Направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: профилактика дисграфии, дисграфия


Логопедическая работа над развитием слогового анализа и синтеза (методические разработки)

Особый интерес к изучению и способу коррекции дисграфии, несомненно связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших навыков в жизни человека – письма. За последнее время, даже не смотря на появление и внедрение новых педагогических методов и технологий, специалисты (учителя, логопеды, психологи, неврологи) констатируют рост числа детей, испытывающих те или иные затруднения в процессе школьного обучения. Отмечается также усложнение структуры нарушений речевого развития, так называемая – сочетанная речевая патология.

Среди детей младшего, а иногда среднего школьного возраста, поступающих на реабилитационное лечение в наш санаторий, многие имеют в своем анамнезе те или иные виды неврологической патологии: постнатальная энцефалопатия (ПЭП); астено – невротический синдром (АНС); синдром гиперактивности и нарушения внимания (СДВГ); задержка речевого развития (ЗРР); задержка психо – моторного развития (ЗПМР) и пр. Все эти неврологические «картины», как правило, имеют стойкий характер и нуждаются в постоянном наблюдении со стороны невролога, и кроме этого, оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а также на эффективность его обучения в целом. Диапазон нарушений довольно многообразен, однако чаще всего встречается дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Как известно, данная форма речевой патологии может выражаться на разном уровне: анализ текста на предложения; анализ предложений на слова; слоговой анализ и синтез, фонематический анализ и синтез слов.

Хочется остановиться на одном из проявлений данной дисграфии – нарушение слогового анализа и синтеза. Как правило, это нарушение письменной речи выражается в следующем:

  • пропуск слогов в слове: «ста» - стала; «мана» - машина
  • перестановка слогов в слове: «памана» - панама; «батоло» - болото
  • добавление слогов в слово: «коророва» - корова; «прилетелала» - прилетела

Многолетний опыт и наблюдение за детьми с вышеуказанными ошибками, показывает, что слоговые нарушения «идут рука об руку» с нарушениями фонематического анализа и синтеза и, входят в термин «нарушение звуко – слоговой структуры слова». К сожалению, как правило, самому слоговому анализу и синтезу слов уделяется незначительное время на занятиях, т.к. эти ошибки «заслоняются» нарушенной фонематикой. Однако, хорошее знание и владение ребенком именно слоговым анализом, на мой взгляд, образует надежный «фундамент» умений анализировать и синтезировать различные единицы родного языка, что в итоге должно привести к качественному овладению навыком письма.

Используемая литература

  1. Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».
  2. Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на логопункте».
  3. И.Н.Садовникова «Нарушения письменной речи у младших школьников».
  4. Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова «Дифференциальная диагностика
  5. и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников».
  6. Р.И.Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах».
  7. А.Н.Корнев «Нарушения чтения и письма у детей».
  8. Л.Г.Парамонова «Предупреждение и устранение нарушений письма и чтения у детей».
  9. Хрестоматия по логопедии, том 2. Ст. О.А.Токаревой «Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии).
  10. Е.Е.Семенова «Занимательная грамматика».
  11. З.Е.Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры у детей».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

В работе над слоговой структурой слова полезно и оправдано использовать максимальное количество приемов работы, что способствует повышению мотивации и снижению негативизма (за счет смены видов деятельности ребенка и подключения дополнительных сенсорных стимулов).

Как отмечается многими авторами, работающими с такими детскими проблемами, для становления слоговой структуры слова значимыми являются неречевые процессы: оптико-пространственная ориентация, темпо - ритмическая организация движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. В основе работы по формированию слоговой структуры слова лежит развитие ритмической способности ребенка, которая обеспечивается деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов [Дедюхина Г.В., 2006]. Совершенствование межанализаторных связей создает базу для сенсомоторных механизмов слогового ритма речи. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. В коре головного мозга близко расположены зоны, отвечающие за движения пальцев рук и органов артикуляционного аппарата, следовательно, возбуждение одной зоны приводит к возбуждению другой.

Упражнения и игры, сочетающие межанализаторные связи

  1. Упражнение «Аппликатор Кузнецова». Проговаривание слогов с использованием аппликатора Кузнецова: прижатие подушечек пальцев к звездочкам с одновременным произнесением слогов. Используются слоговые упражнения с постепенным наращиванием числа слогов b с попеременным ударением.
  2. Упражнение «Стихи». Взрослый читает стихотворения, отхлопывая (отстукивая) ритм руками ребенка.
  3. Упражнение «Соотнесение рядов». Произнести столько раз сочетание гласных (поначалу совместно со взрослым), сколько зубочисток (камушков, макарон) лежит на столе. Сочетания гласных: АУ, ОА, ИА.

Основные приемы воспроизведение слоговой структуры слова с использованием двигательных опор.

  • Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным движением руки (хлопки, удары по столу).
  • Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным сдавливанием пальцев (на каждый слог) прищепкой.
  • Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным нажиманием пальцем на коврики-аппликаторы (Кузнецова, Ляпко).
  • Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным покалыванием пальцев ребенка зубочистками, прокатыванием по руке ребенка щеткой, роликовым аппликатором Ляпко.
  • Называние картинок с одновременным надеванием и сниманием колечек Су-Джок.
  • Называние картинок с одновременным втыканием канцелярских скрепок в деревянную дощечку.
  • Называние картинок с одновременным прикреплением бельевых прищепок к картону, к бельевой веревке.
  • Проговаривание слов по слогам с одновременным выкладыванием «дорожек», «заборчиков». Используются различные материалы: мозаика, зубочистки, счетные палочки, макароны, окрашенные ватные палочки, камешки, ракушки и т.п.
  • Произнесение слов, называние картинок, изменяя силу (высоту) голоса. Например, первый слог произносится низким голосом, второй — высоким.
  • Называние слов с одновременным составлением цепочки из канцелярских скрепок (скрепка = слово).

Параллельно с вышеизложенным, логопедическая работа направляется на развитие умения ребенка выделять гласные звуки в слове, а также на знание и использование основного правила слогового деления (количество гласных в слове соответствует количеству слогов). Обязательно внимание ребенка акцентируется на следующих признаках согласных и гласных:

  • артикуляторный признак (при произнесении согласного звука во рту имеется преграда /смычка, щель/, а при произнесении гласных, преград нет);
  • акустический признак (гласный состоит из голоса, его можно тянуть и петь; согласный состоит из голоса и шума – звонкие или только из шума – глухие);
  • функциональный признак (гласные – слогообразующие звуки).

Вводится понятие «схема слова»; разъясняется как ей пользоваться и заполнять при необходимости.

Игры и упражнения