Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели и задачи:

  • научить учащихся воспринимать лирическое содержание пейзажной лирики;
  • познакомить учащихся с многогранным творчеством поэта (пейзажная лирика);
  • развить самостоятельную творческую деятельность учащихся (словесное рисование, круг настроений);
  • развить речь учащихся (словарная работа);
  • провести работу над выразительностью чтения;
  • воспитать у учащихся эстетический вкус на произведениях русской литературы.
Кто хочет понять поэта, должен идти в сторону поэта.
Гётэ

Ход занятия

Содержание Действия учителя Действия учеников
I. Организационный момент    
II. Проверка домашнего задания 1) Словесное описание утра, дня или
вечера. Передать настроение.

2) Прочитать выразительно стихотворение
М.Ю. Лермонтова “Когда волнуется
желтеющая нива” и проставить ноты
выразительности.

– Опишите мне словесно Ваше утро, вечер или день. Передайте Ваше настроение.

Выполняют задание, пользуясь словариком настроений.
III. Введение в новую тему. – Сегодня мы с вами начнем беседу о лирике М.Ю. Лермонтова.

Лермонтовы – дворянский род, уходящий своими корнями в глубокое прошлое, где легенда и реальность давно сплелись воедино. Одно семейное предание особенно полюбилось Михаилу Лермонтову – предание о шотландских предках – рыцарях и поэтах.

История гласила, что в XII веке вблизи шотландского городка Мельроза стоял замок Эрсильдон, где жил знаменитый рыцарь Томас Лермонт. Он был известен, как поэт и прорицатель, предсказавший шотландскому королю-Альфреду Ш его случайную смерть. Конец его был загадочен, он пропал без вести, уйдя вслед за двумя белыми оленями, присланными за ним, как говорили, из царства фей.

Стихи и предсказания, загадка и роковой конец – все это роднит Лермонтова и его легендарного предка.

 
Не раз в его лирике звучит тема разъединенности между миром и человеком. Человек стремится к единению с природой, с Создателем, вечностью.  
Выразительное чтение стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива” учителем. Порой это ему удается лишь в мечтательном забвении. Об этом стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива”.  
IV. Анализ стихотворения. – Что нужно Лермонтову, чтобы ощутить себя счастливым?

– Это лирическое стихотворение?

– Определите настроение.

– Каков пейзаж?

– Определите время года?

– Состояние счастья, гармонии, красоты.
– Как связано время года с настроением в душе поэта? – Поэту важна красота, гармония, умиротворение, которое дает человеку природа.

Пейзаж нереальный, так как поэту не важны ни время года, ничего, а только красота и гармония.

– Обратимся к образной структуре стихотворения. – Вначале взгляд поэта скользит как бы сверху, обозревая лес и поле, затем все ближе стремится к земле, останавливается на частностях, которые можно увидеть лишь при ближайшем рассмотрении: “малиновая слива”, “ландыш серебристый”, “студеный ключ” Именно на земном уровне возникает “Я” лирического героя. Его взор стремится к всеохватности: от восприятия земли и неба к восприятию Бога.
– Обратите внимание на мотив СНА в стихотворении. Что значит сон? – У Лермонтова этот мотив связан с миром враждебным ему. Только исключение из реальности позволяет ему быть счастливым.
Выразительное чтение стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива” учениками. – Прочитайте выразительно стихотворение, соблюдая правила выразительности чтения. Выразительно читают стихотворение.
Оцените выразительность чтения учащихся с точки зрения:

– интонации;
– дикции,
– соблюдения пауз,
– выделения голосом знаков препинания;
– постановки логического ударения.

– Вспомним, что Лермонтов был не только блестящим поэтом, но и замечательным художником. Это стихотворение очень красочно. Составьте цветовую гамму данного стихотворения.

– Подумайте, смотря на цветовой круг, почему в этом стихотворении мы говорим о единстве, гармонии мира природы и человека?

Производят оценку выразительности чтения.
V. Итог Приобщение к поэтическому миру Лермонтова – Это всегда приобщение к тайне.

– Подумайте, можно ли в жизни увидеть пейзаж, нарисованный М.Ю. Лермонтовым в стихотворении?

– Почему нет?

