Цели:
образовательная: закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история, музыка, лингвистика, изобразительное искусство; учить учащихся анализировать текст, делать выводы и обобщения.
развивающая: развивать устную речь и эмоционально-образное, аналитическое мышление;
воспитательная: воспитывать интерес и любовь к поэзии Блока, изучение его стихотворений должно стать для учащихся открытием, школой высоких чувств, постижением высшей духовности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Урок сопровождается презентацией PowerPoint.
Ход урока
I. Организационный момент.
Объявление темы урока. (1 слайд).
Вступительное слово учителя. (2 слайд).
Блок – поэт – символист, а у символистов творчество сосредоточенно в основном на выражении интуитивно постигаемых идей и смутных чувств посредством символа. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вячеслава Иванова, поэзия есть “тайнопись неизреченного”. Вторая по значимости категория поэтов символистов – Музыкальность. Поэзии А. Блока — поэзия намеков, которые читатель должен понять, расшифровать самостоятельно и в согласии с ними дорисовать картину реальности, или фантазии, или, условно говоря, “душевного пейзажа” — переживания или мироощущения поэта. А чтобы понять тайны поэзии, вспомним увлечённость Блока философией Соловьёва об идеале Всеединства – Вечной женственности. Не забываем и время жизни и творчества поэта. Подлинная жизнь с её остротой социальных противоречий постепенно входит в творчество Блока. “Страшный мир”... Так называется центральный цикл (вторая книга) стихов Блока. Так назвал Блок мир, в который он пришел в начале XX века. Ощущение неблагополучия жизни, ее трагических противоречий, порожденного ими “глухого мрака” - предпосылка всего творчества Блока.
Сегодня мы обратимся к стихотворению, навеянному всевозможными образами – символами, “Незнакомка”. Анализируя стихотворение, вы должны увидеть за внешним рядом образов второй ряд, не поддающийся однозначному толкованию. Услышать музыку стиха, постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну. И по возможности постараемся создать модель произведения Блока “Незнакомка”.
II. Выразительное чтение стихотворения. (2–9 слайд).
III. Целеполагание. (10 слайд).
Перед нами стоит задача: опираясь на текст стихотворения, создать модель произведения. Для этого нужно определить:
- время написания стих;
- ключевые слова – образы – символы (ассоциации);
- композицию;
- тему, (микротемы);
- как выразительные средства помогают раскрыть тему (микротемы) (обязательно обратить внимание на звукопись, цветовую символику стихотворения);
- лирический герой;
- связать данное стих. со всем творчеством поэта, раскрыть идею произведения для осмысления мировосприятия;
- собрать материал воедино: тема, символ, ключевые слова, ассоциации, выразительные средства, Добавить воображение, создать модель, которая бы раскрывала основную тему стихотворения.
Индивидуальное задание у доски: Цветовая символика стихотворения. (Учащийся работает с интерактивной доской)
Индивидуальное задание с места: один учащийся целенаправленно следит за звукописью стихотворения и вставляет свои замечания во время комментированного чтения.
IV. Пошаговое комментированное чтение стихотворения. Работа коллективная, с наводящими, направляющими вопросами учителя, приводящими к определённым размышлениям учащихся.
По ходу работы учащиеся заполняют таблицу. (Приложение 1)
1. Дайте характеристику времени написания стихотворения. (11 слайд. Слайд раскрывается после ответов учащихся, затем заполняется таблица).
Ответы учащихся: 1906 год. В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь — ЛД Менделеева, ушла к его близкому другу — поэту Андрею Белому. Время войн и революций. Это стих. принадлежит к периоду написания “Страшного мира”.
Обобщения учителя: Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный поселок Озерки. Торжественно-возвышенное настроение после стихов о Прекрасной Даме сменяется разочарованности в реальной действительности, чувство тревоги за мир, который нуждается в спасении.
2. Ключевые слова – образы – символы 1 строфы. Ассоциации. (12, 13 слайды. Раскрывается по мере ответов учащихся. В слабом классе слайды можно открывать перед ответом, с целью направить на рассуждение).
Ответы учащихся: Горячий воздух, ресторан, вечер, тлетворный дух. Картины “страшного мира”. Оксюморон – весенний и тлетворный. Место действия у Блока не просто ресторан, но – ресторан, как будто вся грязь и пошлость большого города сконцентрирована на одном месте. Здесь говорится об атмосфере города, о выжигающей пустоте и безысходности: “дик и глух” - город. В поле зрения поэта попадает обыденный быт городской жизни, от которого становится тягостно на душе.
