крышку с соответствующей буквой.

Игровая ситуация «Резиночки-помощницы»

Цель: показать ребенку принцип слияния букв в слоги.

Описание: ребенок прикручивает крышки с заданными согласными и гласными буквами. Далее с помощью цветных резинок соединяет крышки, произнося при этом звуки, соединяя их в слоги.

Игровая ситуация «Прочитай-запиши»

Цель: формирование первоначального навыка письма.

Описание: ребенок на игровом блоке формирует слоги с помощью цветных крышек и резинок. Затем предлагаем ребенку прочитать получившиеся слоги, а затем предлагаем эти слоги записать (списать).

Игровая ситуация на автоматизацию поставленных звуков «Произнеси правильно»

Цель: автоматизация ранее поставленного звука в слогах, развитие фонематических процессов.

Описание: ребенку предлагается на слух выбрать соответствующую букву, составить слог с различными гласными и произнести четко получившиеся слоги.

Игровая ситуация «Произнеси, не ошибись»

Цель: дифференциация поставленных звуков, развитие фонематических процессов.

Описание: ребенку предлагается на слух подобрать заданные буквы, составить слоги и четко произнести, получившиеся пары дифференцируемых звуков в слогах.

Методическое пособие отвечает современным требованиям по организации коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками, имеющими речевые нарушения; признано актуальным и рекомендовано для использования в работе дошкольных образовательных учреждений Динского района.

Использование данного пособия в работе по обучению грамоте, детей с речевыми нарушениями повышает мотивацию к овладению навыками звукового анализа и синтеза, знакомит детей с первоначальным принципом слияния букв в слоги, формирует навык письма, а также непосредственно решает задачи коррекционно-развивающей направленности.

Список использованных источников

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М.Алексеева, Б.И.Яшина. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Поливара З.В. Подготовка к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи / З.В.Поливара. — М.: Флинта, 2013.
  3. Пятница Т.В. Как учить дошкольников грамоте. Занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста / Т.В.Пятница. — Мозырь: Белый ветер, 2015.
  4. https://artpaint-market.ru/voprosy/kristel-manske-inklyuzivnoe-obucenie-gramote