Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Осень". Материалы к уроку

Разделы: Литература

Класс: 9

Ключевые слова: А.С.Пушкин, анализ лирического произведения, А.С.Пушкин «Осень»


Разбор стихотворения А.С.Пушкина «Осень», основанный на внимательном анализе текста, «вчитывании» в него.

В стихотворении «Осень» затрагивается тема поэтического творчества и судьбы поэта.

Обращаемся к эпиграфу «Осени»: «чего в мой дремлющий тогда не входит ум?...» Он взят из стихотворения Державина «Евгению. Жизнь Званская» (1807). Только восприятие всего многообразия жизненных наблюдений, отражённых в раздумьях «Осени», у Пушкина совсем не державинское.

Первоначальное чтение текста. Затем прочитываем отдельные строфы, анализируем, чтобы раскрыть тематическое, идейное и художественное богатство стихотворения.

Первая строфа - реалистическая картина осени. Реализм «Осени». Реализм «Осени» не только в правдиво переданных наблюдениях жизни природы, но и в определённых рамках места и времени: это русская осень, русская усадьба и русская деревня. Отметим, что описание осени необычайно «предметно», точно. Поэт отбирает наиболее существенные явления и создаёт картину полную и выразительную. Примером этой точности служит хотя бы такая деталь: «журча ещё бежит за мельницу ручей, но пруд уже застыл».

«Сосед мой поспешает в отъезжие поля с охотою своей, и страждут озими от бешеной забавы…». На мгновенье возникла мысль о крепостной деревне, о взаимоотношениях помещика и крестьянина. Поэт, отбирая явления, не обходит и социальных противоречий.

Стих «Осени» - шестистопный, «длинный» ямб; в нём много пропусков ударений (часты пиррихии). Это придаёт ему эпически спокойный тон и замедленный темп движения. Наряду со словами обычной разговорной лексики «»сосед», «мельница», «бежит ручей», «лай собак» - в этой строфе встречаем и славянизмы - «хлад», «страждут» - и слова высокого литературного ряда: л и с т ы (а не листья), н а г и е в е т в и, о т р я х и в а- е т. Это придаёт описанию несколько приподнятый тон.

Во второй строфе мысль поэта обращается к своему восприятию различных времён года и жизненным впечатлениям, связанным с ними.

Я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен…

Обращение к своему, личному вносит нечто новое в стих и лексику. Мерный ритм первой строфы сменяется несколько убыстрённым ритмом благодаря появляющимся спондеям (двухсложная стопа с дополнительным ударением):

Вонь, грязь…, Кровь, бродит…

В лексике - слова «низкого» ряда. Но вот вслед за краткой характеристикой нелюбимой весны мысль обращается к зиме, к воспоминаниям о «лёгком беге саней». Эти строки на мгновенье вызывают тему любви:

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

Следующая строфа развивает тему радостных зимних жизненных впечатлений - катание на коньках, зимние праздники. Бодрый, жизнерадостный, и по отношению к самому себе - несколько иронический тон:

Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

Неожиданное сочетание «Армидами» и «киснуть» - характерное для Пушкина сталкивание слов самой различной эмоциональной окраски - вызывает у читателя улыбку и придаёт остроту дружескому разговору в стихах.

В IV строфе в описании лета сохраняется тот же характер живого разговора:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

В начале стихотворения был задан высокий поэтический тон. В дальнейшем личная тема привела к сниженной лексике. Однако, основной тон поддерживался высокопоэтическими образами (например, «бег саней» с подругой, «Когда под соболем, согрета и свежа, она вам руку жмет, пылая и дрожа!»), и этот поэтический характер речи не портит упоминание о «комарах», да «мухах».

В V VI строфах поэт возвращается к описанию осени, следует развёрнутое сравнение поздней осени с «чахоточною девой». Таким образом, замкнулся цикл строф, в которых дано поэтическое изображение русской осени, начатой 1-й строфой. И снова меняется тон речи. Уже нет «вольностей», встречавшихся в предшествующих строфах. По характеру лексики и фразеологии VII строфы, по несколько замедлившемуся опять ритму эта строфа тесно примыкает к 1-й строфе.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…

Обратим внимание на «колдовство» звуками. Здесь опора на гласные у, ы, а, и этот ассонанс придаёт протяжный и несколько унылый характер стиху, а рядом - аллитерация, сочетание «очей очарованье» усиливает музыкальную инструментовку стиха. Дальше - знаменитый по своей живописности образ:

Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.

