Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Цели:
- развивать навык чтения лирических произведений, умение видеть, как автор передает свое настроение, свои мысли с помощью формальных элементов;
- стимулировать самостоятельное мышление учащихся.
Ход урока
I. Чтение стихотворения учителем.
II. Беседа.
1. Какое настроение вызывает стихотворение? Найдите то, что создает настроение грусти.
Дети называют слова, замечают, что эпитет “последний” упоминается дважды.
2. Познакомимся с героями стихотворения: шмель и лирический герой.
Один из учеников сказал – автор. Предполагая возможность подобного ответа, я вынесла определение “лирический герой” на оборотную сторону доски.
? Каким мы видим шмеля?
Черный – бархатный. Работаем с каждым эпитетом, подбирая к ним ассоциации.
? Есть ли разница в словосочетаниях: “черный шмель” и “черный бархатный шмель”? Дети говорят, что эпитет “бархатный” выделяет шмеля, делает его особенным, важным.
? Что ещё автор добавляет к “наряду” шмеля? “Золотое оплечье”. Что можно сказать о наряде шмеля? Это одеяние достойно короля.
? Какие ещё эпитеты, относящиеся к шмелю, встретятся нам в стихотворении? (красная подушечка, золотой, сухой). Получился следующий ряд слов:
черный бархатный, золотое оплечье – на подушечке красной – золотой сухой.
? Почему шмель стал золотым в конце стихотворения? Куда исчез черный цвет? Поставим знак вопроса: над этим следует подумать, к этому необходимо вернуться.
? Что еще мы узнаем о шмеле? Он “заунывно гудящий певучей струной”. Задумаемся над строкой. Сразу было замечено несоответствие между сочетанием “певучей струны” и “заунывно гудящий”. Певучий – плавный, напевный, приятный. Струна тоже связана с пением. Может шмель петь радостно или грустно, весело или заунывно? Умеет ли он передавать свои эмоции “в песнях”? Тогда почему лирический герой слышит “заунывное” пение? Герою тоскливо, поэтому и жужжание шмеля кажется заунывным.
? Можем ли мы услышать появление шмеля в стихотворении? Какие звуки помогут нам?
? Что мы еще не сказали о шмеле? Еще он залетает в “жилье человечье” и словно тоскует вместе с лирическим героем. Таня Б. делает замечание, что человек как бы “отвергает” шмеля. И остальные подключаются: человек в помещении, он отгорожен окнами от сада, где живет шмель. Дальше мы узнаем, что скоро шмель “уснет”, значит умрет, потому что наступили последние осенние дни.
? Осень щедра на краски. Что об осенних днях сообщает нам поэт? “За окном свет и зной”, “ярки”, “безмятежны”, “жарки”. Мы увидели красочную осень? С чем связаны выписанные слова? Они больше говорят о тепле.
? Запишите глаголы и глагольные формы первой и второй строф: залетаешь, тоскуешь, гудящий; полетай, погуди, усни. Какие наблюдения мы можем сделать? (1 строфа – глаголы настоящего времени, 2-ая – повелительное наклонение). Почему во второй строфе исчезают глаголы настоящего времени? Что дает приставка по- ? Кому принадлежат слова “полетай, погуди”? В 1-ой строфе - реальность, во 2-ой – думы лирического урока, в 3-ей тоже).
? Что мы знаем о лирическом герое стихотворения?
Он тоскует.
? Как автор постепенно раскрывает тему тоски, грусти героя?
Заунывно, тоскуешь (со мной);
Последние дни, засохшая татарка, усни;
Опустели поля, в бурьян сдует ветер угрюмый … шмеля.
? Чем вызвана тоска героя? Наступит осень, “уснет” шмель, ветер сдует его в бурьян (сорные растения на задворках). Значит, человек тоскует из-за ожидаемой смерти шмеля? Нет, за образом шмеля – его судьба, он думает о своей смерти.
? Шмель залетел к человеку, когда тот уже грустил, уже тосковал. Значит какая-то мысль, дума мучила его и до встречи со шмелем. О чем эта дума? В стихотворении о ней поэт говорит просто:
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля.
? Что скрывается за этим? Обратимся к первой строчке последней строфы: “Не дано тебе знать человеческой думы…”. Можем ли мы сказать, что лирический герой переживает из-за собственной смерти? “Человеческая дума” - дума, которая занимает многих, не только лирического героя. Лирический герой думает о смерти всего живого. Судьба шмеля – судьба всякого живого существа.
Вспомним строки, описывающие будущую смерть шмеля: “на подушечке красной”. Даже тот, кто умер на царском ложе, будет снесен равнодушным ветром. Смерть неизбежна. Эта мысль тяготила человека в самом начале, поэтому и пение шмеля кажется ему заунывным. В последней строфе сообщается о скорой смерти шмеля. Прочитаем эту строку: “Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый…”. Как изображает поэт смерть? Бурьян – сорные растения на задворках. Ветер - “угрюмый”. С помощью метафоры говорится о смерти. Смерть безжалостна. Даже красивого, величественного шмеля она сбросит в бурьян. Интересно замечание Вероники: в первой строчке мы видим антитезу - “черный” - символ смерти, а “золотой” ассоциируется с солнцем, светом, с жизнью.
3. Каким стихотворным размером написано стихотворение?
Анапест четырехстопный.
Он помогает проникнуть во внутренний мир героя, придает характер беседы.
Рифмы: перекрёстные, чередование мужских и женских, точных и неточных. Точные рифмы сохраняют размеренный ритм, неточные помогают передать эмоциональность. Неточные рифмы подчеркивают, что мысль о смерти очень волнует героя. Чередование мужских и женских – переплетение еще стоящих теплых последних дней и мысли о предстоящем холоде. Обратим внимание на рифму “ярки – жарки” во 2-ой строфе. Чем она необычна? (внутренняя). Несет ли эта рифма смысловую нагрузку?
4. Из скольких предложений состоит каждая строфа?
1-я – одно простое, осложненное;
2-я – сложное предложение;
3-я – сложное. Повторяется союз “что”, делая акцент на том, что должно случиться.
Сложные предложения подчеркивают серьезность размышлений лирического героя.
Что вы думаете по поводу тире, находящегося во второй строфе? Оно словно разделяет жизнь и смерть. “Полетай, погуди – и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни”.
Дети сами заметили, что каждая строфа имеет “свой” знак препинания: 1-ая - ?, 2-ая – точка, 3-я - !.
Есть у вас какие-то замечания, связанные с последним наблюдением?
В первой строфе предложение вопросительное, но не только лирический герой спрашивает шмеля; мы задаемся вопросом: о чем тоскует герой?
Во второй строфе лирический герой раскрывает причину тоски, рассказывает о происходящем. Предложение повествовательное.
Третья строфа заканчивается восклицательным знаком. По цели высказывания предложение повествовательное. По эмоциональной окраске оно не похоже на восклицательное. Почему?
5. Вернемся к вопросу о золотом шмеле. Кто видит его золотым? Почему в памяти лирического героя он останется золотым?
III. Задание: письменный ответ на вопрос “Чем интересно стихотворение Ивана Алексеевича Бунина “Последний шмель”?”.