Актуальность развития активного лексикона у детей обусловлена его ключевой ролью в формировании речи и коммуникативных навыков (В.Д.Аксенова, Е.В.Архипова, О.А.Безрукова, Г.Н.Градова и др.). Исследования психологов (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) подчеркивают важность этого процесса. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдаются значительные отклонения в развитии лексики (А.Н.Гвоздев, Е.Н.Винарская, Р.Е.Левина, Г.А.Волкова и др.), что делает обогащение словарного запаса особой задачей коррекционной работы (В.П.Глухов, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, С.А.Миронова, Т.А.Ткаченко, Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др.). Эффективные методы развития активного лексикона у дошкольников с ОНР необходимы для успешной подготовки к школе и полноценного развития коммуникативных навыков.
Развитие лексической системы ребёнка — сложный процесс, рассматриваемый с лингвистических, психологических и психолингвистических позиций. Он включает количественное (увеличение словарного запаса) и качественное (освоение семантики слов) обогащение лексикона, тесно связанное с развитием когнитивных функций и речевой практики в стимулирующей языковой среде. Освоение значения слова проходит поэтапно: от предметной отнесённости к обобщению и категориальному значению, от конкретного к абстрактному, опосредовано игрой и общением. Формирование лексики происходит через словесное обобщение, основанное на социальном взаимодействии и формировании семантических полей – систем взаимосвязанных слов. Значение слова динамично, зависит от контекста и выделения определённых свойств объекта. У детей дошкольного возраста языковое опосредование интегрирует эмоциональные, коммуникативные и познавательные процессы, способствуя овладению речью и развитой мыслительной деятельностью.
Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, способствующая освоению социального опыта и развитию когнитивных навыков (зрительно-слухового анализа и синтеза), важных для формирования активного лексикона. Разнообразные игры имеют развивающую и эмоциональную ценность. Дети с ОНР испытывают трудности в игровой деятельности: неточность воспроизведения действий, сложности с вниманием и памятью. Поэтому им требуется больше времени для погружения в игру и более активное участие взрослых. Взаимосвязь речи и игры проявляется в том, что речь обогащается в процессе игры, а развитие речи влияет на игровые навыки. Речь используется для обозначения действий, осмысления и выражения мыслей и эмоций.
В коррекционной работе по развитию речи целесообразно начинать с формирования у детей понимания того, что такое слово. Для детей с ограниченным словарным запасом важно закрепить связь между словом и обозначаемым им предметом, а также обратить внимание на звуковой состав слова, его слоговую структуру. Для достижения этой цели эффективны такие игры, как «Кто чем питается?», «Кто чем защищается?», «Что с чем?», «Что нужно кукле?», «Разведчики». Эти игры помогают закрепить связь между словом и предметом.
Для закрепления понятия «слово» можно использовать различные игровые упражнения, например, строить слова из звуков, использовать лексический материал тематических недель. Полезны дидактические игры с игрушками, настольные игры, словесные игры, направленные на обобщение и классификацию. Эти игры включаются в коррекционную работу с детьми, имеющими ограниченный словарный запас, в том числе, с минимальным активным словарём, опираясь на имеющиеся у ребёнка знания.
В этом случае необходимо ставить задачу по расширению пассивного словаря, то есть закреплению в памяти слов, которые ребёнок узнаёт и воспринимает на слух без проговаривания (поиск определённых предметов, сравнение объектов). Важно использовать игры, которые вызывают интерес у ребенка, позволяют ему взаимодействовать с предметами. Ребёнок должен иметь возможность взять предмет в руки, выполнить действия с ним. Обратная связь педагога должна быть корректной и способствовать желанию ребёнка продолжать игру.
Главная задача — пробудить интерес к разговорной речи через успешное использование слов в знакомых ситуациях. Ключевой момент в использовании игровых упражнений — не только правильное произношение слов, понятное детям, но и демонстрация связи слова с языковыми закономерностями. Важно, чтобы ребёнок понимал не только смысл слова, но и видел его место в системе языка: звуковой состав, грамматический род, число, оттенки значений, передаваемые приставками в однокоренных словах. Именно эти языковые закономерности делают слово «живым» и органично вписывающимся в общую структуру речи.