 
VI. Домашнее задание – Выписать из стихотворения метафоры и эпитеты.  

Анализ урока литературы, проведенного в 7 классе

Кабинет литературы №320 находится в хорошем санитарном состоянии: учитель следит за чистотой класса и мебелью, кабинет каждую перемену проветривается, дежурные учащиеся следят за чистотой доски и наличием мела в классе. Парты соответствуют росту учащихся, расстояние от первой парты до доски 2 метра, свет падает с левой стороны, освещенность 75–80 люксов. Доска коричневая, не выше 85 сантиметров от пола. Учитель ежеурочно следит за осанкой учащихся, для снятия зрительного и физического напряжения производится смена видов работ по литературе.

Урок литературы по теме “Лирика М.Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива” проводится в 7 классе. Это второй урок в разделе “Лирика”, но первый урок, связанный с творчеством М.Ю. Лермонтова, по программе литературного образования Княжицкого. Учащиеся учатся воспринимать лирическое и философское содержание пейзажной лирики в творчестве М.Ю. Лермонтова.

На урок поставлены цели:

  • научить учащихся воспринимать лирическое содержание пейзажной лирики;
  • познакомить учащихся с многогранным творчеством поэта (пейзажная лирика);
  • развить самостоятельную творческую деятельность учащихся (словесное рисование, круг настроений);
  • развить речь учащихся (словарная работа);
  • провести работу над выразительностью чтения;
  • воспитать у учащихся эстетический вкус на произведениях русской литературы.

Для формирования учебной мотивации учащимся к уроку в качестве домашнего задания было предложено словесное рисование утра, дня или вечера, используя словарик настроения, а также повторить и расставить в тексте ноты выразительности чтения и выразительно прочитать стихотворение.

Схема урока
(учитываются психофизические особенности)

Тип урока: комбинированный урок.
Форма обучения: групповая.
Урок рассчитан на 40 минут.

Методы обучения: иллюстративно-демонстрационный; наглядное пояснение; вводная беседа учителя; метод упражнений; работа с текстом (словарная работа).

Приемы организации учебной деятельности:

1) привлечение ярких незнакомых фактов;
2) словесное рисование;
3) самоанализ;
4) использование опорных схем;
5) перспективное изучение материала.

Формы и приемы контроля, их цель:

1) фронтальный опрос (для закрепления старого материала и проверки
домашнего задания);

2) индивидуальный опрос (дает возможность учащимся самостоятельно изложить свои мысли, при возникших затруднениях дает возможность учителю поправить ответ);

3) поурочный балл (оценивается деятельность, активность учащегося в течение урока);

4) повседневные наблюдения (этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как воспринимают и осмысливают материал, какова у них память, каковы их учебные интересы и склонности);

5) самоконтроль и самооценка (развивает у учащихся самостоятельность, умение объективно оценивать друг друга).

Оборудование: опорные схемы; раздаточный материал (М.Ю. Лермонтов “Когда волнуется желтеющая нива”); иллюстрации.

Каждая оценка, полученная учащимся на уроке, мотивируется для того, чтобы ученик мог видеть и осознавать свои ошибки и впоследствии их не допускать. (Пример: оценка “5” ставится за такие знания:

  • ученик обнаруживает усвоение всего объема программного материала;
  • не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы;
  • свободно применяет полученные знания на практике;
  • все задания выполняет уверенно и аккуратно, не допуская ошибок).

На каждый урок ученик получает домашнее задание, которое помогает учителю изучить отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изученного материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашнего задания. На данном уроке домашнее задание таково: выписать из стихотворения метафоры и эпитеты. Это задание поможет учащимся применить знания, умения, навыки, полученные на уроке, а также способствует углубленному изучению материала, развитию мышления, памяти и воспитания самостоятельности, усидчивости и прилежания.

Перспектива дальнейшей деятельности: последующие уроки связаны с изучением творчества М.Ю. Лермонтова и других русских поэтов с целью изучения пейзажной лирики:

  1. Лермонтов М.Ю. “Ветка Палестины”, “Мцыри”;
  2. Пушкин A.C. “На холмах Грузии... лежит ночная мгла”, “Цветок”;
  3. Фет А. “на стоге сена нежной ночью”;
  4. Тютчев Ф.И. “День и ночь”, “Чему бы жизнь нас не учила”; Б.А. Пастернак “Снег идет”.