Коррекционно-образовательные задачи:
- Ознакомление детей со звуком [с] и его характеристиками (глухой, согласный).
- Развитие умений слышать и различать звук [с] в словах.
- Ознакомление с буквой «С» и её графическим образом.
- Формирование навыков звукового анализа слов.
- Закрепление чтения слогов с буквой «С».
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие артикуляционной моторики через специальные упражнения.
- Развитие фонематического слуха, умения различать звуки [с] – [з], [с] – [ш].
- Развитие зрительного восприятия и памяти при знакомстве с буквой.
- Развитие мелкой моторики через обведение и лепку буквы «С».
- Развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формирование интереса к изучению звуков и букв.
- Развитие внимания, усидчивости, умения работать по инструкции.
- Развитие коммуникативных навыков через взаимодействие с педагогом и сверстниками.
- Создание положительного эмоционального настроя.
Материалы и оборудование:
- Зеркала для артикуляционных упражнений.
- Карточки с буквой «С», слогами и картинками.
- Игрушки и предметы на звук [с].
- Листы для обведения буквы.
- Магнитная доска или фланелеграф.
Ход занятия
1. Организационный момент
Цель: создать положительный эмоциональный настрой, вовлечь детей в тему занятия.
- Логопед включает аудиозапись шуршания песка в песочных часах.
- Спрашивает у детей:
- Что это за звук? (Ответы детей.)
- Песок тихонько ссыпается вниз – **с-с-с**… Послушайте и попробуйте повторить этот звук.
- Затем логопед предлагает представить, что у них в руках песочные часы, и медленно «пересыпает» песок из одной ладони в другую, проговаривая: С-с-с…. Дети повторяют.
- «Сегодня мы познакомимся с этим интересным звуком и узнаем, какая буква его обозначает!»
Основная часть
2. Артикуляционная гимнастика
Цель: Подготовка речевого аппарата к правильному произношению звука [с].
- «Заборчик» – улыбаемся, показывая зубы.
- «Трубочка» – вытягиваем губы трубочкой.
- «Горка» – язык упирается в нижние зубы.
- «Насос» – тянем «Ссс…», как будто насос качает воздух.
Дети выполняют упражнения перед зеркалом.
3. Выделение звука [с] в речи
Цель: Формирование умения слышать и различать звук [с].
- Логопед произносит слова, дети хлопают, если слышат звук [с]: солнце, кот, сова, машина, собака, забор, лист, шапка, сыр, мяч, зонт.
- Определение места звука в словах (начало, середина, конец).
4. Ознакомление с буквой «С»
Цель: познакомить детей с графическим образом буквы.
- Демонстрация буквы.
- Обсуждение, на что похожа буква «С» (змейка, полумесяц, крючок).
- Обведение буквы пальцем в воздухе и на бумаге.
- Лепка буквы «С» из пластилина.
5. Физкультминутка
Игра «Насос»
*(Дети выполняют движения и повторяют за логопедом.) *
- Мы насос включаем снова,
Качаем воздух дружно!
*(Дети делают глубокий вдох, поднимая руки вверх.) *
- Насос пыхтит, шипит, шипит,
Нас воздухом спешит набить!
*(Наклоняются вперёд, делая звук «Сссс…».) *
- То медленно качает,
То быстро надувает!
*(Медленные и быстрые наклоны.) *
6. Звуковой анализ слов
Цель: Формирование навыков звукового анализа.
- Разбор слова «сок»: определение количества звуков, выделение звука [с].
- Игра «Найди картинку» – дети выбирают картинки, где есть звук [с].
7. Чтение слогов и слов
Цель: Формирование начальных навыков чтения.
- Чтение слогов: СА, СО, СУ, СЫ, СЕ (хором, индивидуально).
- Чтение обратных слогов: АС, ОС, УС, ЫС, ЕС.
- Чтение простых слов: САША, СУП, СОН.
- Игра «Кто быстрее?» – дети по очереди называют слоги на карточках.
8. Закрепление материала
Цель: Закрепление связи между звуком и буквой «С».
- Игра «Назови слово» – дети называют слова на букву «С».
- Обведение буквы «С» в тетрадях.
- Логопед предлагает детям составить рассказ по картинке с использованием слов на [с].
9. Итог занятия
Цель: Подведение итогов, рефлексия.
Вопросы:
- Какой звук мы изучали?
- Какая буква его обозначает?
- Что больше всего понравилось?
- Похвала, поощрение за старание.