Цель урока: дать анализ стихотворения Д. Самойлова “Сказка”.
Задачи урока (дети формулируют сами):
- Научиться выразительно читать стихотворение.
- Найти (кратко) биографию Д.Самойлова.
- Определить тему стихотворения.
- Найти языковые средства, которые использует поэт.
- Сравнить стихотворение с картиной А.Рылова “В голубом просторе”
- Уметь представить презентацию классу.
Этапы урока
- Активизация мыслительной деятельности учащихся.
- Основной: работа в группах по заданию. Представление презентации.
- Заключительный. Рефлексия.
Ход урока
1 этап – активизация мыслительной деятельности учащихся.
Учащимся предлагается расшифровать слово “К З К” (сказка) и ответить на вопросы:
- Сказка – это….
- Что для вас сказка?
- Как вы думаете, как взрослые относятся к сказкам?
- Какие мечты воплотил народ в сказках?
Давайте посмотрим, о чем мечтал лирический герой стихотворения Д. Самойлова.
Основной этап.
1) Работа в группах. Учитель выступает в роли консультанта, следит, чтобы за отведенное время школьники справились с заданием.
1 группа. Тема “Давид Самойлов. Биография поэта”. (Приложение 1)
Прочитайте задание, распределите роли.
- Найдите в Интернете сведения о писателе. (Скопируйте на рабочий стол).
- Выберите интересные для вас сведения.
- Прочитайте стихотворение, что можете сказать о поэте?
- Сделайте презентацию (3-4 слайда: портрет, сведения о поэте, свои выводы)
- Подготовьте выступление для участников (Что делали? Какой материал нашли? Что подготовили?)
- Дайте оценку своей работе. (Справились с заданием полностью или частично? Если не справились, почему?)
2 группа. Тема “Д. Самойлов “Сказка”. Тема, образы стихотворения”.
Прочитайте задание. Распределите роли. Отвечая на вопросы, оформите презентацию.
- Определите тему стихотворения (о чём это стихотворение?).
- Что символизируют образы реки, неба, облаков?
- Что вы можете сказать о символике белого цвета?
- Почему стихотворение называется “Сказка”?
- Каково ваше восприятие стихотворения?
- Подготовьте выступление для участников (Что делали? К каким выводам пришли? Что подготовили?)
- Дайте оценку своей работе. (Справились с заданием полностью или частично? Если не справились, почему?)
3 группа. Тема “Д. Самойлов “Сказка”. Образ лирического героя”
Прочитайте задание, распределите роли.
Задание.
- Прочитайте стихотворение.
- О чём это стихотворение?
- Каков лирический герой?
- Каким вы представляете лирического героя? Нарисуйте иллюстрацию (рисунок можно выполнять в бумажном или электронном варианте).
- Подготовьте презентацию и выступление для участников. (Что делали? Какие выводы сделали? Что подготовили?)
- Дайте оценку своей работе. (Справились с заданием полностью или частично? Если не справились, почему?
4 группа. Тема “Д. Самойлов. “Сказка”. Художественные средства”.
Прочитайте задание, распределите роли.
Задание.
- Прочитайте стихотворение.
- Каково ваше восприятие стихотворения?
- Исследуйте стихотворения. Выпишите все языковые средства, которые использует поэт.
- Подготовьте презентацию и выступление для участников. (Что делали? Какие выводы сделали? Что подготовили?)
- Дайте оценку своей работе. (Справились с заданием полностью или частично? Если не справились, почему? )
5 группа. Тема “Аркадий Рылов. “В голубом просторе”. (Приложение 2)
Прочитайте задание, распределите роли.
Задание.
- Найдите в Интернете картину, скопируйте.
- Соотнесите картину со стихотворением. Что скажете?
- Подготовьте презентацию и выступление для класса. (Что делали? Какой материал нашли? Что подготовили для класса?)
- Дайте оценку своей работе. (Справились с заданием полностью или частично? Если не справились, почему?)
2) Защита презентаций. Группы представляют работу. Учащиеся задают вопросы.
Заключительный этап. Рефлексия. Учащиеся подводят итог работы, смотрят, как справились с задачами, которые поставили перед уроком. Заполняют лист контроля.
ФИО | Работа в интернете |
Поиск информации |
Выбор информации |
Создание презентации |
Создание рисунка |
Сопоставление картины и стих |
Анализ темы, образов |
Анализ языковых средств |
Защита презентации |
Другое |
Самооценка |
Оценка группы |
Итоговая оценка |