План-конспект по страницам Красной книги

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, Красная книга


«Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше,
чтобы каждый день приносил что-то новое, чтобы каждый шаг
был путешествием к истокам мышления и речи -

к чудесной красоте природы»
В.А.Сухомлинский

Цель: Формирование у детей предпосылок экологического сознания посредством знакомства детей с Красной книгой и ее представителями.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнить, расширить, активизировать словарный запас детей;
  • формировать у детей ответственное и доброе отношение к природе.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать интерес к изучению родного края;
  • развивать умение делать выводы, что хорошо (плохо) для природы;
  • развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе рассказывания интересных фактов о животных, птицах, рыбах, насекомых и растениях.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • разъяснить необходимость создания Красной книги;
  • воспитывать интерес к совместной деятельности.

Оборудование: красная папка с держателем, картонные листы черного, красного, желтого, зеленого цвета (20 шт. по 4 листа разного цвета на каждого ребенка), предметные картинки с изображениями животных, птиц, рыб, насекомых, растений и их названиями (30 шт.), 2 мольберта, 2 изображения планеты (улыбающаяся, плачущая), сюжетные картинки для игры «Хорошо», «Плохо» (20 шт.), музыкальная композиция «Звуки природы»

Предварительная работа

Знакомство детей с Красной книгой; рассматривание энциклопедий и атласов животных, птиц, рыб, насекомых и растений; чтение рассказов о природе с последующим обсуждением; рисование иллюстраций с правилами охраны природы; подвижные игры «Охотники и звери», «Ловись, рыбка, большая и маленькая», «Перелетные птицы»; речевые игры «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Узнай зверя по описанию», «Один, два, пять!», «Скажи ласково», «Большой, маленький», «Подбери словечко», «Составление рассказа-описания» и др.

Ход занятия

Л. Ребята, скажите, пожалуйста, почему мы говорим, что Земля - наш общий дом?

Д. Потому что мы ходим по одной земле и дышим общим воздухом, в каком бы уголке планеты мы не находились.

Л. Верно. И в окружающей природе нет ничего лишнего. Важны все обитатели планеты - от крошечной букашки до огромного слона.

Но! Ни животные, ни птицы, ни рыбы, ни насекомые, ни растения не создают мусор. Кто самый страшный враг природы?

Д. Человек.

Л. Почему вы так считаете?

Д. Человек загрязняет природу, заводы выбрасывают множество ядов, вредных веществ, загрязняя воду, воздух, почву, выбрасывает мусор (пластмассу, целлофановые пакеты), вырубают леса, браконьеры уничтожают животных и птиц.

Л. Да, ребята, вы правы. Нанося урон природе, мы наносим вред сами себе.

- Чем мы будем дышать, если воздух будет наполнен вредными газами?

- Что мы будем пить, если вода будет загрязнена?

- Чем мы будем любоваться, если не будет лесов, полей, лугов или исчезнут все обитатели планеты?

Но человек может быть и другом всему живому. И от нас с вами зависит, от наших поступков, какими людьми мы вырастем.

Игра «Хорошо-плохо»

Л. Перед вами два поля (2 мольберта) - «Хорошо» и «Плохо». Вам нужно подобрать по одной картинке в каждое поле, объяснить свой выбор.

Дети подбирают картинки.

  • «Хорошо»: очистные сооружения, фильтры, заповедники, фотоохота, ставить фотоловушки, подкармливать зимой птиц и животных, бережно использовать воду, посадка деревьев, убирать за собой мусор, позвонить по телефону в природоохранную службу.
  • «Плохо»: ломать ветки деревьев, разорять птичьи гнезда, уносить домой животных и птиц, топтать грибы, цветы и травы, рвать цветы, слушать громкую музыку в лесу, рвать паутинки, разрушать грибницы, разорять муравейники, оставлять не затушенные костры, трогать неизвестные грибы и ягоды, устраивать мусорные свалки, отпускать воздушные шары, оставлять в лесу мусор, ловить насекомых.

Л. Вы - настоящие друзья природы!

Ребята, вы знаете, что такое Красная книга? Зачем ее создали?

