Нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с педагогами и родителями воспитанников ДОО

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика

Класс: д/с


Реализация практики на дошкольном образовательном уровне.

Участники образовательных отношений – педагоги, родители (законные представители) воспитанников ДОО.

Описание практики

Работая учителем-логопедом в ДОО невозможно охватить всех детей, нуждающихся в коррекционно-логопедической помощи, что и побуждает меня к поиску эффективных форм взаимодействия с педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников детского сада.

В связи с этим, эффективность коррекционно-образовательной деятельности будет зависеть от следующих моментов, а именно:

  • От правильной и чётко организованной деятельности всех участников образовательного процесса.
  • От активного участия во взаимодействии педагогов и родителей с учителем-логопедом.

В этом мне помогают такие нетрадиционные формы работы:

  • Информационно-аналитическая;
  • Познавательно-коррекционная;
  • Наглядно-информационная;
  • Досуговая форма.

Информационно-аналитическая форма работы включает в себя анкетирование родителей физиологических групп, как эффективный метод сбора информации.

Цель анкетирования: анализ важных аспектов обучения и развития детей, помощь в определении актуального речевого уровня воспитанников.

Так, в начале учебного года, провожу анкетирование детей раннего и младшего дошкольного возраста. В разработанной мною анкете, родители, наблюдая за своим ребенком дома, отмечают имеющиеся у него навыки развития. Что, наряду с логопедической диагностикой, помогает мне увидеть полную картину речевого развития ребенка.

В подготовительных группах, проводится анкетирование на выявление признаков дислексии у дошкольников.

Познавательно-коррекционная форма работы – это повышение психолого-педагогической и логопедической культуры педагогов и родителей воспитанников ДОО. К этой форме работы можно отнести следующие мероприятия:

1. «Логопедическая гостиная» - организация встречи учителя-логопеда с родителями, чьи дети нуждаются в логопедической помощи, но не имеют заключения ТПМПК.

Цель мероприятия: развитие сотрудничества и активизация родителей воспитанников ДОО, через расширение педагогических, психологических и логопедических знаний.

Задачи:

  • Познакомить родителей с возрастными нормами появления звуков. Дать представление о таких речевых нарушениях, как «ЗРР», «ОНР».
  • Формировать практические навыки по развитию артикуляционного аппарата и правильного типа дыхания.
  • Познакомить с нейросенсорными упражнениями, направленными на развитие моторики и взаимодействия межполушарных связей.
  • Показать игры по формированию фонематического слуха в соответствии с возрастом ребенка.
  • Представить учебные пособия и литературу по развитию речи детей дошкольного возраста.
  • Донести до сознания родителей о необходимости совместных игр и занятий с детьми дома.

2. «Речевой коллоквиум» - форма взаимодействия с целью активизации деятельности педагогов по культуре речи.

Задачи: совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности педагогов; активизировать имеющийся опыт за счет использования метода «мозговой штурм».

3. Мастер-классы это обучающие тренинги для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников образовательного процесса.

Темы мастер-классов для педагогов и родителей:

  1. «Логопедические игры как средство формирования правильной речи дошкольников»;
  2. «Мой веселый язычок»;
  3. «Кинезиологические упражнения для детей»;
  4. «Нейропсихологические упражнения».

4. Семинары для воспитателей - это форма учебно-практических занятий.

Цель семинара — дать возможность педагогам улучшить свои знания и понимание темы, занимаясь ключевыми вопросами.

Темы семинаров для педагогов ДОО:

  1. «Обучение грамоте старших дошкольников в рамках реализации основной образовательной программы»;
  2. «Профилактика ЗРР у детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Наглядно-информационная форма работы включает в себя:

  • ведение индивидуального профессионального сайта в Социальной сети работников образования;
  • размещение консультационного материала на сайте ДОО;
  • оформление общесадового и группового стенда консультационным материалом, а также подготовка выставок наглядно-дидактического и методического материала, применяемого в работе с детьми по образовательной области «Речевое развитие»;

Создан образовательный продукт:

  • Компьютерная презентация для логопедической гостиной «Развиваем речевые навыки у детей дошкольного возраста».
  • Буклеты для дополнительного информирования родителей:
    • «Профилактика ЗРР», «Научим малыша говорить», «Сказка для молчунов», «Обучение грамоте дошкольников».
    • Буклеты-раскраски: «Артикуляционные упражнения для губ», «Артикуляционные упражнения для языка».
    • Папка-передвижка для родителей «Это важно знать» с подборкой научно-познавательных статей по речевому развитию детей.

Досуговая форма работы – совместные логопедические досуги, развлечения, конкурсы, КВНы, выставки поделок – призваны устанавливать неформальные, доверительные отношения между участниками образовательной деятельности, позволяют детям создать эмоциональный комфорт, закрепить и продемонстрировать полученные знания.

Примеры мероприятий, проводимых за последние года в ДОО: общесадовый конкурс стихов; «Речевой праздник Дружбы» - совместно с родителями в компенсирующей группе; логопедические досуги «Праздник красивой речи», «Праздник грамоты» для детей старших и подготовительных групп.

Предполагаемые результаты

В результате внедрения нетрадиционных форм работы, позиция педагогов и родителей меняется. Это ведет к привлечению внимания к проблемам воспитания и обучения детей, получению необходимого минимума знаний. Помогает формированию методической «копилки» педагогического опыта для его использования при планировании и организации образовательного процесса в ДОО. Устанавливаются доверительные сотруднические отношения с педагогами и родителями, повышается замотивированность в применении практических навыков в проведении занятий с детьми. Большинство родителей начинают целенаправленно заниматься проблемами в обучении детей.