Литература
-
Анализ рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" как способ подготовки обучающихся к части С итоговой аттестации и предметной олимпиаде 2013
В статье проводится анализ рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», раскрываются жанрообразующие признаки святочного рассказа. У учащихся развивается умение наблюдать за художественным словом и делать свои выводы.
-
Анализ рассказа-анекдота А.П. Чехова "Лошадиная фамилия" 2013
Урок посвящен анализу рассказа А.П. Чехова "Лошадиная фамилия".
-
Анализ русской народной сказки "Царевна-лягушка" 2013
Первый урок в изучении русской народной сказки «Царевна-лягушка». На уроке учащиеся анализируют сказку: определяют сюжет, выявляют героев, анализируют язык (средства выразительности). Урок построен на основе технологии Способа диалектического обучения (СДО). Поэтому в основе анализа произведения положена работа с карточками философских категорий СДО. Выполняя задания, учащиеся формулируют вопросы-понятия и вопросы-суждения, на которые дают ответ.
-
Анализ стихотворение А.К. Толстого "Благовест" 2013
На уроке развиваются исследовательские навыки учащихся в работе с поэтическим текстом. В ходе наблюдений над синтаксическими, морфологическими и фонетическими особенностями стихотворения школьники начинают понимать откровения лирического героя, душа которого под звуки колокола очищается от зла и стремится к благу.
-
Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Молитва", "Ангел" 2009
Урок поможет развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.
-
Анализ стихотворений О.Э. Мандельштама как опыт интерпретации поэтического текста 2007
В изучении курса литературы XX века, пожалуй, основное место занимает знакомство с русской поэзией начала века. Это время сопоставимо с нашим, эпоха рубежа веков – период поисков в политике, экономике, культуре. Поэзия Серебряного века с ее поисками новых форм, образов, тем интересна современному читателю своим новаторством, нестандартностью, зачастую эпатажностью, что вполне совпадает с мироощущением молодых людей начала XXI века. Особый интерес вызывает творчество тех, чья судьба стала трагичной впоследствии. Почему их личность вызвала такое внимание со стороны властей? Чем могло быть опасно поэтическое слово? Как связаны образ и судьба? В этом контексте изучение творчества О.Э. Мандельштама, одной из самых трагических фигур в поэзии начала XX века, особенно актуально. Я предлагаю интерпретацию одного из классических стихотворений поэта, которая, думается, заинтересует читателей, желающих знакомиться с литературой полнее, читать между строк, понимать недосказанное, видеть то, что скрывается в глубине поэтического текста.
-
Анализ стихотворения А.А. Фета "Какая грусть! Конец аллеи…" 2011
Анализ лирического произведения – самая трудная и вдумчивая работа. При изучении лирического произведения идет мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти. Лирическое произведение – это исповедь поэта, его переживанием согрето все, о чем он говорит читателю. В статье рассматриваются различные способы анализа.
-
Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка" 2011
Данный урок построен по технологии моделирования. Прием моделирования обеспечивает наглядность скрытых от прямого наблюдения образов, символов, деталей, на которые необходимо обращать внимание при анализе художественного текста. Учащиеся принимают участие в формулировании образной картины исследуемого текста и составлении модели. Таким образом они постигают смысл художественного текста.
-
"Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Анчар"". 9-й класс 2013
Цель урока: обучение анализу поэтического текста; научить учащихся понимать поэтическое слово, замечать его смысловые оттенки, подвести учащихся к пониманию смысла стихотворения о неограниченной власти человека над человеком. Презентация содержит иллюстративный и информационный материал, материал для наблюдения, сопоставления, обобщения.
-
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Вновь я посетил…" 2011
Урок по исследованию творчества А.С. Пушкина разработан на основе компетентностного подхода с целью развития учебно-информационных умений учащихся на основе учебных текстов.
