Литература
-
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива…" 2012
Цель урока: анализировать стихотворение; закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи.
-
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утес" 2014
Цель: помочь ученикам понять смысл стихотворения и подготовить к выразительному чтению наизусть.
-
Анализ стихотворения Н. Гумилева "Жираф". Конспект открытого урока 2007
Данный урок предлагается в системе уроков по поэзии Серебряного века, в которой творчеству непосредственно Н.С. Гумилева отводится три часа учебного времени.
-
Анализ стихотворения Н.А. Некрасова "Перед дождем". 5-й класс 2011
Учащиеся на уроке знакомятся с творчеством Н.А. Некрасова. После прочтения стихотворения дети выделяют доминирующие образы, находят приемы звукописи, определяют размер стихотворения.
-
Анализ стихотворения Н.Гумилева "Жираф" в 5-м классе "Веселые сказки таинственных стран…" 2010
Учащиеся 5-го класса знакомятся с понятиями Золотой и Серебряный век русской поэзии, с элементами художественного мира Н.Гумилева; обучаются анализу лирического произведения.
-
Анализ стихотворения Н.Заболоцкого "Журавли" в 6-х и 8-х классах 2008
В разных программах стихотворение Заболоцкого предлагается для анализа в 6-х и в 8-х классах. Представленные уроки показывают, как можно построить работу по обучению анализу стихотворения, учитывая возраст учащихся и их подготовку. Терминологическая разминка в начале урока позволяет в игровой форме актуализировать опорные знания, повторить необходимые для анализа текста термины. На данных уроках формируется умение анализировать поэтический текст, ребята учатся планировать работу внутри группы (8-й класс), осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь, работать в оптимальном темпе. Формируются навыки общения, развивается монологическая устная и письменная речь. Уроки способствуют воспитанию чувства бережного отношения к природе, к истории.
-
Анализ стихотворения Н.И. Рыленкова "Все в тающей дымке" 2014
Урок учит анализировать прочитанное, определять тему и идею произведения, выделять композиционные части, видеть средства художественной выразительности в тексте.
-
Анализ стихотворения Н.Рубцова "Видения на холмах", 8-й класс 2009
Аналитическое чтение стихотворения способствует развитию читательского опыта учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует умения интерпретации произведения. Данный урок - это урок сотворчества, открытия богатства смысловых пластов стихотворения Н.Рубцова, прикосновения к чуду, которое называется Поэзия. Эпиграфом к урокам по творчеству поэта стали строки из моего стихотворения: «К стихам Рубцова прикоснусь – из них живой воды напьюсь».
-
Анализ стихотворения О.Э.Мандельштама "За гремучую доблесть грядущих веков..." 2020
Это произведение создано О.Э.Мандельштамом в 1931 году. Оно является «ядром» группы стихотворений, получившей название «волчьего» или «каторжного» цикла. Стихотворение написано в 30-е годы ХХ века – период правления Сталина, тяжелого экономического кризиса и начавшихся репрессий.
-
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Тени сизые смесились…" 10-й класс 2012
Автор знакомит учащихся с особенностями философской лирики Ф.И. Тютчева через организацию ассоциативно-семантического анализа произведения. На уроке у учащихся развивается воображение, ассоциативное мышление. Учитель создает условие для социализации обучающихся через организацию работы в парах и в группах.
-
Анализ стихотворения Ю.Кузнецова "Атомная сказка". Материалы к уроку "В творческой мастерской" (по учебнику под редакцией А.Г. Кутузова "В мире литературы"). 8-й класс 2006
Об уроке, как воспитании, обучении, развитии ученика.
-
Анализ текста художественного произведения. Рассказ Л.Андреева "Кусака" 2008
Обучение приемам анализа художественного текста на уроке литературы в 7-м классе по теме «Анализ художественного произведения. Рассказ Л.Андреева «Кусака»; развитие речи детей, умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; воспитание чувства сострадания, сочувствия, жалости и любви к «братьям меньшим», понимания и готовности принимать участие в решении главной проблемы XX века - «Человек и окружающий мир».
-
Анализ художественного пространства на уроках литературы в старших классах (на примере повести А. Платонова "Котлован") 2006
Нежелание брать книгу в руки можно победить, вооружив человека хотя бы примитивными приёмами, способами и методами анализа художественного произведения, которые позволят ему (человеку) освоить текст, пропустить через себя, сделать частью своего опыта, а значит, понять.
-
Анализ художественного текста в процессе литературного исследования (Л.Н.Толстой "После бала") 2015
Чуть ли не с рождения школьника учат - и он сам учился - оценивать ситуацию общения, интонацию, отбор и порядок слов, ритм речи и т.д.: без этого невозможно понять содержание речи и разумно реагировать на нее. На конкретный ход школьного анализа влияют многие факторы: уровень читательской культуры и учебной деятельности класса, стиль работы учителя, рекомендации программы. Но определяющим является (или должно быть) влияние произведения. Надо только услышать писателя. Как это сделать?
-
Анализ художественного текста как основа формирования исследовательской культуры старшеклассника (на примере изучения темы "Своеобразие художественного мира Платонова") 2008
Познавательная активность формируется на основе творческой инициативы, навыков самостоятельного движения в информационных полях, на основе развития рационально-логической и эмоционально-образной составляющих мировоззрения личности. Комплексный анализ художественного теста, лингвистические и литературоведческие задания аналитического характера на основе сравнения, сопоставления, синтеза формируют исследовательскую культуру старшеклассников. В рамках вопроса представлен комментированный конспект урока по теме "Своеобразие художественного мира Платонова".