Обобщения и добавления учителя: Отсутствие музыки означало для Блока отсутствие жизни, омертвелость. Диссонанс, который во многих стихах Блока враждует с музыкой жизни, это отражение антимузыкальности “страшного мира”. Развернутая метафора:
это не только о воздухе, а о жизни, дикой и глухой толпе, о человеческой душе, глухой к красоте, истине, к самой жизни. Для ранней лирики Блока было бы безусловно невозможным сочетание вечеров с ресторанами, там это было бы уродливым смешением лексических рядов. В “Незнакомке” это, оказалось возможным, поскольку сама жизнь перемешивает прекрасное и безобразное.
3. Ключевые слова – образы – символы 2 строфы. Ассоциации. (14 слайд.)
Ответы учащихся: над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, крендель булочной. Продолжается тема серой обыденности, в которую вторгается “чуть золотится крендель булочной”.
Ответ учащегося по цветовой символике (15 слайд Серый и чёрный цвет – олицетворение какого-то душевного кризиса, застоя, обыденности, навивают чувства безысходности, омертвления души. Крендель золотится – возможно, какой-то просвет вдали, надежда, жёлтый цвет меняется в золотистый. Хотя у Блока жёлтый цвет олицетворяет трагичность.
4. Ключевые слова – образы – символы 3 строфы. Ассоциации. (16 слайд)
Ответы учащихся: Среди канав, испытанные остряки, скрипят уключины, женский визг. Пошлая обыденность изображается иронически. Шлагбаум – символ препятствия. Преграждая путь людям, он не выпускают их из этого пошлого круга ресторанных увеселений. Повторения передают постоянство удручающего однообразия, удушающей скуки мещанского существования.
Ответ учащегося по звукописи (17 слайд): В парных строках третьей строфы дается только по два звука в сильной позиции: а—ы, и—ы. В этих же строках многослоговные слова утяжеляют чтение, и это хорошо отражает ту пошлую, тягостную обстановку, которая здесь описана. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков.
Обобщения и добавления учителя: Визг глубоко осознанно и болезненно воспринимался Блоком как антиэстетический звук — режущий, рвущий нервы, способный убить чуткую душу художника и человека.
5. Каким предстаёт перед нами образ лирического героя? (18, 19 слайды)
А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск… Луна как вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ делается плоской, как шутки “испытанных остряков, кривится, пораженная их нестерпимой пошлостью. Автор луну называет диском.
Лакеи сонные торчат, пьяницы с глазами кроликов - продолжается та же тема пошлости, которую отвергает лирический герой.
Обобщения и добавления учителя: Мотив этих двух строф — отчаяние от одиночества лирического героя. Оно звучит в смиренном и горьком признании:
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен,
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому.
6. Композиция. На сколько частей можно разделить стихотворение? (20 слайд)
Ответы учащихся: 2 части. Первая половина стихотворения рисует картину самодовольной и разнузданной пошлости, во второй части возникает контрастный образ Незнакомки.
Обобщения и добавления учителя: В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части — грязь и пошлость окружающего мира, а во второй — прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока: образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли.
(21 слайд). Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку - оказывается, на картинах Врубеля: “Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо... Незнакомка - это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено...” [1]. Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое; лиловый - тревожное.
7. Образы – символы второй части стихотворения. (22 слайд)
Ответы учащихся: каждый вечер (анафора), сон, девичий стан, в туманном окне. Образ тумана еще более усиливает таинственность появления Незнакомки. Лексика возвышенная. Переход к другой картине прямо противопоставлен окружающей пошлости.
Обобщения и добавления учителя: Здесь все хрупко, основано на таинственности, душа освобождается от пошлого давления повседневности, улетает в иные миры, открывая в своей глубине неведомые миру сокровища. Важно то, что душа человеческая на миг соприкоснулась с миром прекрасного. Мы ощущаем возвышенное поэтическое восприятие лирического героя обаяние и красоту таинственной героини. Это не реальная Незнакомка, а только видение поэта, образ, созданный его воображением.
