Литература
-
Адаптированные задания для работы над романом И.А. Гончарова "Обломов" 2009
Адаптированные задания ориентированы на учебник "Русская литература XIX века" для 10-го класса под редакцией В.И. Коровина и могут быть использованы в качестве домашнего или индивидуального задания во время урока. Они помогут учащимся подготовиться к устному ответу и сочинению по роману.
-
Адаптированные тексты по чтению (литературному чтению) для заучивания наизусть, пересказов с 5-х по 9-е классы для слабослышащих обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталостью 2023
Цель пособия: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.
-
Адресаты любовной лирики Ф.Тютчева. "О, как убийственно мы любим" 2011
Урок-презентация представлен в форме литературно-музыкальной композиции. Урок является продолжением цикла уроков-обсуждений любовной лирики поэтов XIX века. В 9-м классе учащиеся знакомились с адресатами любовной лирики А.Пушкина и М.Лермонтова. На данном занятии учащиеся не только знакомятся с поэзией, но и обучаются различным элементам анализа стихотворения.
-
Азбука здоровья. Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы при изучении сказки-были М.Пришвина "Кладовая солнца" 2014
Данная работа актуальна и практически значима, так как она учит устанавливать контакты с живой природой, знать ее ресурсы и возможности, уметь использовать их для поддержания и сохранения здоровья. Изучение медицинских свойств растений дает возможность сформировать умение сохранять и улучшать свое здоровье путем тесного общения с природой, раскрыть способности самопознания, личности человека.
-
Айвазовский в живописи равен Пушкину в поэзии 2012
Ученики знакомятся с картинами художника Ивана Константиновича Айвазовского. Море всегда привлекало не только русских, но и западноевропейских художников. Айвазовский от природы был наделен блестящим дарованием и всю силу своего таланта отдал морю.
-
Акмеизм как литературное направление. А.Ахматова. Н.Гумилев 2020
Цели урока: познакомить с историей возникновения русского акмеизма; отметить тематическое богатство лирики поэтов-акмеистов.
-
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках риторики с помощью игровых приемов 2003
Риторика ставит перед собой практические цели в обучении искусству речи. Автор статьи считает, что игра на уроке позволяет построить подачу материала от практики к теории. В статье представлена система (классификация) игр, применяемая автором в педагогической деятельности.
-
Активизация познавательной деятельности обучающихся 2008
Повышению активизации познавательной деятельности на уроках гуманитарного цикла значительно способствуют элементы проблемного и программированного обучения, новые подходы к использованию различных средств наглядности и моделирования, исследовательская деятельность. Воспитание общих приёмов мышления требует создания условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала и его осмысления, для творческой переработки знаний и применения их на практике.
-
Активизация творческой и познавательной деятельности учащихся на уроках литературы 2003
В последнее время учителя литературы часто сетуют на то, что дети не хотят читать, увлечены компьютером и телевизором. Для того чтобы изменить ситуацию, учитель, конечно, должен заинтересовать учащихся. Помочь в этом могут разнообразные творческие задания, различные творческие приемы, смена жанров урока.
-
Активизация читательской деятельности на уроках литературы 2009
Для активизации читательской деятельности необходимо использовать все известные приёмы и методы. Проведение разных форм уроков, на мой взгляд, способствует воспитанию читательского интереса к изученным произведениям, активизации мыслительной деятельности на уроке, развитию навыков работы с текстом и умению пользоваться полученными знаниями.
-
Активные приёмы обучения и нестандартные формы проведения уроков русского языка и литературы как один из путей реализации ФГОС 2024
В последние годы заметен такой феномен: дети вроде бы стали более продвинутыми, бойкими, разговорчивыми, но это где-то вне занятий – на улице, на переменах, в виртуальном пространстве. А на уроках скованны, говорят плохо, односложно, не могут выразить свои мысли, а чужие не запоминают. Отчего это происходит?
-
Актуализация исторического опыта духовного воспитания в современной школе 2021
что личность ученика останется не узнанной учителем, если на уроке литературы не будет звучать текст литературного произведения. Каким же образом новые педагогические технологии, предлагаемые учеными-педагогами сегодня, могут быть применены в каждом конкретном случае, при изучении каждого конкретного литературного произведения? При этом необходимо помнить о том, что учитель литературы «воспитывает душу»…
-
Актуальные и вечные проблемы в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" 2013
Проблемы, поднятые В.Распутиным в повести «Прощание с Матерой», по праву можно назвать вечными и актуальными. Он тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и страны, народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Несмотря на трагический финал повести, нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.
-
Актуальные и вечные проблемы нравственности, духовности (урок-исследование по рассказам В.М. Шукшина "Мастер", "Крепкий мужик") 2009
В ходе исследовательской работы учащиеся узнают о Шукшине-писателе, человеке, земляке.
-
Актуальные проблемы преподавания литературы в 5-м классе 2023
Проблемы преподавания литературы в пятом классе – это важная и актуальная тема в современной образовательной системе. В данной статье рассмотрено несколько ключевых аспектов, с которыми сталкиваются учителя и ученики при изучении литературы на этом этапе обучения.
-
Актуальные проблемы чтения учащихся как отражение современной действительности 2021
Данная статья представляет собой материалы исследовательской работы по теме «Взаимосвязь мотивационной потребности к чтению и современной действительности».
-
Актуальный диалог в рамках метапредметного культурного взаимообогащения на уроках внеклассного чтения 2011
В статье рассказывается об открытом уроке внеклассного чтения у активно читающих выпускников школы, знакомящих друг друга с новинками мировой литературы.
