Анализ рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" как способ подготовки обучающихся к части С итоговой аттестации и предметной олимпиаде

Разделы: Литература


Цель: проанализировать рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, раскрывая жанрообразующие признаки святочного рассказа.

Задачи:

обучающие:

- познакомить учащихся с творчеством Ф.М.Достоевского посредством изучения его рассказа;

- ввести понятие “святочного (рождественского) рассказа;

- продолжать развивать умение наблюдать за художественным словом и делать свои выводы;

развивающие - продолжать развивать речь и творческие способности учащихся;

воспитательные:

- дать понятие общечеловеческих ценностей через приобщение к классической литературе;

- формировать умение использовать полученные знания в жизненных ситуациях.

Технология: личностно-ориентированная.

Оборудование: компьютер, презентация с иллюстрациями, звуковым эффектом (<Приложение 1>)

Предварительная работа: знакомство с содержанием рассказа.

Ход урока

1. Сообщение темы, цели урока. (СЛАЙД 1)

2. Вступительная беседа. (СЛАЙД 2)

- Всего через несколько дней наступит время праздников, особенно любимых. Это Новый год и Рождество.

- Вспомните, в ознаменование какого события отмечается Рождество.

(Рождение человека-Бога, который был послан человечеству, чтобы помочь избавиться от грехов, помочь сделать жизнь человека лучше, чище, нравственнее). Слова Ч.Диккенса.

- И действительно, в рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время,когда особенную значимость получают христианские ценности:доброта,милосердие,сострадание. Это время совершения добрых дел.

- А как называется время от Рождества до Крещения? (Святки)

- В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни. Следовали этой традиции все — от государя до простых смертных.

- Рождество — праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме (СЛАЙД 3), и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, поэтому с таким нетерпением ждут этот праздник взрослые и дети. И если даже не случится чуда, то чудесен сам праздник.

- Этому времени посвящён рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”,который вы прочитали дома. И вы убедились, что не для всех этот праздник несёт радость, ведь в жизни рядом с достатком и весельем соседствуют горе, нужда и одиночество.

- Сегодня мы впервые обращаемся к творчеству Ф.М.Достоевского — одного из самых “трудных”, взрослых писателей, анализируем, пусть и небольшой, рассказ, который был опубликован в журнале “Дневник писателя” в 1876 году, который издавал автор. Несколько слов об этом журнале скажет _________________________________

(Фёдор Михайлович Достоевский с 1873 года издавал “Дневник писателя” - так назывался журнал, в который входили и художественные произведения, к которым относится рассказ “Мальчик у Христа на ёлке” С одной стороны, это был известный журнал, предназначенный для широкого круга читателей, с другой — дневник для себя, в котором писатель выражал свои мысли, взгляды. Писатель любил собирать правдивые факты из текущей жизни, непосредственно увиденные им самим; именно их он делал основой своих произведений).

- Рассказ “Мальчик у Христа на ёлке” принято относить к жанру святочного рассказа. С определением этого жанра нас познакомит ____________________________

(Святочный или рождественский рассказ — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и имеющий свои особенности в сравнении с традиционным жанром рассказа).

- Каковы же жанрообразующие особенности святочного рассказа? Обратимся к следующему слайду. (СЛАЙД 5). Запись в тетрадь.

- В ходе анализа текста мы должны обозначить наличие этих признаков в данном произведении. Для начала обратимся к композиции рассказа и постараемся обозначить сюжет рассказа, т.е. последовательность событий. (СЛАЙД 6)

3. Анализ рассказа.

- Какой эпизод можно считать завязкой сюжета?

(Знакомство с главным героем рассказа)

- С чего начинается знакомство с литературным героем? (С портрета). Зачитайте.

Заметим, что Достоевский очень коротко говорит о внешности мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и “маленький рост”, и возраст “лет семь”, “дует на замёрзшие пальчики”, и одежда - “какой-то халатик”, затем он одевает “картузик” (уменьшительно-ласкательные суффиксы), а главное это безликое существо “хотело кушать”. Имя?

