Цель: обучение восприятию и интерпретации лирического произведения, ориентируясь на идейно-образный и стилистический уровни строения стихотворения.
Для выявления уровней производится анализ лексических средств произведения и группировка их по частям речи.
Задачи:
- обучающая – обучение умению выделить и разделить идейно-образный и стилистический уровни строения стихотворения с помощью анализа лексических средств;
- развивающая – развитие умения определять и обосновывать мотивы лирического произведения, анализировать средства выразительности;
- воспитывающая – воспитание чувства красоты слова, понимания поэтического гения А.С. Пушкина.
Проблема урока: разграничение уровней строения стихотворения на основе отбора лексических средств.
1. Лекция учителя. Анализ стихотворения предполагает анализ трех его уровней.
Первый или верхний уровень – идейно-образный. То есть определить идеи и эмоции лирического героя – это первый подуровень, а затем – образы и мотивы стихотворения. Это второй подуровень.
Второй уровень, средний, – стилистический. Здесь рассматриваются слова по отдельности лексика стихотворения, слова в переносных значениях; и синтаксис – сочетания слов.
А теперь схематично обобщим лекцию.
Три уровня анализа:
- Идейно-образный: идеи и эмоции; образы и мотивы.
- Стилистический: тропы и фигуры; синтаксис.
- Фонетический: звуковой.
Итак, рассказывать о стихотворении нужно в три этапа.
- Какое впечатление вызывает?
- Как оно создается? Какими средствами?
- Каковы особенности его звучания?
Но бывает так, что лирическое произведение далеко от опыта переживания читателя или принадлежит к другой эпохе, или художественный мир поэта сложен, метафоричен. Тогда остается третий путь – механический: чтение по частям речи. Выписываем все существительные, группируя по тематике, потом все прилагательные, глаголы. Из этих слов складывается художественный мир произведения. Существительные дают представление о предметном составе или образах. Прилагательные – об эмоциональности. Глаголы – действия и состояния или мотивы. Именно эту работу мы сейчас выполним.
2. Самостоятельная работа по группам
Первая группа выписывает существительные, вторая – прилагательные, третья – глаголы.
3. Проверка
Существительные объединились в 4 группы:
- тучи, тишина, буря, пристань;
- рок, беда, судьба, жизнь, разлука, час, дни;
- презренье, непреклонность, терпение, юность, воспоминанье, душа, сила, гордость, упованье, отвага;
- рука, взор.
4. Анализ тематики существительных
– Что представляют слова первой группы? (Предметы пейзажа.)
– В каком взаимоотношении находятся эти понятия? Тучи – буря; тишина – пристань.
– Что «подсказывает» пейзаж? (Противоречие.)
– В каком значении употреблены слова? (В переносном.)
– Что означает эта метафора? (Ожидание жизненных невзгод, несчастий.)
– Что представляют слова второй группы? (Философские понятия.)
Распределите их по близости значений: жизнь – час – дни.
– К какой категории отнесем их? (Время.)
Рок – беда – судьба – жизнь – разлука – ангел (2 раза).
– Что представляют эти слова? (С одной стороны, это неизбежные несчастья, разлука с возлюбленной, с другой – ангел – надежда и спасение.)
Третья группа слов.
– Что объединяет их? (Эти слова о чувствах человека, его внутреннем мире.)
– Распределите по близости значений: презренье – непреклонность – сила – гордость – отвага; терпенье – душа – упованье; юность – воспоминанье.
О чем четвертая группа слов? (О внешности человека.)
– Итак, о чем рассказали нам существительные?
Предположительно тема лирического произведения – ожидание неизбежного несчастья, беды и в то же время – надежда на спасение, помощь ангела.
– Какова роль образа ангела? (Это возлюбленная героя.) Лирический герой, с одной стороны, борется с судьбой, с другой – принимает ее. Основной конфликт – между внешними обстоятельствами и внутренним миром. Завистливый рок, гордая юность, неизбежный гордый час, последний раз, кроткий, безмятежный ангел, нежный взор, юные дни.
5. Анализ прилагательных
– Распределите по группам: завистливый – неизбежный – последний; гордый; кроткий – безмятежный – нежный – юные.
– Что означает эпитет «завистливый рок»?
– Что помогает лирическому герою противостоять?
6. Анализ глаголов
Распределите глаголы на глаголы состояния и действия.
Состояния: утомленный – спасенный – жду – предчувствуя – опечалься.
Действия: собралися, угрожает, сохраню, заменит, понесу, найду, хочу, сжать, молви, подыми, опусти.
– В каком времени употреблены глаголы? (В прошедшем, настоящем и будущем.)
– Динамичен или статичен художественный мир произведения?
– Перескажите лирический сюжет стихотворения.
– Что является основным событием? (Напряженное ожидание опасности.)
– Каков образ лирического героя?
7. Характеристика времени и пространства стихотворения
– Какова точка авторского зрения? (Откуда он «взирает»?)
– Что представляет собой пространство стихотворения? (Где находится герой?)
– Подвижно ли пространство? (Нет, оно «интериоризовано», то есть «внутри лирического героя».)
– По сравнению со статичным пространством, что здесь подвижно, меняется?
– Как представлено время?
– Каково расстояние между прошлым и будущим?
– Как вы думаете, почему оно все время сокращается?
– Какое философское наблюдение скрыто за этим сжатием времени?
– Прокомментируйте последние четыре строки стихотворения:
И твое воспоминанье // Заменит душе моей // Силу, гордость, упованье // И отвагу юных дней.
8. Определение размера стихотворения. Наблюдение над ритмом произведения
Сно-ва ту-чи на-до мно-ю // Со-бра-ли-ся в вы-ши-не // Рок за-вист-ли-вый бе-до-ю уг-ро-жа-ет сно-ва мне (4-стопный хорей).
Самое удивительное, что в русском четырехстопном хорее на первой стопе ударение пропускалось часто, а на второй – крайне редко. Но закон этот был сформулирован только в XX веке. А.С. Пушкин этого знать не мог, а руководствовался безошибочным чувством ритма.
Сравните: «Угрожает снова мне» и «Снова угрожает мне». Что меняется при такой смене ритма?
«Равнодушно бури жду» и «Бури равнодушно жду»; «Неизбежный грозный час» и «Грозный неизбежный час».
– Как вы думаете, почему поэт не остановился на таком, более принятом в XIX веке ритме?
9. Домашнее задание. Анализ стихотворения.
Литература
Гаспаров М. Методика анализа // О русской поэзии. СПб.: Азбука, 2001.