Логопедия
-
Рекомендации родителям на летний период 2025
Лето – пора отпусков, детского отдыха. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, автоматизируемых звуках и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.
-
Преодоление нарушений слоговой структуры слова 2025
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно. Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т.п. В возрасте 4–5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят. Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
-
Применение игровых приемов в процессе работы над звуковой культурой речи 2025
Цель занятия: выработать у детей полноценные движения и определенные положения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
-
Конспект логопедического занятия "Дифференциация предлогов С–ИЗ" 2025
Представлен конспект логопедического занятия "Дифференциация предлогов С–ИЗ".
-
Методическая разработка итогового занятия по обучению грамоте "Скоро в школу!" 2025
Задачи занятия: развитие фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза; развитие общей и тонкой моторики, координации речи с движением; тренировка навыка согласования существительного с числительным; развитие умения деления слов на слоги.
-
Дифференциация звуков [З]–[Ж] 2025
Цель занятия: учить различать звуки [З]–[Ж], развивать фонематический слух.
-
Дифференциация звуков [С]-[Ш] 2025
Цель занятия: учить различать звуки [С]–[Ш], развивать фонематический слух.
-
Создание книжки-малышки (из опыта работы) 2025
Интересным видом совместной деятельности является создание книжки-малышки. Этим увлекательным делом в нашем детском саду любят заниматься в разных возрастных группах. Книжки-малышки создают воспитатели, учителя-логопеды, активно привлекаются родители.
-
Нетрадиционные упражнения артикуляционной гимнастики 2025
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Поэтому предлагаем родителям различные игровые способы укрепления артикуляционной моторики, которые можно провести с детьми дома.
-
Логопедические игры с использованием кинезиологических упражнений 2025
В данной статье автор рассказывает об эффективности использования кинезиологических игр и упражнений в логопедической работе с дошкольниками.
-
Открытое логопедическое занятие «Путешествие по станциям "Символы России"» 2025
Цель занятия: знакомство детей с государственной символикой страны; закрепление произношения звука [М], создание условий для формирования патриотического воспитания у дошкольников.
-
Программа дополнительного образования для дошкольникв "Смекалочка" 2025
Одной из задач обучения детей старшего дошкольного возраста является формирование у них логического мышления, а загадки, ребусы, кроссворды являются хорошим средством развития у детей логического мышления. Как показывает практика, в дошкольных учреждениях очень редко используются головоломки, кроссворды, ребусы. В основном, эти виды игр используются в школе. Да и в педагогике проблема использования игр-загадок, ребусов, головоломок и кроссвордов является мало изученной. Игры-загадки, головоломки, кроссворды и ребусы можно отнести к игровым и проблемно-поисковым методам обучения детей дошкольного возраста.
-
Как научить ребенка правильно слышать и различать звуки родного языка, чтобы избежать ошибки при письме и чтении 2025
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Что же такое фонематический слух? Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте.
-
Влияние дефектов речи на психическое развитите детей 2025
Речевой дефект может быть выражен в незначительной степени. Для его компенсации и устранения ребенку будет достаточно коррекционных занятий в детском саду. Но в случае тяжелого нарушения речи ребенку требуется интенсивная коррекционно-образовательная программа, включающая специализированное оборудование, индивидуальный подход и другие необходимые условия. Детям с дефектами речи необходимы упражнения и занятия, которые позволят нивелировать затруднения в мыслительной деятельности. В ходе коррекционной деятельности необходимо тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса. В первую очередь необходимо своевременная диагностика, коррекционно-педагогическая и профилактическая помощь. Для успешной и плодотворной педагогической работы с ребенком, имеющим отклонения в речевом развитии, необходим комплексный подход.
-
Формирование умения определять количество этажей и закрепление произношения звука [ж] во фразе 2025
Довольно часто у детей с особенностями в развитии возникает проблема с определением количества этажей в здании, дети просто пересчитывают окна. В данной статье рассмотрим несколько способов, которые помогут дошкольнику справиться с этой проблемой.
-
Конспект занятия по автоматизации [л] «Прогулка по весеннему лесу» (для детей подготовительной группы) 2025
Цель занятия: автоматизация звука [л].
-
Конспект индивидуального логопедического занятия с обучающимся с ТНР в инклюзии (4-й класс, АООП вариант 5.1) по теме «Имя прилагательное» 2025
Цель урока: развитие функциональных возможностей лексико-грамматических средств языка.
-
Игровые приёмы в развитии лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста 2025
Развитие речи – один из важнейших аспектов подготовки ребенка к школе. Особенно значимым является формирование лексико-грамматического строя, который обеспечивает правильное и точное выражение мыслей, понимание речи окружающих и успешное общение. В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) дети активно осваивают грамматические правила, расширяют словарный запас и учатся использовать язык в различных ситуациях. Эффективным инструментом в этом процессе являются игровые приёмы, которые позволяют сделать обучение увлекательным и результативным. Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в игре дети наиболее активно познают мир, экспериментируют, учатся взаимодействовать друг с другом и развивают свои когнитивные способности.
