Реализация практики на дошкольном образовательном уровне.
Участники образовательных отношений – педагоги, родители (законные представители) воспитанников ДОО.
Описание практики
Работая учителем-логопедом в ДОО невозможно охватить всех детей, нуждающихся в коррекционно-логопедической помощи, что и побуждает меня к поиску эффективных форм взаимодействия с педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников детского сада.
В связи с этим, эффективность коррекционно-образовательной деятельности будет зависеть от следующих моментов, а именно:
- От правильной и чётко организованной деятельности всех участников образовательного процесса.
- От активного участия во взаимодействии педагогов и родителей с учителем-логопедом.
В этом мне помогают такие нетрадиционные формы работы:
- Информационно-аналитическая;
- Познавательно-коррекционная;
- Наглядно-информационная;
- Досуговая форма.
Информационно-аналитическая форма работы включает в себя анкетирование родителей физиологических групп, как эффективный метод сбора информации.
Цель анкетирования: анализ важных аспектов обучения и развития детей, помощь в определении актуального речевого уровня воспитанников.
Так, в начале учебного года, провожу анкетирование детей раннего и младшего дошкольного возраста. В разработанной мною анкете, родители, наблюдая за своим ребенком дома, отмечают имеющиеся у него навыки развития. Что, наряду с логопедической диагностикой, помогает мне увидеть полную картину речевого развития ребенка.
В подготовительных группах, проводится анкетирование на выявление признаков дислексии у дошкольников.
Познавательно-коррекционная форма работы – это повышение психолого-педагогической и логопедической культуры педагогов и родителей воспитанников ДОО. К этой форме работы можно отнести следующие мероприятия:
1. «Логопедическая гостиная» - организация встречи учителя-логопеда с родителями, чьи дети нуждаются в логопедической помощи, но не имеют заключения ТПМПК.
Цель мероприятия: развитие сотрудничества и активизация родителей воспитанников ДОО, через расширение педагогических, психологических и логопедических знаний.
Задачи:
- Познакомить родителей с возрастными нормами появления звуков. Дать представление о таких речевых нарушениях, как «ЗРР», «ОНР».
- Формировать практические навыки по развитию артикуляционного аппарата и правильного типа дыхания.
- Познакомить с нейросенсорными упражнениями, направленными на развитие моторики и взаимодействия межполушарных связей.
- Показать игры по формированию фонематического слуха в соответствии с возрастом ребенка.
- Представить учебные пособия и литературу по развитию речи детей дошкольного возраста.
- Донести до сознания родителей о необходимости совместных игр и занятий с детьми дома.
2. «Речевой коллоквиум» - форма взаимодействия с целью активизации деятельности педагогов по культуре речи.
Задачи: совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности педагогов; активизировать имеющийся опыт за счет использования метода «мозговой штурм».
3. Мастер-классы – это обучающие тренинги для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников образовательного процесса.
Темы мастер-классов для педагогов и родителей:
- «Логопедические игры как средство формирования правильной речи дошкольников»;
- «Мой веселый язычок»;
- «Кинезиологические упражнения для детей»;
- «Нейропсихологические упражнения».
4. Семинары для воспитателей - это форма учебно-практических занятий.
Цель семинара — дать возможность педагогам улучшить свои знания и понимание темы, занимаясь ключевыми вопросами.
Темы семинаров для педагогов ДОО:
- «Обучение грамоте старших дошкольников в рамках реализации основной образовательной программы»;
- «Профилактика ЗРР у детей раннего и младшего дошкольного возраста».
Наглядно-информационная форма работы включает в себя:
- ведение индивидуального профессионального сайта в Социальной сети работников образования;
- размещение консультационного материала на сайте ДОО;
- оформление общесадового и группового стенда консультационным материалом, а также подготовка выставок наглядно-дидактического и методического материала, применяемого в работе с детьми по образовательной области «Речевое развитие»;
Создан образовательный продукт:
- Компьютерная презентация для логопедической гостиной «Развиваем речевые навыки у детей дошкольного возраста».
- Буклеты для дополнительного информирования родителей:
- «Профилактика ЗРР», «Научим малыша говорить», «Сказка для молчунов», «Обучение грамоте дошкольников».
- Буклеты-раскраски: «Артикуляционные упражнения для губ», «Артикуляционные упражнения для языка».
- Папка-передвижка для родителей «Это важно знать» с подборкой научно-познавательных статей по речевому развитию детей.
Досуговая форма работы – совместные логопедические досуги, развлечения, конкурсы, КВНы, выставки поделок – призваны устанавливать неформальные, доверительные отношения между участниками образовательной деятельности, позволяют детям создать эмоциональный комфорт, закрепить и продемонстрировать полученные знания.
Примеры мероприятий, проводимых за последние года в ДОО: общесадовый конкурс стихов; «Речевой праздник Дружбы» - совместно с родителями в компенсирующей группе; логопедические досуги «Праздник красивой речи», «Праздник грамоты» для детей старших и подготовительных групп.
Предполагаемые результаты
В результате внедрения нетрадиционных форм работы, позиция педагогов и родителей меняется. Это ведет к привлечению внимания к проблемам воспитания и обучения детей, получению необходимого минимума знаний. Помогает формированию методической «копилки» педагогического опыта для его использования при планировании и организации образовательного процесса в ДОО. Устанавливаются доверительные сотруднические отношения с педагогами и родителями, повышается замотивированность в применении практических навыков в проведении занятий с детьми. Большинство родителей начинают целенаправленно заниматься проблемами в обучении детей.