Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цель урока: знакомство со стихотворением, его интерпретация и оценка.

Задачи:

  • познакомить с некоторыми фактами биографии А.С. Пушкина;
  • развивать навыки выразительного чтения;
  • учить определять в тексте изобразительно-выразительные средства, определять их роль;
  • совершенствовать работу учащихся с толковыми словарями, с учебником;
  • развивать аналитические навыки стихотворного текста.

Ход урока

1. Орг. момент, объявление темы, цели урока и способов её достижения. Работа в тетрадях: дата, тема.

2. Вступительное слово учителя.

– Сегодня у вас не первая встреча с именем А.С. Пушкина. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми стихотворениями.

– Можете ли назвать знакомые вам произведения?

– Сегодня мы будем говорить не только о Пушкине, но и о его няне, Арине Родионовне, без которой Пушкина не было бы как поэта.

3. Работа с учебником: вопросы 1–5.

Учащиеся получают карточки с вопросами и заданиями (сделать это можно до начала урока; не на все вопросы получаем ответ сразу, но в процессе урока каждый учащийся будет иметь возможность выступить).

Вопросы и задания (Приложение 1)

  1. Прочитайте абзац №2. Выберите слова для  ответа  на вопрос №1 (см. в учебнике, стр. 89).
  2.  Прочитайте абзац №3. Выберите слова для  ответа  на вопрос №1.
  3.  Прочитайте абзац №4. Выберите слова для  ответа  на вопрос №1.
  4.  Прочитайте абзац №5. Выберите слова для  ответа  на вопрос №1.
  5. Прочитайте абзац №6 и ответьте   на вопрос, от кого Пушкин узнал огромное количество народных песен и сказок?
  6. Кому посвящено это стихотворение? Какими чувствами оно проникнуто?
  7. Как вы понимаете значение слова «няня»? А какое значение у этого слова было во времена Пушкина? (Ответ ищите в словаре В.И. Даля и С. И. Ожегова)
  8. Представьте, что вам надо проиллюстрировать это стихотворение или сделать к нему слайды. Сколько слайдов у вас получится? Что на них будет изображено?
  9. Объясните значение устаревших слов: светлица, вороты, всечасно.
  10. Как вы понимаете слова «подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя»?
  11. Как вы понимаете слова «горюешь, будто на часах»?
  12. Что такое эпитеты? Какие эпитеты можете назвать в стихотворении?
  13. Что такое сравнение? Назовите сравнение в тексте стихотворения.
  14. Что такое метафора? Найдите их в тексте стихотворения. Для чего использует их автор?

После ответа на вопрос №5 смотрим презентацию к уроку. (Приложение 3)

Слайд 1. Тема урока.

Слайд 2. Эпиграф, слова И.С. Аксакова о няне.

Слайд 3. Михайловское. Село Михайловское – псковское имение Пушкиных. Именно сюда отправляет царь поэта в ссылку, надеясь, что там, в глухой деревне, в одиночестве, поэт не захочет больше писать свободолюбивые стихи. В качестве инспектора был назначен сам отец Пушкина, по его желанию. Такого удара Александр Сергеевич не ожидал.

Слайд 4. «Как в тюрьме». Оторванный от общества, от друзей, под надзором полиции и церкви, Пушкин сначала чувствовал себя, как в тюрьме.

Слайд 5. «Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня». Через некоторое время к поэту вернется способность замечать красоты здешней природы, он воскреснет душой. Первым, кто навестит Пушкина из друзей, будет Иван Пущин. Целый день друзья проведут вместе, Пушкин будет читать новое из сочиненного, няня, примостившись рядышком с вязанием, тоже будет слушать. Но друг уедет, он не может здесь находиться.

Слайд 6. Единственная моя подруга.  И только няня, Арина Родионовна, всегда находилась рядом. Долгими вечерами она рассказывала своему питомцу удивительные сказки.

Слайд 7. Что за прелесть эти сказки!.. Одному из своих друзей А. С. Пушкин напишет: «…вечерами слушаю сказки своей няни,…она единственная моя подруга – и с ней  мне не скучно».

Слайд 8–11. Домик няни в Михайловском.

Слайд 12. Няня.

Слайд 13. Барельеф.

Слайд 14. Памятник Пушкину и няне в Захарове.

Слайд 15. Еще один памятник Пушкину и няне.

Впоследствии, уже после ссылки, живя в Петербурге, поэт вспоминает о днях, проведённых с няней, и посвящает ей стихотворение.

Анализ стихотворения

Вопрос №6.

Прослушивание аудиозаписи текста стихотворения «Няне» в исполнении В. Качалова. (Приложение 4)

Как вы думаете, почему я не прочитала стихотворение сама и не попросила кого-то из вас?

– Каким настроением проникнуто это стихотворение?

– Как вы думаете, какие чувства испытывал поэт, когда писал это стихотворение?

Вопрос №7. Работа с толковыми словарями В.И. Даля и С.И. Ожегова (Приложение 2)

Вопрос №8. (Запись в тетрадях: 1 часть – обращение к няне; 2 часть – забытый домик; 3 часть – чувства няни)

Вопросы №9–11.

Вопрос №12.

Слайд 16. Эпитет. Запись в тетрадях.

Вопрос №13.

Слайд 17. Метафора. Запись в тетрадях.

Вопрос №14.

Слайд 18. Сравнение. Запись в тетрадях.

Слайд 19. Перифраз. Это новое для вас средство выразительности. Давайте вместе найдём, где использует его поэт (первые две строки).

Подведение итогов.

Давайте обобщим всё сказанное.

– Что мы узнали о поэте? О няне?

– Какие чувства связывали Пушкина и Арину Родионовну?

– Понравилось ли вам стихотворение «Няне»?

– Что мы повторили и узнали нового из области литературоведения?

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть; попробовать найти у Пушкина ещё стихотворения, посвящённые няне.