- Как называется в литературном произведении описание помещения, где живёт герой? (Интерьер) Зачитайте.

- С какой целью автор вводит это описание?

- Что вас больше всего поражает?

- Что заставило выйти мальчика на улицу? (Голод)

- На что надеялся он? (“Хоть бы кусочек какой-нибудь”, “копеечку”)

- Завязка.

(Слайд 7)

- Чтобы лучше понять состояние героя, автор использует пейзаж — картины живой и неживой природы — на фоне которых происходит событие.

- Как вы думаете, в каком городе происходят события? (Автор не называет конкретного города, но по отдельным признакам можно, догадаться, что это Петербург; и мы с вами впервые сталкиваемся с понятием “Петербург Достоевского”).

- Что видит мальчик?

- Что слышит мальчик?

- Как вы думаете, какие художественные средства использует в этом фрагменте автор, чтобы передать душевное состояние героя, заставить ощутить боль и страдание героя, ведь рассказ ведётся от 3-его лица?

Обобщение учителя:

а) читая слова автора, мы слышим голос самого мальчика, как будто находимся рядом с ним, видим и слышим его. Такого эффекта позволяет добиться использование восклицательных и вопросительных предложений, которые передают восхищение, радость, боль и страх;

б) эффект присутствия — использование автором однородных членов, повтор одних и тех же слов.

- Как относится автор к маленькому герою? Из каких фактов языка это видно? (Особая чувствительность повествования, использование уменьшительно-ласкательных суффиксов). Примеры.

(Слайд 8)

- Прочитаем следующий отрывок — от слов “и вдруг, господи!” до “смешно на куколок”.

- Иллюстрация.

(Слайд 9) + музыка

- А теперь попробуем мысленно проникнуть за стекло и побывать на празднике.

- Какой приём и скакой целью использует автор? (Антитеза) Худ. Деталь - стекло.

- Как вы думаете, почему после детского праздника автор изображает кукол? (Они противопоставлены мёртвым душой людям).

- Найдите примеры из текста, подтверждающие эту мысль. (Развитие действия.)

- Какой момент рассказа можно считать кульминацией? (Шёпот, ёлка у Христа - рождественское чудо?)

- Если бы рассказ заканчивался на этом эпизоде, мы могли бы его сравнить со сказкой.

- А можно ли его назвать в полной мере святочным рассказом? (Нет, этому мешает развязка рассказа, т.к. она не представляет счастливого конца (СЛАЙД 11).

- А ведь так хотелось бы, чтобы этот рассказ был по-настоящему святочным и имел счастливый конец. (Проверка творческой работы. 1 вариант)

- Об этом говорит и сам писатель в последнем абзаце. А что стало с мальчиком, если бы он выжил? (Ответ - 1 часть “Мальчик с ручкой”, т. е. попрошайкой, “халатником”, который жил с ним в одном подвале.

- Ф.М.Достоевский высоко ценил этот рассказ, он считал, что (СЛАЙД 10)

- И что “преступное равнодушие взрослых является причиной преступления детей”.

- Считаете вы этот рассказ актуальным в наши дни? Озвучьте свою точку зрения. (Проверка творческих работ. 2 вариант). (СЛАЙД 12)

4. Подведение итогов урока.

Святочный (рождественский) рассказ — это жанр литературы, основу которого обычно составляет одно событие, всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал - счастливый.

Портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, художественные приёмы, синтаксические и лексические средства выразительности — система понятий, помогающая раскрыть замысел писателя.

Вера, милосердие, сострадание — вечные непреходящие человеческие ценности.

5. Домашнее задание. (СЛАЙД 13). Прочитать рождественский рассказ другого писателя.

Рождество - светлый праздник, в который принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки, как частичку моего сердца. Я хочу, чтобы в жизни у вас было всё хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны. (СЛАЙД 14)