Д. В Красную книгу занесены, записаны все животные, птицы, рыбы, насекомые и растения, которые находятся под угрозой исчезновения, кого на земле осталось мало.

Л. Почему книга Красного цвета?

Д. Красный цвет - это цвет опасности, бедствия, беды, это сигнал о помощи.

Л. Сегодня я предлагаю вам создать свою Красную книгу, чтобы мы с вами никогда не забывали о тех, кого мы можем потерять, если люди не будут охранять природу.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Посмотрите, у меня в руках Красная книга, но в ней пока нет страниц. Страницы какого цвета есть в Красной книге?

Д. Черного, красного, желтого и зеленого.

Л. Почему они разные?

Д. На черных страницах записаны те животные и птицы, которых мы никогда больше не увидим.

  • На красных страницах записаны особо редкие, исчезающие животные. Их мало, но еще можно встретить.
  • На желтых страницах записаны животные, количество которых быстро сокращается. Если им не помочь, то они могут попасть на опасные красные страницы.
  • На зеленых страницах записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. Их количество увеличивается.

Л. Молодцы! Все верно.

Вы можете прикрепить картинку на нужную страницу. Если кто-то затрудняется, мы с ребятами поможем.

Звучит музыкальное сопровождение «Звуки природы».

Дети самостоятельно выполняют задание.

Во время выполнения задания можно спрашивать детей о том, что он знает об этом(й) животном (птице, рыбе, насекомом, растении), что ему больше всего запомнилось на предыдущих занятиях.

Л. Готовые листы приносите мне, мы соберем книгу.

Дети собирают готовые листы Красной книги.

Л. Ребята, у Красной книги всегда одинаковое количество страниц?

Д. Нет, Красная книга постоянно изменяется, потому что условия жизни постоянно меняются и все новые виды могут оказаться в опасности.

Л. Посмотрите, какая полезная книга у нас получилась!

Для чего она нам нужна?

Д. Она напомнит нам о тех, кого нужно беречь.

Л. Как мы можем ее использовать в детском саду?

Д. Мы можем ее читать сами, показывать родителям, принести в другую группу и показать ребятам.

Л. Да, дети! А еще мы можем ее дополнять животными, птицами, рыбами, насекомыми, растениями, которые нужно охранять.

Вы - настоящие друзья природы!

На черных страницах записаны те животные, рыбы, птицы, насекомые и растения, которых мы никогда больше не увидим.

На красных страницах записаны особо редкие, исчезающие животные, рыбы, птицы, насекомые и растения. Их мало, но еще можно встретить.

На желтых страницах записаны животные, рыбы, птицы, насекомые и растения, количество которых быстро сокращается. Если им не помочь, то они могут попасть на опасные красные страницы.

На зеленых страницах записаны животные, рыбы, птицы, насекомые и растения, которых удалось спасти от вымирания. Их количество увеличивается.

Черные страницы Красной книги

Животные, которых мы больше никогда не увидим.

  • Дронт
  • Зебра Квагга
  • Калан
  • Мамонт
  • Саблезубый тигр
  • Стеллерова корова
  • Странствующий голубь
  • Страус
  • Тасманский волк
  • Тур
  • Черный носорог

Красные страницы Красной книги

Животные особо редкие, исчезающие, их мало, но еще можно встретить.

  • Аист
  • Альбатрос
  • Голубой песец
  • Журавль
  • Красный волк
  • Леопард
  • Норка
  • Осетр
  • Подснежник
  • Снежный барс
  • Синий кит
  • Средиземная черепаха

Желтые страницы Красной книги

Животные, количество которых быстро сокращается, если им не помочь, то они могут попасть на опасные красные страницы.

  • Амурский тигр
  • Жук-олень
  • Камышовая жаба
  • Кувшинка желтая
  • Ландыш
  • Морж
  • Нерпа
  • Пеликан
  • Сом
  • Степной хорек
  • Филин

Зеленые страницы Красной книги

Животные, которых удалось спасти от вымирания, их количество увеличивается.

  • Белый медведь
  • Божья коровка
  • Бурый медведь
  • Зубр
  • Лев
  • Лось
  • Речной бобр
  • Северный олень