Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звук и буква "С"»

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: логопедическое занятие, подготовительная группа, звук и буква С


Коррекционно-образовательные задачи:

  • Ознакомление детей со звуком [с] и его характеристиками (глухой, согласный).
  • Развитие умений слышать и различать звук [с] в словах.
  • Ознакомление с буквой «С» и её графическим образом.
  • Формирование навыков звукового анализа слов.
  • Закрепление чтения слогов с буквой «С».

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие артикуляционной моторики через специальные упражнения.
  • Развитие фонематического слуха, умения различать звуки [с] – [з], [с] – [ш].
  • Развитие зрительного восприятия и памяти при знакомстве с буквой.
  • Развитие мелкой моторики через обведение и лепку буквы «С».
  • Развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формирование интереса к изучению звуков и букв.
  • Развитие внимания, усидчивости, умения работать по инструкции.
  • Развитие коммуникативных навыков через взаимодействие с педагогом и сверстниками.
  • Создание положительного эмоционального настроя.

Материалы и оборудование:

  • Зеркала для артикуляционных упражнений.
  • Карточки с буквой «С», слогами и картинками.
  • Игрушки и предметы на звук [с].
  • Листы для обведения буквы.
  • Магнитная доска или фланелеграф.

Ход занятия

1. Организационный момент

Цель: создать положительный эмоциональный настрой, вовлечь детей в тему занятия.

- Логопед включает аудиозапись шуршания песка в песочных часах.

- Спрашивает у детей:

- Что это за звук? (Ответы детей.)

- Песок тихонько ссыпается вниз – **с-с-с**… Послушайте и попробуйте повторить этот звук.

- Затем логопед предлагает представить, что у них в руках песочные часы, и медленно «пересыпает» песок из одной ладони в другую, проговаривая: С-с-с…. Дети повторяют.

- «Сегодня мы познакомимся с этим интересным звуком и узнаем, какая буква его обозначает!»

Основная часть

2. Артикуляционная гимнастика

Цель: Подготовка речевого аппарата к правильному произношению звука [с].

  • «Заборчик» – улыбаемся, показывая зубы.
  • «Трубочка» – вытягиваем губы трубочкой.
  • «Горка» – язык упирается в нижние зубы.
  • «Насос» – тянем «Ссс…», как будто насос качает воздух.

Дети выполняют упражнения перед зеркалом.

3. Выделение звука [с] в речи

Цель: Формирование умения слышать и различать звук [с].

- Логопед произносит слова, дети хлопают, если слышат звук [с]: солнце, кот, сова, машина, собака, забор, лист, шапка, сыр, мяч, зонт.

- Определение места звука в словах (начало, середина, конец).

4. Ознакомление с буквой «С»

Цель: познакомить детей с графическим образом буквы.

- Демонстрация буквы.

- Обсуждение, на что похожа буква «С» (змейка, полумесяц, крючок).

- Обведение буквы пальцем в воздухе и на бумаге.

- Лепка буквы «С» из пластилина.

5. Физкультминутка

Игра «Насос»

*(Дети выполняют движения и повторяют за логопедом.) *

- Мы насос включаем снова,
Качаем воздух дружно!
*(Дети делают глубокий вдох, поднимая руки вверх.) *
- Насос пыхтит, шипит, шипит,
Нас воздухом спешит набить!
*(Наклоняются вперёд, делая звук «Сссс…».) *
- То медленно качает,
То быстро надувает!
*(Медленные и быстрые наклоны.) *

6. Звуковой анализ слов

Цель: Формирование навыков звукового анализа.

- Разбор слова «сок»: определение количества звуков, выделение звука [с].

- Игра «Найди картинку» – дети выбирают картинки, где есть звук [с].

7. Чтение слогов и слов

Цель: Формирование начальных навыков чтения.

  • Чтение слогов: СА, СО, СУ, СЫ, СЕ (хором, индивидуально).
  • Чтение обратных слогов: АС, ОС, УС, ЫС, ЕС.
  • Чтение простых слов: САША, СУП, СОН.
  • Игра «Кто быстрее?» – дети по очереди называют слоги на карточках.

8. Закрепление материала

Цель: Закрепление связи между звуком и буквой «С».

- Игра «Назови слово» – дети называют слова на букву «С».

- Обведение буквы «С» в тетрадях.

- Логопед предлагает детям составить рассказ по картинке с использованием слов на [с].

9. Итог занятия

Цель: Подведение итогов, рефлексия.

Вопросы:

  • Какой звук мы изучали?
  • Какая буква его обозначает?
  • Что больше всего понравилось?

- Похвала, поощрение за старание.