Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Я вас любил"

Разделы: Литература


Класс: 9.

Цели урока: познакомить учащихся со стихотворением А.С.Пушкина “Я вас любил”, расширить их представления о любовной лирике великого поэта; продолжить знакомство с различными элементами анализа текста лирического стихотворения.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина и А.А.Олениной. Звукозапись романса “Я вас любил” А. С. Даргомыжского.

Ход урока

Слово учителя. “Любовная лирика Пушкина доступна, но и сложна: она может быть и предельно нежной, и младенчески чистой, и рыцарски возвышенной, и плотски страстной, и озорной, и даже фривольной, чтобы не сказать более, но она никогда не может быть пошлой”,– так сказал о любовной лирике А.С.Пушкина поэт ХХ А.Т.Твардовский.

Невозможно за урок проанализировать все стихи А.С.Пушкина, относящиеся к любовной лирике, можно постараться понять, что его лирика – это чудо русской поэзии. Она сочетает в себе высокую гуманность, глубину мысли, совершенство формы. Любовная лирика занимает центральное место в поэтическом наследии Пушкина.

На уроке мы проанализируем стихотворение “Я вас любил”, которое было написано в 1829 году на Кавказе. Многие литературоведы сходятся во мнении, что оно было посвящено Анне Алексеевне Олениной, в которую Пушкин был влюблен, сватался, но получил отказ со стороны родителей красавицы. Мы не будем анализировать стихотворение, опираясь только на биографию Пушкина, ведь в любовной лирике создается условный поэтический образ лирического героя, который нельзя отождествлять с автором, но который является носителем его мировоззрения, взглядов, отношения к людям, к жизни.

(Ученики определяют жанр стихотворения.) Жанр стихотворения – обращение. Это разговор с любимой. Раз мы говорим о любовной лирике, сразу становится понятно, что тема данного стихотворения – любовь. Любовь неразделанная, безответная.

В стихотворении всего 8 строк, но сколько в нем смысла. В нем звенит печальная, грустная нота, ведь происходит прощание, если не с любовью, то с любимой женщиной: “…любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем”.

Поэт не дает описания возлюбленной, но у нас возникает твердая уверенность, что так любить можно только достойного человека.

Учитель: Какой композиционный прием использует в данном стихотворении А.С.Пушкин?

Ученик: Пушкин использует композиционный прием анафору: он трижды повторяет фразу: “Я вас любил”. Эта фраза передает глубину чувства, переживаний человека, расставшегося с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви.

Учитель: В какой форме используются глаголы в стихотворении “Я вас любил”?

Ученик: Глагол “любил”, стоящий в форме прошедшего времени, символизирует невозвратимость прошлого, и если “любовь еще угасла не совсем”, она будет похоронена на дне души. И только один глагол используется в форме настоящего времени “не хочу печалить вас ничем”. Какое уважение герой проявляет к любимой женщине! Он предоставляет ей свободу и право выбора. Это и есть основная мысль стихотворения.

Учитель: Пушкин – прогрессивный поэт. Вдумайтесь, XIX век – и свобода женщины. Вспомните, у того же поэта:

И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.

А пушкинский Алеко убивает Земфиру, потому что та полюбила другого.

Для поэта женщина – личность, она имеет право на выбор, на свободу.

Н.В.Гоголь писал, что для восприятия художественного богатства лирики А.С.Пушкина нужен тонкий вкус: “Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, какой бывает чистая поэзия. Слов немного, но если они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необходимо, как поэт”.

И действительно, в этом небольшом стихотворении Пушкин, по-видимому, сознательно до минимума сводит использование изобразительных средств и художественных приемов, чтобы через простоту формы раскрыть всю глубину содержания. Давайте найдем художественно-изобразительные средства.

Ученик: В стихотворении особое значение имеет инверсия: “в душе моей”, “быть может”, “печалить вас ничем”, “любимой быть другим”. Инверсия используется почти в каждой строке, и это придает наибольшую выразительность стихотворению.

Ученик: Кроме инверсии и анафоры, поэт использует и аллитерацию: “Я вас люБил Безмолвно, Безнадежно, то роБостью, то ревностью томим”, которая усиливает эмоциональную окраску стихотворения. В стихотворении встречается многосоюзье – союз то-то “то робостью, то ревностью томим”.

Учитель: Герой испытывает робость любви. Вспомним , в стихотворении А.А.Фета тоже встречается данное состояние: “Ропот, робкое дыханье…” . И робость, и ревность – все это разные стороны многогранного чувства любви. А межу робостью и ревностью – чувствами, стоящими на крайних полюсах любви, сколько еще стремлений и надежд, радости и счастья, сомнений и тревог; между ними еще вся гамма переживаний, отличающих любовь .

Пушкин в стихотворении “Я вас любил” использует и необычные эпитеты, которые выражены наречиями “любил так искренно, так нежно”. Такие эпитеты несут смысловую нагрузку, подчеркивают, что чувство неразделенное.

Ученики определяют, что стихотворение “Я вас любил” написано пятистопным ямбом, рифма перекрестная, чередование женской и мужской рифм.

Учитель: И в конце хочется сказать, что, несмотря на неразделенную любовь, это чувство настоящее. Любовь героя альтруистична. Человек волен в своем выборе: Пушкин сравнивает данное чувство с ощущением свободы. Любить по-настоящему – значит желать счастья любимому человеку даже с другим: “Как дай вам бог любимой быть другим”.

Звучит в записи романс на стихи А.С.Пушкина “Я вас любил”.

Делаются выводы по уроку, выставляются оценки, дается домашнее задание.