8. Сравним звукопись второй части с первой. (23 слайд)
Ответы учащихся: Появление Незнакомки (Дамы из Космоса) сопровождается шуршащими звуками. Логически это можно объяснено тем, что она — или в черных шелках (“шелками черными шумна”), или со шлейфом, но можно сравнить с приходом чего-то таинственного, необъяснимого.
Ассонансы на А создаёт ощущение воздушности образа: “И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…”; “Девичий стАн, шелкАми схвАченный, // В тумАнно(А)м движется(А) о(А)кне…” и далее. Ассонансы на “У” придают утонченность образу Незнакомки: “И вею(У)т древними поверьями // Ее УпрУгие шелка, //И шляпа с траУрными перьями, //Ив кольцах Узкая рУка”.
9. Сравните лексику двух частей. (24 слайд)
Ответы учащихся: Лексика первой строфы (“И каждый вечер друг единственный...”) высокая, сходная с лексикой второй части стихотворения. Лексика второй строфы (“А рядом у соседних столиков...”) - низкая (“лакеи”, “торчат”, “пьяницы”, “кричат”), тяготеет к лексике первой части. Таким образом эти две строфы как бы скрепляют части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки.
10. Найдите противоположные образы.
“Горячий воздух дик и глух” - “Дыша духами и туманами”; “женский визг” - “девичий стан”; “бессмысленный... диск” луны - “солнце”; “скука загородных дач” - “очарованная даль”; “канавы” - “излучины” души; “бессмысленный... диск” - “истина”.
Обобщения и добавления учителя: Образ Незнакомки исполнен поэтической прелести, отгорожен от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя.
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Грязь окружающей пошлой обстановки не прикасается к ней, она как бы парит над нею, отделенная молчаливым одиночеством, своими “траурными перьями”. Она как посланница иного мира, чуждая всем и всему, как воплощенная Поэзия, Женственность.
11. Что видит и чувствует лирический герой? (25 слайд)
Ответы учащихся: Очи синие бездонные, берег очарованный, И очарованную даль.
Это реальные женские глаза, полные тайны и очарованья, это и символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще существует, несмотря на вселенскую власть душного города, существует пусть только в мечте. Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу: И странной близостью закованный..
За этим реальным или воображаемым обликом лирическому герою видится “берег очарованный и очарованная даль”. Берег - символ у Блока, значение которого — новая жизнь, новые открытия, новое понимание жизни и поэзии. Эта ассоциация приобретает значение реально существующей возможности приплыть к другому берегу жизни, уйти в “очарованную даль” от пошлости, которая минуту назад казалась непобедимой.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено…
Солнце — символ Женственности, символ счастья, любви.
Обобщения и добавления учителя: Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, построена на осмыслении происшедшего в душе переворота и переосмыслении устоявшегося, привычного, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала:
В моей душа лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Открытие поэзии, посвященность в тайны очарования другого мира, пусть и в воображении, утверждается как истина. Таким образом, красота, истина и поэзия оказываются связанными в неразделимом единстве.
12. Связь стихотворения с другими произведениями Блока.
V. Вывод по уроку.
По ходу беседы, анализа стихотворения заполнялась таблица, в которой отмечены все важные детали для полного понимания стихотворения.
Моделирование – это только один из приёмов анализа стихотворения. Порядок работы очень похож на порядок интерпретации стихотворения. Обращая внимание на детали, проникая в подтекст произведения, описывая свои чувства, мы создаём модель, опираясь на которую можно написать сочинение по стихотворении.
Выделим эти ключевые моменты:
Какова тема стихотворения?
Основной принцип построения? (Антитеза – противопоставление)
Каковы символы – образы в стих?
Как помогают выразительные средства раскрыть тему стих?
Каково место лирического героя в произведении?
Как связано данное стихотворение со всем творчеством поэта?
VI. Итог урока – модель стихотворения - видеоролик. (Видеоролик по стихотворению Блока “Незнакомка” ).
VII. Домашнее задание.
1 Вариант. Сочинение-интерпретация стихотворения Блока “Незнакомка”.
2 Вариант. Модель стихотворения.
Литература.
1. Блок А.А. Избранные произведения. — Л., 1970.
2. В.В. Агеносов. Русская литература XX века. 11 класс. М.: Дрофа, 2000.
3. Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя. Лирика А.А. Блока. М.: Просвещение, 2005.