Основным направлением здоровьесберегающей деятельности в логопедической группе МАДОУ является рациональная организация учебного процесса. Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, которые не нарушали бы образовательную деятельность, разработан соответствующий режим дня согласно соблюдению норм СанПиНов.
Логопедическая работа представляет собой систему здоровьесберегающих упражнений, направленных на профилактику речевых нарушений дошкольников. Организация логопедической работы опирается на принцип постепенности перехода от простого к сложному, системности и учета индивидуальных особенностей ребенка. Коррекционные логопедические занятия в детском саду проводятся в режиме смены динамичных поз. Часть занятия ребенок может сидеть, часть стоять, тем самым сохраняется его телесная вертикаль. Это позволяет сохранить работоспособность детей в течение всего времени занятия. Объем двигательной активности дополнен проведением физминуток, подвижных игр, минуток настроения; пальчиковой гимнастики; упражнениями психологической саморегуляции – релаксации; некоторыми приемами самомассажа и дыхательной гимнастики. Прилагаю несколько лексических тем из самостоятельно составленного и эффективно использованного в коррекции плана коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (см. Приложение).
Большое внимание в работе уделяется включению всех анализаторских систем, что способствует восстановлению нарушенных функций. Работа с детьми должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной, включая традиционные и нетрадиционные игровые приемы. Упражнения проводятся с постепенным наращиванием темпа и усложнением, сопровождаясь стихотворными текстами и иллюстрациями.
Правила выполнения упражнений:
- Проводить ежедневно под руководством педагога.
- Выполнять стоя или сидя с обязательным сохранением правильной осанки.
- Добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
- Артикуляционные движения сначала выполнять медленно, неторопливо, постепенно, по мере овладения ими темп артикуляционной гимнастики увеличить.
- Учитывать эмоциональное состояние ребенка.
- Упражнения проводить в проветриваемом помещении.
- Упражнения выполнять без напряжения.