-
Акцентное вычитывание произведения по стихотворению Н.А. Некрасова "Крестьянские дети" 2009
Цель данного урока - проследить, как меняется настроение рассказчика на протяжении всего произведения. Урок построен на акцентном вычитывании текста, который включает в себя глубокое проникновение в художественное произведение и связано с творческим чтением. Метод акцентного вычитывания текста способствует творческой активности учащихся, развивает образное мышление, а это, в свою очередь, воспитывает у них культуру художественного восприятия и формирует эстетически развитого читателя.
-
Александр Блок. "Соловьиный сад" (метод аналитического чтения) 2008
В поэме "Соловьиный сад" (1915 г.) А.Блок поднимает важнейшие нравственные и философские проблемы долга и верности, любви и права на счастье, назначения искусства и своего места в нём.
-
Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе) 2009
На уроке учащиеся знакомятся со студенческими годами драматурга Александра Вампилова. Также услышат воспоминания А.Румянцева, писателя, товарища по университетской группе, познакомятся с малоизвестными страницами творчества А.Вампилова, со стихотворениями, посвящёнными драматургу, прозвучат любимые мелодии А.Вампилова. Ученики увидят фотографии, сделанные одногруппником В.Зоркиным.
-
«Александр Сергеевич, у вас в запасе вечность!» Интегрированный урок-концерт в 9-м классе 2010
Урок по цели обобщающий, завершающий курс изучения жизни и творчества А.С. Пушкина в 9-м классе. На занятие отводится 2 часа. Интегративный подход помогает каждому предмету засверкать своими гранями: литература поведает о сложности поисков смысла жизни, музыка поможет почувствовать душевные переживания, живопись и скульптура помогут зримо увидеть образы, созданные автором.
-
Александр Трифонович Твардовский 2023
Александр Трифонович Твардовский. В годы «оттепели» – лидер оппозиции режиму, редактор журнала «Новый мир». В центре внимания – простой человек. В годы Великой Отечественной войны – тема подвига, героизма.
-
"Аллегория". Изобразительно-выразительные средства языка на уроках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ 2015
При изучении изобразительно-выразительных средств языка на уроках словесности мы часто сталкиваемся с определенными трудностями. Это запоминание новых для учеников терминов, умение обнаружить в тексте примеры изученных языковых явлений и т.п. В данном случае учитель пытается нетрадиционно подойти к изучению темы, использовать образное восприятие мира в процессе работы с текстами малого жанра (притча) позволить им стать со-творцами произведения и проникнуть в суть понятия «аллегория».
-
Алые паруса – символ надежды… (по произведению А.Грина "Алые паруса") 2012
Мечтами об «ослепительном случае и радости» полны все рассказы Грина, но больше всего его повесть «Алые паруса». Произведение утверждает силу человеческого духа, пронизано любовью к жизни и верой в то, что человек способен совершать чудеса. На уроке развивается критическое мышление.
-
Альманах "Пионеры-герои Великой Отечественной войны" 2020
Уже в первые дни войны при защите Брестской крепости отличился воспитанник музыкального взвода, 14-летний Петя Клыпа. Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности; из юных партизан особо известны Марат Казей, Володя Дубинин, Лёня Голиков и Валя Котик (все они погибли в боях, кроме Володи Дубинина, подорвавшегося на мине; и всем им, кроме более взрослого Лёни Голикова, к моменту гибели было 13—14 лет). Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста воевали в составе воинских частей (так называемые «сыновья и дочери полков» — известна одноимённая повесть Валентина Катаева, прототипом героя которой послужил 11-летний Исаак Раков).
-
Анализ "музыкальных страниц" в творчестве Л.Н. Толстого (Из опыта работы в 5-м классе) 2011
Изучение жизни и творчества Л.Н. Толстого возможно рассматривать в контексте взаимодействия литературы и музыки. В процессе постепенного знакомства школьников с творческим наследием художника важно, начиная уже с 5-го класса, обращать внимание учащихся на то, какие события и явления музыкальной культуры XIX века повлияли на личность, мировоззрение писателя; какие музыкальные впечатления жизни Л.Толстого так или иначе отразились в музыкальных эпизодах его произведений.
-
Анализ IV действия драмы Горького "На дне" 2007
Работа над сложным драматургическим произведением всегда проблематична для учителя и учащихся. Пьеса А.М. Горького "На дне" в этом смысле - одно из самых серьёзных произведений школьной программы. И полифонизм звучания, и философская проблематика, и почти полное отсутствие сюжета (в привычном для школьника понимании) делают изучение произведения затруднительным. Это одна сторона вопроса. Другая сторона его в том, что очень часто разговор на уроке сосредоточивается вокруг спора о правде и лжи, жалости и сострадании.
-
Анализ афиши – пролог к изучению драматургического произведения 2008
Работа над произведением драматургии в средней школе сложна уже потому, что чтение драматургического произведения требует особой техники и зиждется на особом восприятии художественного слова. Как возбудить интерес школьников к произведениям драматургии? Как привить любовь к чтению довольно сложных произведений: комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль", комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", драмы А.Н. Островского "Гроза", пьесы Горького "На дне"? Первым шагом на пути постижения драматургического произведения, на мой взгляд, является аналитическое чтение афиши.
-
Анализ басни И.А. Крылова "Волк на псарне" 2012
На уроке применяется теория и технология способа диалектического обучения (СДО). Условие для реализации СДО как средства оптимизации образовательного процесса – обогащение содержания образования элементами логики и теории познания. Вследствие этого автор использует упражнения на выполнение логических операций с понятиями "определение", "деление", "обобщение", "аналогия", работу со сборником карточек 1–6, составление сборника понятий.
-
Анализ басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» 2015
В материалах урока содержатся сведения о жизни баснописца, вопросы к анализу басни «Ворона и Лисица», иллюстрации художников.