Логопедическая работа над развитием слогового анализа и синтеза (методические разработки)
Особый интерес к изучению и способу коррекции дисграфии, несомненно связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших навыков в жизни человека – письма. За последнее время, даже не смотря на появление и внедрение новых педагогических методов и технологий, специалисты (учителя, логопеды, психологи, неврологи) констатируют рост числа детей, испытывающих те или иные затруднения в процессе школьного обучения. Отмечается также усложнение структуры нарушений речевого развития, так называемая – сочетанная речевая патология.
Среди детей младшего, а иногда среднего школьного возраста, поступающих на реабилитационное лечение в наш санаторий, многие имеют в своем анамнезе те или иные виды неврологической патологии: постнатальная энцефалопатия (ПЭП); астено – невротический синдром (АНС); синдром гиперактивности и нарушения внимания (СДВГ); задержка речевого развития (ЗРР); задержка психо – моторного развития (ЗПМР) и пр. Все эти неврологические «картины», как правило, имеют стойкий характер и нуждаются в постоянном наблюдении со стороны невролога, и кроме этого, оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а также на эффективность его обучения в целом. Диапазон нарушений довольно многообразен, однако чаще всего встречается дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Как известно, данная форма речевой патологии может выражаться на разном уровне: анализ текста на предложения; анализ предложений на слова; слоговой анализ и синтез, фонематический анализ и синтез слов.
Хочется остановиться на одном из проявлений данной дисграфии – нарушение слогового анализа и синтеза. Как правило, это нарушение письменной речи выражается в следующем:
- пропуск слогов в слове: «ста» - стала; «мана» - машина
- перестановка слогов в слове: «памана» - панама; «батоло» - болото
- добавление слогов в слово: «коророва» - корова; «прилетелала» - прилетела
Многолетний опыт и наблюдение за детьми с вышеуказанными ошибками, показывает, что слоговые нарушения «идут рука об руку» с нарушениями фонематического анализа и синтеза и, входят в термин «нарушение звуко – слоговой структуры слова». К сожалению, как правило, самому слоговому анализу и синтезу слов уделяется незначительное время на занятиях, т.к. эти ошибки «заслоняются» нарушенной фонематикой. Однако, хорошее знание и владение ребенком именно слоговым анализом, на мой взгляд, образует надежный «фундамент» умений анализировать и синтезировать различные единицы родного языка, что в итоге должно привести к качественному овладению навыком письма.
Используемая литература
- Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».
- Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на логопункте».
- И.Н.Садовникова «Нарушения письменной речи у младших школьников».
- Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова «Дифференциальная диагностика
- и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников».
- Р.И.Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах».
- А.Н.Корнев «Нарушения чтения и письма у детей».
- Л.Г.Парамонова «Предупреждение и устранение нарушений письма и чтения у детей».
- Хрестоматия по логопедии, том 2. Ст. О.А.Токаревой «Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии).
- Е.Е.Семенова «Занимательная грамматика».
- З.Е.Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры у детей».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
В работе над слоговой структурой слова полезно и оправдано использовать максимальное количество приемов работы, что способствует повышению мотивации и снижению негативизма (за счет смены видов деятельности ребенка и подключения дополнительных сенсорных стимулов).
Как отмечается многими авторами, работающими с такими детскими проблемами, для становления слоговой структуры слова значимыми являются неречевые процессы: оптико-пространственная ориентация, темпо - ритмическая организация движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. В основе работы по формированию слоговой структуры слова лежит развитие ритмической способности ребенка, которая обеспечивается деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов [Дедюхина Г.В., 2006]. Совершенствование межанализаторных связей создает базу для сенсомоторных механизмов слогового ритма речи. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. В коре головного мозга близко расположены зоны, отвечающие за движения пальцев рук и органов артикуляционного аппарата, следовательно, возбуждение одной зоны приводит к возбуждению другой.
Упражнения и игры, сочетающие межанализаторные связи
- Упражнение «Аппликатор Кузнецова». Проговаривание слогов с использованием аппликатора Кузнецова: прижатие подушечек пальцев к звездочкам с одновременным произнесением слогов. Используются слоговые упражнения с постепенным наращиванием числа слогов b с попеременным ударением.
- Упражнение «Стихи». Взрослый читает стихотворения, отхлопывая (отстукивая) ритм руками ребенка.
- Упражнение «Соотнесение рядов». Произнести столько раз сочетание гласных (поначалу совместно со взрослым), сколько зубочисток (камушков, макарон) лежит на столе. Сочетания гласных: АУ, ОА, ИА.
Основные приемы воспроизведение слоговой структуры слова с использованием двигательных опор.
- Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным движением руки (хлопки, удары по столу).
- Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным сдавливанием пальцев (на каждый слог) прищепкой.
- Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным нажиманием пальцем на коврики-аппликаторы (Кузнецова, Ляпко).
- Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным покалыванием пальцев ребенка зубочистками, прокатыванием по руке ребенка щеткой, роликовым аппликатором Ляпко.
- Называние картинок с одновременным надеванием и сниманием колечек Су-Джок.
- Называние картинок с одновременным втыканием канцелярских скрепок в деревянную дощечку.
- Называние картинок с одновременным прикреплением бельевых прищепок к картону, к бельевой веревке.
- Проговаривание слов по слогам с одновременным выкладыванием «дорожек», «заборчиков». Используются различные материалы: мозаика, зубочистки, счетные палочки, макароны, окрашенные ватные палочки, камешки, ракушки и т.п.
- Произнесение слов, называние картинок, изменяя силу (высоту) голоса. Например, первый слог произносится низким голосом, второй — высоким.
- Называние слов с одновременным составлением цепочки из канцелярских скрепок (скрепка = слово).
Параллельно с вышеизложенным, логопедическая работа направляется на развитие умения ребенка выделять гласные звуки в слове, а также на знание и использование основного правила слогового деления (количество гласных в слове соответствует количеству слогов). Обязательно внимание ребенка акцентируется на следующих признаках согласных и гласных:
- артикуляторный признак (при произнесении согласного звука во рту имеется преграда /смычка, щель/, а при произнесении гласных, преград нет);
- акустический признак (гласный состоит из голоса, его можно тянуть и петь; согласный состоит из голоса и шума – звонкие или только из шума – глухие);
- функциональный признак (гласные – слогообразующие звуки).
Вводится понятие «схема слова»; разъясняется как ей пользоваться и заполнять при необходимости.