вызывающий зрительные впечатления. Лаконично и выразительно передаёт поэт признаки поздней осени - «ветра шум», и небеса, покрытые «мглой волнистою», и редкое солнце, и первые морозы. Дана яркая, законченная картина осени.

В VIII строфе поэт вновь обращается к своим ощущениям и переживаниям:

И с каждой осенью я расцветаю вновь…

Бодростью и радостью жизни веет от этой строфы.

К привычкам бытия вновь чувствую любовь…

Снова меняется тип речи, появляется подчёркнуто прозаическая рифма:

Я снова жизни полн - таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

В IX строфе, заканчивая тему «впечатлений бытия», поэт блеснёт ещё раз удивительно тонко подмеченной и превращённой в художественный образ деталью:

И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.

И в этой же IX строфе - переход к новой теме.

Конец стихотворения - IX, X и XI и XII строфы (единственная строка последней) - посвящены теме творчества, его психологии.

Тема поэта и поэзии ставится здесь как живая, образная картина психологического состояния поэта в минуты пробуждения вдохновения, в едва уловимые моменты зарождения поэтических созданий.

…в камельке забытом
Огонь опять горит - то яркий свет лиет,
То тлеет медленно - а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.
И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне…

Отбор слов очень точно выражает состояние поэта в начале его поэтического труда. Поэзия рождается из того многообразного, бесконечного ряда ощущений, наблюдений, размышлений, переживаний, о котором шла речь в предшествующих строфах, из самой жизни.

Вот слова большого значения, выражающие то, происходит в душе поэта: «воображенье», «стесненье» души «лирическим волненьем», стремленье «излиться, наконец, свободным проявленьем», м ы с л и «волнуются в отваге и рифмы лёгкие навстречу им бегут…». Поэтический замысел возникает не как абстрактная идея, а сразу в образной форме. Такова природа поэтического мышления. Форма рождается одновременно с содержанием.

Изображение душевного состояния поэта в минуты творческого вдохновенья заканчивается строкой:

Минута - и стихи свободно потекут…

Далее - развёрнутое сравнение с кораблём, громада которого «двинулась и рассекает волны». И вдруг - неожиданное окончание:

Плывет. Куда ж нам плыть?

Что значит эта незаконченная срока? Какова интонация этого вопроса? Остановилась ли мысль перед неисчерпаемым многообразием тем и образов, возникающих в воображении поэта - и он не знает, что выберет из этого богатства для претворения жизни в поэзию?

Изображение творческого труда в его начальной стадии, данное в X и XI строфах, могло привести мысль поэта и к вопросу о возможности «свободного проявления» «стеснённой лирическим волнением души» в реальных условиях русской жизни. И тогда заканчивающий стихотворение вопрос принимает другой смысл: в нём отражена мучившая поэта именно в эти годы необходимость соизмерять свои творческие замыслы и порывы с возможностью их «свободного появления», осуществления. Перед нами поэт 30-х годов 19 века в условиях николаевской России. Подлинный художник должен в ничем не скованном вдохновении создавать произведения высоких мыслей и высоких идей. Пушкин всегда отстаивал свободное поэтическое творчество.

Итак, в «Осени» можно выделить следующие основные темы: жизнь во всех её проявлениях в разные времена года. («Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?»); русская природа осенью; творчество поэта и судьба его творений.

В «Осени» возникает образ поэта, раздумывающего над жизнью и творчеством, образ человека, глубоко чувствующего жизнь, любящего её, из неё черпающего свои творческие силы.

Вопросы для закрепления материала:

  1. Когда и при каких условиях написано стихотворение?
  2. Какие основные темы в нём раскрываются?
  3. В чём проявляется реализм стихотворения?
  4. Образ поэта (лирического героя) стихотворения?
  5. Характер стиха. Какими строфами написано стихотворение?