Игры, направленные на различение, уточнение и обобщение предметов окружающего мира, служат основой для развития активного словаря у детей. Значительное место в организации работы по расширению словарного запаса занимает использование разнообразных игровых приемов. Выбор наглядного и дидактического материала, богатого иллюстрациями, способствует вовлечению детей в процесс обучения, стимулирует их желание слушать, взаимодействовать и говорить.
Игры, развивающие умение устанавливать ассоциации, классифицировать предметы, находить сходства и различия, обобщать, а также выделять части и целое (например, тематическое лото, домино), привлекают внимание детей и побуждают к исследованию языка. Игровые приёмы, связанные с соревновательными элементами (кто первый найдет, кто быстрее назовёт), вызывают у детей эмоциональный подъём и повышают мотивацию к активному участию.
В работе над развитием словаря прилагательных важно обращать внимание на смысловую сочетаемость слов, на функции слова, на обозначение признаков предмета, как частных, так и общих, позволяющих группировать предметы. В играх, направленных на развитие глагольного словаря, полезно использовать практические действия. Для этого применяются тематические и сюжетно-ролевые игры, требующие от детей активных действий. Это вызывает у детей эмоциональный отклик и способствует формированию более точных представлений об окружающем мире.
У детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются проблемы с координацией, пространственной ориентировкой. Это, в свою очередь, может вызывать трудности в понимании глаголов и выполнении заданий, требующих определённой последовательности действий. Поэтому при работе с данной категорией детей особенно важно использовать наглядные материалы, давать простые инструкции и повторять задания несколько раз, избегая перегрузки ребёнка большим объемом новой информации. Важно научить ребёнка описывать предметы и события, чтобы процесс обучения был интересным и увлекательным.
Формирование у детей дошкольного возраста понимания семантической структуры слова представляет собой сложную задачу, требующую применения поэтапного подхода. Работа над этим аспектом речевого развития должна строиться на использовании разнообразных игровых техник.
На начальном этапе целесообразно использовать игры, направленные на развитие денотативного значения слова (его предметного смысла). К таким играм относятся: «Покажи и назови», «Найди пару», «Что лишнее?». Эти упражнения помогают установить прямую связь между словом и обозначаемым им предметом.
Следующий этап предполагает работу над понятийным значением слова, формирование умения классифицировать предметы. Для этого эффективны игры типа «Сортировка», «Найди общее», которые учат детей группировать предметы по определённым признакам.
Параллельно с этим необходимо развивать понимание коннотативного значения слова (эмоциональной окраски). Здесь уместны игры, ориентированные на распознавание и передачу эмоционального состояния: «Угадай настроение», «Расскажи историю». Эти игры помогают детям осваивать нюансы смысла и использовать слова, учитывая контекст.
Особое внимание следует уделить развитию понимания контекстуального значения слова, то есть зависимости смысла от ситуации. Для этого можно использовать игры, требующие завершения предложений, составления рассказов по картинкам, а также ролевые игры и инсценировки, которые создают естественную среду для употребления слов в различных контекстах. Педагогу важно создать игровую, увлекательную атмосферу, где ребёнок естественным образом учится использовать слова в различных смыслах.
Для организации работы над семантическими полями и развития лексической системы у дошкольников эффективны игры, направленные на группировку слов по смыслу, установление связей между ними. В игре «Сложи картинку» ребёнку предлагается не только собрать картинку и назвать её, но и найти другие картинки из той же категории (фрукты, овощи, игрушки). Это способствует развитию умения классифицировать и обобщать. Игра «Чудесный мешочек» позволяет разложить игрушки по признакам, а также использовать такие игры, как «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Собери урожай овощей и фруктов». Игры типа «Что делает?», «Кто чем питается?», «Где живёт?», «Цепочка слов» способствуют установлению связей между словами.
Для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи подбор игр для активизации словаря и перевода слов из пассивного запаса в активный должен быть особенно тщательным, с учётом индивидуальных особенностей речевого развития ребёнка. Важно использовать наглядные материалы, давать чёткие и простые инструкции, повторять задания несколько раз. Не следует перегружать ребёнка большим количеством новой информации за один раз. Главная задача — научить ребёнка описывать предметы и события в игровой форме, делая процесс обучения интересным и увлекательным.
Развитие активного лексикона требует комплексного подхода. Использование игровых методов значительно повышает эффективность обучения и способствует лёгкому усвоению новых лексических единиц.