-
Анализ художественного текста на уроках литературы через иллюстрирование произведений 2024
Анализ художественного текста – это одно из основных направлений изучения литературы, которое позволяет учащимся глубже понимать и ценить произведения искусства. Введение элементов иллюстрации в процесс анализа текста поможет школьникам лучше воспринимать и запоминать информацию, создавать ассоциации и визуализировать содержание произведений. Обучение анализу художественного текста неразрывно связано с изучением основных литературных понятий, структуры произведений, а также исследованием языковых средств автора. При анализе текста через иллюстрации детям предлагается не просто анализировать слова, но и визуально воспринимать содержание произведений.
-
Анализ художественного текста по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро". 5-й класс 2014
Урок позволит учащимся проникнуть в художественный мир произведения, совершенствовать свои умения анализировать текст, лучше разбираться в многообразии изобразительно-выразительных средств, поможет психологически правильно пережить детские страхи.
-
Анализ эпизода "Лунная ночь в Отрадном" из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" 2007
Анализ эпизода "Лунная ночь в Отрадном" из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" помогает ученикам понять внутренний мир Наташи Ростовой и Андрея Болконского, проследить зарождение симпатии и интереса между этими героями. Работая с текстом отрывка, находя в нём художественные средства выразительности языка, учащиеся постигают мастерство великого писателя.
-
Анализ эпизода "Освобождение Маши Мироновой" по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2013
Цели урока: постигать смысл всей повести через ее фрагмент, учить выделять главную информацию; показать роль литературы в решении жизненных вопросов; воспитывать такие качества характера, как честь, порядочность, благородство; обогатить эмоциональную сферу обучающихся, воспитывать бережное отношение к слову художественного произведения.
-
Анализ эпизода "Пожар в Смоленске" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" 2011
В процессе изучения художественных произведений учащиеся неоднократно анализировали отдельные сцены произведения: следили за диалогами, монологами, спорами героев, рассматривали роль пейзажа в отдельных сценах. Анализировать художественный текст необходимо при любой работе над художественным произведением - устный ответ, сочинение, сдача ЕГЭ, который активно внедряется в качестве новой экзаменационной модели при итоговой аттестации учащихся.
-
Анализ эпизода "Разговор Понтия Пилата с Афранием" (по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" 25 глава 2 часть) 2012
На уроке анализируются изображаемые автором события и герои, характеризуется авторский идеал сатирика М.Булгакова. Учащиеся под руководством педагога учатся останавливаться на высказываниях-суждениях, высказываниях-обобщениях, истолковывать смысл звучащей фразы, анализировать контекст высказывания, характер персонажа, авторское отношение к герою, событию, что, несомненно, приводит к осмыслению художественного произведения в целом.
-
Анализ эпизода в эпическом произведении 2015
Проблема прочтения художественного текста – одна из центральных в филологическом образовании. Она становится все более актуальна, поскольку в обществе заметно снижается уровень общегуманитарной культуры. Анализ учит, рассматривая каждый эпизод, искать его связи с целым. Эти связи всегда помогают проникнуть в глубь произведения. Ставя ученика перед необходимостью постигнуть смысл произведения через каждый эпизод, мы воспитываем квалифицированного читателя.
-
Анализ эпизода поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2011
Автор знакомит учащихся с героями поэмы М.Ю. Лермонтова.
-
Анализ эпизода художественного произведения на примере урока по изучению романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2008
Урок входит в систему уроков по изучению романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". В статье автор делится опытом проведения урока - анализа эпизода художественного произведения с использованием иллюстративного материала, подготовленного самими учащимися в качестве презентации.
-
Анализ эпических, лирических и драматических произведений 2013
При выполнении заданий ЕГЭ по литературе В1-В12 учащиеся не обнаруживают достаточного уровня владения теоретико-литературными знаниями, допускают ошибки в употреблении терминов при анализе литературных произведений. Презентации повторяют понятия, используемые при анализе эпических, лирических и драматических произведений.
-
Анализ эпического произведения малой формы (на примере рассказа В.Шукшина "Обида") 2007
Понимать художественный текст - одна из самых трудных задач в литературе. Как этому научиться и научить? Как вырастить умного читателя, способного вести диалог с книгой, с автором, с самим собой?.. Только через анализ произведения. В статье предлагается ряд приемов, с помощью которых можно осуществить анализ рассказа. Предложенный материал может быть использован на уроках литературы и послужить источником принципов, опираясь на которые можно самостоятельно проанализировать текст малой эпической формы.
-
Анализ языка художественного произведения как способ повышения читательской активности учащихся (на примере изучения рассказа В.М. Шукшина "Дядя Ермолай") 2009
Основной путь изучения художественного слова – активная работа мысли и творческого воображения учащихся. Эта активная работа над словом проявляется в изучении всех сторон произведения: в анализе заглавия, характеров героев, пейзажа или портрета, в анализе деталей и т.д.
-
Аналитический разбор драмы А.Н. Островского "Гроза" 2012
"Гроза" – одна из лучших пьес А.Н. Островского, крупнейшее литературно-общественное событие накануне реформы 1861 г. Автор обращается к той же проблеме, что и в "москвитянских" пьесах, но мир патриархальной семьи получает иное освещение. В комедиях предшествующего периода драматург показывал в первую очередь положительные стороны патриархального миропорядка: крепость семейных уз, религиозность и ведущую роль мужчины-хозяина.
-
Анатолий Погорельский "Черная курица, или Подземные жители". Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки 2009
Урок проводится как урок внеклассного чтения. От восприятия поступков действующих лиц (Алеша, Чернушка), от осознания временных и причинно-следственных связей событий, лежащих в основе сюжета, ученики переходят к уяснению психологических мотивов и внутренних побуждений поведения и поступков изображаемых в художественных произведениях людей.
-
Английская народная баллада «Королева Элионор» 2020
Цели урока: выявить нравственную проблематику и идейно-художественное своеобразие английской народной баллады «Королева Элионор».