Цель: проанализировать рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, раскрывая жанрообразующие признаки святочного рассказа.
Задачи:
обучающие:
- познакомить учащихся с творчеством Ф.М.Достоевского посредством изучения его рассказа;
- ввести понятие “святочного (рождественского) рассказа;
- продолжать развивать умение наблюдать за художественным словом и делать свои выводы;
развивающие - продолжать развивать речь и творческие способности учащихся;
воспитательные:
- дать понятие общечеловеческих ценностей через приобщение к классической литературе;
- формировать умение использовать полученные знания в жизненных ситуациях.
Технология: личностно-ориентированная.
Оборудование: компьютер, презентация с иллюстрациями, звуковым эффектом (<Приложение 1>)
Предварительная работа: знакомство с содержанием рассказа.
Ход урока
1. Сообщение темы, цели урока. (СЛАЙД 1)
2. Вступительная беседа. (СЛАЙД 2)
- Всего через несколько дней наступит время праздников, особенно любимых. Это Новый год и Рождество.
- Вспомните, в ознаменование какого события отмечается Рождество.
(Рождение человека-Бога, который был послан человечеству, чтобы помочь избавиться от грехов, помочь сделать жизнь человека лучше, чище, нравственнее). Слова Ч.Диккенса.
- И действительно, в рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время,когда особенную значимость получают христианские ценности:доброта,милосердие,сострадание. Это время совершения добрых дел.
- А как называется время от Рождества до Крещения? (Святки)
- В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни. Следовали этой традиции все — от государя до простых смертных.
- Рождество — праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме (СЛАЙД 3), и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, поэтому с таким нетерпением ждут этот праздник взрослые и дети. И если даже не случится чуда, то чудесен сам праздник.
- Этому времени посвящён рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”,который вы прочитали дома. И вы убедились, что не для всех этот праздник несёт радость, ведь в жизни рядом с достатком и весельем соседствуют горе, нужда и одиночество.
- Сегодня мы впервые обращаемся к творчеству Ф.М.Достоевского — одного из самых “трудных”, взрослых писателей, анализируем, пусть и небольшой, рассказ, который был опубликован в журнале “Дневник писателя” в 1876 году, который издавал автор. Несколько слов об этом журнале скажет _________________________________
(Фёдор Михайлович Достоевский с 1873 года издавал “Дневник писателя” - так назывался журнал, в который входили и художественные произведения, к которым относится рассказ “Мальчик у Христа на ёлке” С одной стороны, это был известный журнал, предназначенный для широкого круга читателей, с другой — дневник для себя, в котором писатель выражал свои мысли, взгляды. Писатель любил собирать правдивые факты из текущей жизни, непосредственно увиденные им самим; именно их он делал основой своих произведений).
- Рассказ “Мальчик у Христа на ёлке” принято относить к жанру святочного рассказа. С определением этого жанра нас познакомит ____________________________
(Святочный или рождественский рассказ — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и имеющий свои особенности в сравнении с традиционным жанром рассказа).
- Каковы же жанрообразующие особенности святочного рассказа? Обратимся к следующему слайду. (СЛАЙД 5). Запись в тетрадь.
- В ходе анализа текста мы должны обозначить наличие этих признаков в данном произведении. Для начала обратимся к композиции рассказа и постараемся обозначить сюжет рассказа, т.е. последовательность событий. (СЛАЙД 6)
3. Анализ рассказа.
- Какой эпизод можно считать завязкой сюжета?
(Знакомство с главным героем рассказа)
- С чего начинается знакомство с литературным героем? (С портрета). Зачитайте.
Заметим, что Достоевский очень коротко говорит о внешности мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и “маленький рост”, и возраст “лет семь”, “дует на замёрзшие пальчики”, и одежда - “какой-то халатик”, затем он одевает “картузик” (уменьшительно-ласкательные суффиксы), а главное это безликое существо “хотело кушать”. Имя?
- Как называется в литературном произведении описание помещения, где живёт герой? (Интерьер) Зачитайте.
- С какой целью автор вводит это описание?
- Что вас больше всего поражает?
- Что заставило выйти мальчика на улицу? (Голод)
- На что надеялся он? (“Хоть бы кусочек какой-нибудь”, “копеечку”)
- Завязка.
(Слайд 7)
- Чтобы лучше понять состояние героя, автор использует пейзаж — картины живой и неживой природы — на фоне которых происходит событие.
- Как вы думаете, в каком городе происходят события? (Автор не называет конкретного города, но по отдельным признакам можно, догадаться, что это Петербург; и мы с вами впервые сталкиваемся с понятием “Петербург Достоевского”).
- Что видит мальчик?
- Что слышит мальчик?
- Как вы думаете, какие художественные средства использует в этом фрагменте автор, чтобы передать душевное состояние героя, заставить ощутить боль и страдание героя, ведь рассказ ведётся от 3-его лица?
Обобщение учителя:
а) читая слова автора, мы слышим голос самого мальчика, как будто находимся рядом с ним, видим и слышим его. Такого эффекта позволяет добиться использование восклицательных и вопросительных предложений, которые передают восхищение, радость, боль и страх;
б) эффект присутствия — использование автором однородных членов, повтор одних и тех же слов.
- Как относится автор к маленькому герою? Из каких фактов языка это видно? (Особая чувствительность повествования, использование уменьшительно-ласкательных суффиксов). Примеры.
(Слайд 8)
- Прочитаем следующий отрывок — от слов “и вдруг, господи!” до “смешно на куколок”.
- Иллюстрация.
(Слайд 9) + музыка
- А теперь попробуем мысленно проникнуть за стекло и побывать на празднике.
- Какой приём и скакой целью использует автор? (Антитеза) Худ. Деталь - стекло.
- Как вы думаете, почему после детского праздника автор изображает кукол? (Они противопоставлены мёртвым душой людям).
- Найдите примеры из текста, подтверждающие эту мысль. (Развитие действия.)
- Какой момент рассказа можно считать кульминацией? (Шёпот, ёлка у Христа - рождественское чудо?)
- Если бы рассказ заканчивался на этом эпизоде, мы могли бы его сравнить со сказкой.
- А можно ли его назвать в полной мере святочным рассказом? (Нет, этому мешает развязка рассказа, т.к. она не представляет счастливого конца (СЛАЙД 11).
- А ведь так хотелось бы, чтобы этот рассказ был по-настоящему святочным и имел счастливый конец. (Проверка творческой работы. 1 вариант)
- Об этом говорит и сам писатель в последнем абзаце. А что стало с мальчиком, если бы он выжил? (Ответ - 1 часть “Мальчик с ручкой”, т. е. попрошайкой, “халатником”, который жил с ним в одном подвале.
- Ф.М.Достоевский высоко ценил этот рассказ, он считал, что (СЛАЙД 10)
- И что “преступное равнодушие взрослых является причиной преступления детей”.
- Считаете вы этот рассказ актуальным в наши дни? Озвучьте свою точку зрения. (Проверка творческих работ. 2 вариант). (СЛАЙД 12)
4. Подведение итогов урока.
Святочный (рождественский) рассказ — это жанр литературы, основу которого обычно составляет одно событие, всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал - счастливый.
Портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, художественные приёмы, синтаксические и лексические средства выразительности — система понятий, помогающая раскрыть замысел писателя.
Вера, милосердие, сострадание — вечные непреходящие человеческие ценности.
5. Домашнее задание. (СЛАЙД 13). Прочитать рождественский рассказ другого писателя.
Рождество - светлый праздник, в который принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки, как частичку моего сердца. Я хочу, чтобы в жизни у вас было всё хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны. (СЛАЙД 14)