-
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро". 6-й класс 2012
Цель урока: обучение учащихся анализу лирического произведения, сопоставлению разных произведений, совершенствование навыка устного, словесного рисования, выразительного чтения; выявление контрастных образов или эмоционально противоположных мотивов в стихотворении; формирование чувства прекрасного, умения видеть красоту и радость в окружающем мире.
-
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне" 2010
На уроке рассматривается стихотворение, посвященное Арине Родионовне, которое так и называется «Няне». Дети учатся приемам анализа стихотворения, готовят текст письменного высказывания об этом стихотворении.
-
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне". 5-й класс 2012
В ходе урока учащиеся знакомятся со стихотворением «Няне», с некоторыми фактами биографии поэта, слушают стихотворение в исполнении актера, работают с толковыми словарями, учебником; повторяют сведения об изобразительно-выразительных средствах (эпитет, метафора, сравнение), знакомятся с перифразом. Навыки анализа стихотворного текста совершенствуются системой вопросов.
-
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Предчувствие" в 10-м классе 2010
Целью урока является обучение восприятию и интерпретации лирического произведения, ориентируясь на идейно-образный и стилистический уровни строения стихотворения. Для выявления уровней производится анализ лексических средств произведения и группировка их по частям речи.
-
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Я вас любил" 2012
В основе урока – анализ лирического стихотворения А.С. Пушкина "Я вас любил". Цель занятия – расширить представления учащихся о любовной лирике великого поэта. На этом занятии девятиклассники продолжают знакомиться с различными элементами анализа лирического стихотворения. Урок воспитывает эстетические чувства старшеклассников.
-
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "…Вновь я посетил…" 2007
Предлагаемый анализ лирического произведения ориентирован на учащихся старших классов и может быть включен либо в систему факультативных занятий, либо в одну из форм профильного обучения - элективные курсы. Изображая человеческое чувство, А.С. Пушкин пишет прежде всего о самом себе, о том, что пережито и перечувствовано лично им. Это чувство несет в себе черты его времени, его эпохи.
-
Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Осень". Материалы к уроку 2021
В статье приведен разбор стихотворения А.С.Пушкина «Осень», основанный на внимательном анализе текста. Такое «вчитывание» в текст помогает учителю при подготовке к урокам по изучению лирических произведений. В стихотворении затрагивается тема поэтического творчества и судьбы поэта. В «Осени» возникает образ поэта, раздумывающего над жизнью и творчеством, образ человека, глубоко чувствующего жизнь, любящего её, из неё черпающего свои творческие силы.
-
Анализ стихотворения Алексея Васильевича Кольцова "Косарь" в 5-м классе 2007
Выбор того или иного жанра поэтом не случаен. Жанр в какой-то степени является ключом к пониманию текста. Анализ текста «Косарь» А.В. Кольцова на лексическом, формальном и синтаксическом уровне помогает увидеть черты песни. Она близка к народной. Жанр песни дает возможность автору говорить от лица народа, передавать его мысли, чувства, переживания, жизненные ценности народа-труженика.
-
Анализ стихотворения Велимира Хлебникова "Кузнечик". 5-й класс 2006
Урок познакомит учащихся с поэтом В. Хлебниковым; вырабатывает навыки устного и письменного анализа художественного текста; учит выразительно читать текст.
-
Анализ стихотворения Г.Р. Державина "Осень во время осады Очакова" 2009
На уроке литературы в 8-м классе по программе под редакцией А.Г. Кутузова сделана попытка путём совместного поиска выявить некоторые особенности державинской лирики; опираясь на субъектный опыт восьмиклассников, помочь овладеть навыками анализа стихотворения. Тема - трудная, с целью привлечения внимания на уроке использовано следующее оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, карточки-помощники.
-
Анализ стихотворения Д.Самойлова "Сказка". 5-й класс 2013
Задачи урока: научиться выразительно читать стихотворение; найти биографию Д.Самойлова; определить тему стихотворения; найти языковые средства, которые использует поэт; сравнить стихотворение с картиной А.Рылова "В голубом просторе"; уметь представить презентацию классу.
