Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!26 июля 1916
Цели урока:
- Формирование навыков анализа поэтического текста (наблюдение над работой формальных элементов).
- Формирование речевых компетенций (устное высказывание, письменный анализ стихотворения).
- Развитие навыков выразительного чтения как первой ступени анализа.
- Развитие образного, ассоциативного мышления (составление слайд-фильма).
- Формирование эстетически развитого читателя.
Домашнее задание к уроку:
- Подготовить выразительное чтение стихотворения;
- Подобрать иллюстрации к стихотворению.
Ход урока
1. По желанию один ученик выразительно читает стихотворение И.А Бунина «Последний шмель».
- Каким настроением пронизано стихотворение?
- Грустным, задумчивым, спокойным.
- О чем это стихотворение?
- О шмеле, о природе, о наступающей осени.
- Получается, что мы все сказали о стихотворении в нескольких словах. Какое-то оно слишком простое, понятное. Или же у него есть секреты? Возникли ли у вас вопросы, когда вы читали стихотворение дома?
- Странно, стихотворение вроде бы грустное, а в конце стоит восклицательный знак.
- Что такое татарка?
- В последней строфе как будто со шмелем разговаривает человек, но ведь шмель не может слышать и понимать человека.
- Почему человек разговаривает со шмелем?
- О чем человеческая дума, о которой знает человек, но не узнает шмель?
Итак, секреты у стихотворения все-таки есть. Попробуем их разгадать.
2. Разместите на доске иллюстрации и фотографии, которые вы подыскали дома.
(В основном, это фотографии шмеля, пейзажи лета и осени, изображение одинокого человека. Учитель умышленно добавляет фотографии зимних и весенних пейзажей).
- Есть ли на доске лишние иллюстрации? Отодвиньте их в сторону.
- В сторону отодвигаются пейзажи зимы и весны.
- Почему вы убрали именно эти пейзажи?
- Потому что о зиме и весне речь в стихотворении не идет.
- Давайте представим, что мы снимаем фильм по этому стихотворению. Расставьте иллюстрации так, чтобы они соответствовали поэтическому сюжету. Сейчас мы будем работать с текстом стихотворение, с тем, о чем мы читаем в строках.
Появляется несколько очень красивых иллюстративных рядов.
Черный бархатный шмель, золотое оплечье |
Ты зачем залетаешь в жилье человечье |
И как будто тоскуешь со мной? |
За окном свет и зной, подоконники ярки |
Безмятежны и жарки последние дни |
Полетай, погуди |
И в засохшей татарке |
На подушечке красной усни |
Не дано тебе знать человеческой думы |
Что давно опустели поля |
И уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый |
Золотого сухого шмеля! |
3. Наши иллюстрации подтвердили мысли о теме и настроении стихотворения?
- Да. Это стихотворение о природе, о шмеле, грустное, особенно к концу. Иллюстрации становятся менее яркими.
А помогли нам ответить на вопросы?
- Нет. Мы только узнали, что такое татарка (это колючее растение с красным пушистым цветком).
4.Ответы на наши вопросы надо искать в самом стихотворении, но не только в его строчках, но и между ними, т.е. нам надо искать подтекст стихотворения. Именно подтекст поможет нам понять, о чем думал поэт И.А.Бунин в начале 20-го века и современны ли его мысли.
Далее работаем с таблицей, записывая в нее свои наблюдения и выводы.
- Как построено стихотворение?
- Как звучит стихотворение? Какой у него ритм, размер, рифма?
- Рассмотрим композицию: в ней три части, как меняется настроение стихотворения?
- Понаблюдаем за мыслью автора в каждой строфе. Какие образы присутствуют, какими средствами они создаются? Слышим ли мы гудение шмеля? Какие звуки помогают его передать?
- Какие художественные средства использует автор для создания образов?
- Что вы можете сказать об особенностях предложений, почему именно такие знаки препинания стоят в конце каждого?
- Меняется ли настроение лирического героя?
Формальные элементы |
Примеры |
Выводы |
Фонетика |
|
|
Звучание |
Звукопись: «заунывно гудящий певучей струной» гудение шмеля через гласные [а,у,ы,о,у,а,э,у,о] монотонность; жужжание шмеля через согласные [з,н,ч,щ,с,т] |
Своим гудением шмель навевает тоску на лирического героя. |
Строфика |
3 строфы |
|
Ритмика |
З строчки длинные, последняя – короткая; |
В последней короткой строчке – самое главное: 1. «тоскуешь со мной» 2. «усни» 3. «золотого сухого шмеля» |
Размер |
анапест |
Придает неторопливость, передает размышление |
Рифма |
АБАБ |
Образ шмеля и человека |
Стилистика |
|
|
Лексика |
Эпитеты создают образ шмеля: «черный», «бархатный», «золотое»; свет уходящего лета: «ярки», «безмятежны», «жарки», «красной»; ветер «угрюмый», шмель «золотой», «сухой». Метафора: «на подушечке красной» - показывает красоту шмеля и колючей татарки. |
В природе все красиво: и шмель, и колючая татарка. Шмель - драгоценное создание природы, он живой; пока лето, он еще жив, но он не знает, что скоро он умрет (уснет), а человек об этом знает. |
Синтаксис |
3 предложения. Каждая строфа – одно предложение. |
Человек спрашивает шмеля. |
2 предл. – повествовательное |
Человек знает судьбу шмеля, он понимает, что это неизбежность, закон природы. |
|
3. предл. - восклицательное |
Человек не отчаивается, ведь за зимой придет весна, и шмель может проснуться. |
|
Образы |
Шмель, лирический герой, окно, подоконник, татарка, человек (дума), поля, ветер, шмель |
Образы даны в порядке размышления – все в природе живет (летом) и умирает, спит (осенью и зимой). |
Тема |
Природа, пейзаж, шмель |
|
Настроение |
Грустное, задумчивое, спокойное |
|
Композиция |
3 части (по строфам) |
Смена настроения: тоска, безмятежность, восхищение величием человеческой думы |
Лирический герой |
В 1 строфе шмель нагоняет на Л.Г. тоску своим гудением, навевает мысли о том, что скоро придут осень и зима. Во 2 строфе радуется последним жарким летним дням, принимает неизбежность «сна». В 3 строфе 2 варианта «человеческой думы»: нет ничего вечного/ все возродится снова – это два закона бытия. |
Смена настроения: тоска – принятие настоящего – знание будущего (весной все оживет снова! Либо горечь от мысли, что и человек, как шмель, когда-то умрет). Это размышление философа о жизни. |
5. Вернемся к нашим вопросам, сможем ли мы сейчас ответить на них? Попробуем!