-
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи через пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Умная галка» с использованием метода наглядного моделирования 2025
Цель урока: развитие связной речи через пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Умная галка» с использованием метода наглядного моделирования.
-
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте. "Дифференциация звуков [Л]–[Р] в чистоговорках" 2025
Цели занятия: учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Л], [Р] с опорой на различные виды контроля; упражнять в согласовании существительных с прилагательными и числительными 1, 2 и 5; упражнять в дифференциации звуков [Л]–[Р] в слогах, словах, чистоговорках; учить координировать речь с движением.
-
Праздник красивой речи в средней группе компенсирующего вида для детей с ТНР «Весна красна, с чем пришла?» 2025
В статье предлагаем читателям совместную работу при тесном взаимодействии педагогов. Сценарий разрабатывали учитель-логопед, воспитатель группы, музыкальный руководитель. Это сценарий речевого праздника, с применением игровых технологий, театрализация, в народном стиле, с использованием русских народных хороводных игр, запевок потешек, костюмов. Современные игры на основе стихов были аранжированы музыкальным руководителем под народный стиль. Праздник, разработан для детей среднего возраста, посещающих группу компенсирующего вида с тяжелым нарушением речи. Дети поступили в группу с общим недоразвитием речи первого уровня. Дети простимулированы к использованию красивой речи, появляется огромное желание следить за произношением поставленных звуков. Родителям и присутствующим гостям праздника были продемонстрированы наглядно еще раз приемы речевой работы с детьми, что является очень важным моментом перед летними отпусками. Праздник красивой речи – отличное средство при работе с детьми с ОВЗ и их семьями.
-
Зимующие птицы
2025
Представлена презентация по теме "Зимующие птицы".
-
Конспект логопедического занятия для младших школьников. Тема: "Дифференциация звуков и букв Ш-С в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Лексическая тема «Посуда»" 2025
Цель занятия: учить различать звуки Ш–С.
-
Открытый урок по теме "Звуки [П] ,[П`]. Буква П" в подготовительной к школе группе детей с ОНР 2025
Цели занятия: закрепление навыка различения и чёткого произношения звуков [П]-[П`] в слогах, словах, фразах; развитие фонематического восприятия и слуха; развитие общей, мелкой моторики и координации речи и движения; закрепление зрительного образа буквы П; обучение звукобуквенному анализу, чтению двухсложных и трёхсложных слов; закрепление правильного употребления притяжательных местоимений мой, моя, мои; обучение подбору слов-признаков к предметам. Учить восстанавливать деформированные предложения. Развитие памяти, внимания и логического мышления.
-
Логопедическое занятие для детей с ТНР "Звуко-буквенный анализ". 5-й класс 2025
Представлена технологическая карта метапредметного урока по теме "Звуко-буквенный анализ" в 5-м классе.
-
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мелодия звуков» (логопедия). 1-й класс 2025
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы внеурочной деятельности обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у детей с ОВЗ носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Цель программы — преодоление отклонений в речевом развитии и проведение логопедической работы по профилактике и коррекции всех видов дисграфии и дислексии детей для дальнейшей успешной социализации.
-
Открытый урок по теме "Домашние птицы" в средней группе детей с ОНР 2025
Цели занятия: актуализация и закрепление знаний по теме «Домашние птицы»; совершенствование грамматического строя речи (образование форм существительных родительного падежа множественного числа, творительного падежа множественного числа, образование притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными); совершенствование навыков диалогической речи.
-
Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников с ОВЗ 2025
Практика нашей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ показала, что синквейн можно использовать в качестве эффективного средства. Этот метод позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольники с ОВЗ испытывают трудности при составлении рассказа по картинке, пересказе прочитанного. Детям трудно выучить наизусть стихотворение. Одной из причин является бедный словарный запас, поэтому воздействие учителя-логопеда и воспитателя при развитии речи воспитанников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа. Синквейн используется как метод развития образной речи, активизирующий познавательную деятельность и способствующий развитию речи. Позволяет быстро получить результат.
-
Нейрогимнастика: обучение через движение 2025
Нейрогимнастика не просто помогает дошколятам научиться контролировать своё тело и проявлять творческие способности, а школьникам – лучше справляться с учебной нагрузкой. Эти, казалось бы, простые упражнения имеют долгосрочный эффект: те ребята, которые регулярно выполняют нейроупражнения, повзрослев, смогут лучше справляться со стрессовыми ситуациями и быстрее осваивать новые технологии и виды деятельности.
-
Ритм в русской народной культуре и его роль в коррекционной работе логопеда 2025
Ритмичность потешного фольклора обеспечена стихотворным размером и повторяемостью элементов. Кроме этого, каждый из текстов отрабатывается по много раз, часто сопровождается ритмичными движениями. Все это помогает лучше воспринять, понять и запомнить текст: один фрагмент связан с другим, как цепочка, ведет за собой следующие звенья.