-
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Вечер" 2009
Настоящая работа ставит своей целью показать, как возможно интерпретировать стихотворение И.А. Бунина в свете философских взглядов поэта, каковы особенности художественной ткани произведения. Исходя из поставленной задачи, в работе последовательно рассмотрены композиция стихотворения, идея и замысел художника.
-
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Помню – долгий зимний вечер" 2008
Урок-анализ лирического стихотворения И.А. Бунина в 5-м классе знакомит учащихся с интересными деталями из биографии. Кроме этого учащиеся усваивают отличия поэзии от прозы, развивают умение чувствовать, проникаться настроением стихотворения, видеть красоту, мелодичность стиха. Построчный анализ стихотворения "Помню - долгий зимний вечер" позволяет увидеть развитие авторской мысли, образов, мотивов, состояние лирического героя, изобразительно-выразительные средства. В ходе такого анализа чаще всего удается главное - найти ключ к раскрытию смысла стихотворения.
-
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Последний шмель" 2007
На уроке мы пробуем анализировать стихотворение, уделяя большое внимание формальным элементам. Дети должны увидеть, что для понимания стихотворения им нужно на многое обращать внимание.
-
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Последний шмель" (текст и подтекст) (6-й класс) 2010
Урок построен, с одной стороны, как традиционный анализ стихотворения, с другой – как поиск секретов стихотворения, объяснения «странностей стихотворения». Ученики искали философскую подоплеку стихотворения, которую сразу не уловили, но через иллюстрации почувствовали. Анализ формальных элементов помог выйти на идейно-тематический уровень.
-
Анализ стихотворения И.Бунина "Вечер" 2010
В чём же было мастерство Бунина-поэта и его новизна? Попробуем это понять. Учащимся предлагается стать учёными-исследователями. Учитель будет научным руководителем. Предметом исследования является стихотворение И.А. Бунина «Вечер». В ходе исследования приходим к выводу о том, что через противоречия поэт открывает для себя и для каждого истинное значение жизни, соединяет поэзию и прозу.
-
Анализ стихотворения К. Бальмонта "Фантазия" 2010
Анализ поэтического текста часто вызывает у школьников наибольшие трудности. Анализируя конкретное стихотворение поэта Серебряного века, школьники смогут увидеть особенности поэтической манеры К.Бальмонта, разобраться в его творческой "лаборатории", понять значение творчества поэта для развития русской поэзии в целом.
-
Анализ стихотворения М.Агашиной "Зачем кольцуют белых чаек?" 2007
Главный образ в стихотворении - образ кольца. Это "овеществление" сложных взаимоотношений между женщиной и мужчиной. Их взаимоотношения помещены в контекст жизни природы, в ее катастрофы, каковой воспринимается поэтессой и кольцевание чаек. В этом замечательном, изящном и трагичном стихотворении, полном сложных подтекстовых смыслов, рождается образ женщины-птицы. Судьба ее надломлена, но не безысходна. В ней зреют силы, которые позволят ей разорвать оковы и обрести внутреннюю свободу. Это стихотворение Маргариты Константиновны Агашиной - значительный вклад в русскую любовную лирику двадцатого столетия.
-
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" (5-й класс) 2009
Вопросы сформулированы таким образом, что ответы на них позволят ученикам обнаружить значение формальных элементов (употребление определенных лексических единиц, синтаксическое своеобразие, звукопись). Работа позволяет учителю привить учащимся навык внимательного прочтения художественного произведения, научить быть внимательными к слову, к интонации.
-
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива". 7-й класс 2013
На уроке учащиеся учатся воспринимать лирическое содержание пейзажной лирики; знакомятся с многогранным творчеством поэта (пейзажная лирика). У ребят развивается самостоятельная творческая деятельность (словесное рисование, круг настроений), речь (словарная работа). Отрабатывается навык выразительного чтения.