- Почему человек разговаривает со шмелем, ведь шмель не может слышать и понимать человека?
- Человеку одиноко, к нему в открытое окно залетает шмель и невольно становится собеседником. Человек-философ, он рассуждает о законах бытия: все смертны (и шмель, и человек) // в природе все возрождается (родятся новые шмели и люди) – это закон бытия, природы.
- О чем человеческая дума, о которой знает человек, но не узнает шмель?
- О том, что после осени и зимы придет весна, человек знает этот закон, а шмель нет.
- Странно, стихотворение вроде бы грустное, а в конце стоит восклицательный знак.
- Восклицательный знак, потому что надежда на возрождение не умирает, а горечь может быть оттого, что даже все самое красивое умрет.
6. Изменилось ли ваше мнение по поводу темы стихотворения?
- Да, здесь не просто описание шмеля, это философское размышление о законах жизни.
- Откуда вы узнали о философских размышлениях лирического героя? Только ли из текста?
- Из текста и подтекста.
Вы убедились, что при чтении и понимании стихотворения необходимо не только видеть слова и строчки, но и то, что стоит за словами и между строчками. Это и есть подтекст, т.е. то, о чем автор не говорит открыто, и только умный, вдумчивый читатель может читать подтекст. Думаю, что сегодня вы стали именно такими читателями.
- Интересно открывать подтекст стихотворения, угадывать глубокие мысли автора, разговаривать с ним, соглашаться или спорить?
Чтение произведений художественной литературы – это всегда диалог автора с читателем!
Что вы можете сказать о поэте И.А.Бунине?
- Это поэт-философ.
Согласны ли вы, люди 21 века, с мыслями И.Бунина?
- Да, надо принять эти законы жизни.
7. Попробуйте еще раз обратиться к вашим иллюстрациям. Возможно, вы внесете добавления?
- Да. К третьей строфе можно добавить картины зимы и весны (это иллюстрации «человеческой думы», это подтекст стихотворения).
Черный бархатный шмель, золотое оплечье |
Ты зачем залетаешь в жилье человечье |
И как будто тоскуешь со мной? |
За окном свет и зной, подоконники ярки |
Безмятежны и жарки последние дни |
Полетай, погуди |
И в засохшей татарке |
На подушечке красной усни |
Не дано тебе знать человеческой думы |
Что давно опустели поля |
И уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый |
Золотого сухого шмеля! |
8. Домашнее задание: напишите небольшое стихотворение-размышление «Бабочка проснулась» или прочитайте стихотворение А.Фета «Бабочка».
1. Данный урок был проведен в 6 классе с использованием SMART-доски, на которую заранее были выведены иллюстрации, принесенные учениками.
Использование коммуникационно-информационных технологий позволяет:
- усилить воздействие стихотворного текста через зрительный ряд;
- развивать образное мышление с помощью современных методов;
- повышает интерес к работе над анализом стихотворения;
- формировать не только предметные компетентности, но и межпредметные (информационные, аналитические, исследовательские)
2. Урок был построен, с одной стороны, как традиционный анализ стихотворения, с другой стороны, как поиск секретов стихотворения, объяснения «странностей стихотворения», что продиктовано возрастными особенностями учащихся. Ученики искали философскую подоплеку стихотворения, которую сразу не уловили, но через иллюстрации почувствовали. Анализ формальных элементов помог выйти на идейно-тематический уровень.
3. Результаты урока:
- встреча с новой философской проблемой;
- принятие и осмысление этой проблемы;
- работа с литературоведческой терминологией;
- быстрое выучивание стихотворения наизусть (благодаря зрительному ряду);
- письменное оформление своих мыслей (сочинение);
- собственное творчество (стихотворение о бабочке);
- самостоятельное знакомство со стихотворением А.Фета «Бабочка».
4. На вопрос о восклицательном знаке в конце стихотворения шестиклассники в основном склонны отвечать оптимистично. Поэтому их стихи получились с верой в красоту и жизнь, что очень радует!
Примеры стихов:
Вот бабочка. Она
Проснулась.
От солнышка горячего
Очнулась
И на снегу тихонько
Встрепенулась.
Взлетела на цветок и
Улыбнулась:
Ну, здравствуй, солнце,
Я – вернулась!
(Даша С.)Хокку
В цветке сакуры
Заснувшая бабочка.
Как она хрупка…
(Саша Б.)