Цели урока:
- Учебная цель: обучение анализу поэтического текста; научить учащихся понимать поэтическое слово, замечать его смысловые оттенки, подвести учащихся к пониманию смысла стихотворения, направленного против неограниченной власти человека над человеком.
- Развивающая цель: развитие устной речи, умений и навыков наблюдения, сопоставления и сравнения.
- Воспитательная цель: воспитывать нравственные качества учащихся; воспитывать любовь к лирике; вызвать интерес к творчеству А.С.Пушкина.
Оборудование:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
- Презентация, составленная в программе PowerPoint.
Ход урока
1. Орг. момент. (1,2 слайды)
Приветствие. Постановка тема,целей и задач урока.
2. Новый материал. (3 слайд)
У.: - В стихотворении “Памятник” А.С.Пушкин писал:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в свой жестокий век прославил я свободу
И милость к падшим призывал.
Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы, условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.
- Как вы понимаете, что такое свобода?
- Каким словом вы обозначите состояние, противоположное свободе?
- Какие чувства, по-вашему, должен испытывать раб?
- Вершиной свободолюбивой лирики Пушкина можно считать стихотворение “Анчар”
3. Анализ текста.
История создания стихотворения. (4 слайд)
Выступление подготовленного ученика:
- Черновая рукопись “Анчара” имеет точную дату написания: “9 ноября. 1828. Малинники”, а впервые опубликовано в 1832 году в альманахе “Северные цветы”.
В последней строфе вместо “князь” было напечатано “царь”, что вызвало подозрение в присутствии иносказания в произведении у главы III Отделения Бенкендорфа, и Пушкину пришлось давать объяснения. Шеф жандармов просил Пушкина ответить, как могло появиться это стихотворения без разрешения царя.
(5 слайд) В основу произведения положена легенда о смертоносном дереве анчаре, упоминания о котором появились еще в конце XVIII – начале XIX века. В ряде публикаций тех лет рассказывалось о том, что ядом анчара на востоке мажут оружие, рискуя жизнью при добывании этого яда. Легенда получила распространение в России. Незадолго до Пушкина известный поэт того времени П. Катенин написал поэму “Сожаление”, в котором был нарисован образ “древа жизни”, символизировавший “милосердие царево”. Исследователи творчества Пушкина выдвигают версию о том, что поэт создал свое стихотворение о “древе смерти” как антитезу катенинскому образу.
(6 слайд)
У.: - В рукописи был эпиграф:
It is a poison-tree that pierced to the inmost
Weeps only tears of poison. Coleridge.
Эпиграф взят из трагедии Кольриджа “Раскаяние” (д. I, явл.1).
Перевод звучит так:
“Вот древо яда; пронзенное до сердцевины,
Оно плачет лишь ядовитыми слезами”. Кольридж. (Англ.)
- Как вы считаете, почему поэт обратился к этому сюжету?
Звучит запись стихотворения “Анчар” (возможно чтение наизусть учителем).
Жанр и композиция стихотворения.
(7 слайд) У.:- “Анчар” – сюжетная зарисовка, основанная на легенде, с философской проблематикой, которой соответствует жанр притчи. Композиция позволяет проследить за развитием авторской идеи и строится на основе антитезы. Сюжетная зарисовка – произведение, построенное на смене фабульных событий, переживаний лирического героя. Фабула - фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений. Легенда – поэтическое предание об историческом или героическом событии. Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме.
(9 слайд)
- На сколько частей можно разделить стихотворение?
- О чем говорится в каждой части?
- Озаглавьте части стихотворения сроками из него.
- Докажите, что стихотворение построено на основе антитезы.
Основные темы и идеи стихотворения.
У.:- Главная тема стихотворения – мировое зло, которое рассматривается как с философской, так и с социальной точки зрения. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле. Его символом становится “древо смерти” – анчар. С ним соотносится философская проблема жизни и смерти. Вместе с тем поэт обращается в этом стихотворении к важнейшей теме, проходящей через все его творчество, - теме свободы и тирании, но раскрывает ее в общефилософском плане, что было характерно для его поэзии зрелой поры. В “Анчаре” Пушкин представляет свой взгляд на ту систему, где существует неограниченная власть одного человека (князя или царя) над другим. Поэт видит в самой ее сущности источник зла и раскрывает эту важную идею всем ходом стихотворения. (слайд 9)
Образная система стихотворения. Работа с текстом. 1 часть.
У.:- Найдите ключевые образы природы, изображенные в первой части стихотворения. Запишите их в тетрадь в виде схемы:
- Проверьте свои записи: (10 слайд)
- Какими мы видим эти образы у Пушкина? Найдите эпитеты, характеризующие их, и выпишите в тетрадь.
- Давайте проверим ваши записи.
- Какой мы видим пустыню у Пушкина?
- Что поэт говорит о почве? Пушкин же создает образ, полностью противоположный тому, что мы часто видим народной поэзии, где землю называют “Мать - сыра земля”.
- Что мы узнаем о степях?
- Какой эпитет подбирает Пушкин слову “день”?
- Что подразумевает слово “зелень”? Сочетание “зелень мертвая” воспринимается как нарушение норм природы.. Выражение “мертвая зелень” содержит оксюморон, т. е. эпитет, который соединяет несоединимое (гиперссылка).
- Каким мы видим песок в стихотворении?
- Назовите Стихии природы, которые, приходя с Анчаром в соприкосновение, делаются разрушительными. Ветер, сталкиваясь с деревом смерти, получает страшное название “вихорь черный” и, пролетая мимо него, становится носителем зла.
… лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.
- Что значит слово “тлетворный”? (гиперссылка) Оно из высокой славянской лексики имеет два корня — тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать).
- А каким становится дождь, соприкоснувшись с деревом смерти? В стихотворении нагнеталось значение жажды — “раскаленный”, “чахлый”, “жаждущий” и др. В пятой строфе появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление от мук жажды. Но в искаженном мире зла и дождь становится источником смерти.
- Каков основной образ второй строфы? В первой строфе говорилось о бесплодии пустыни, во второй природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. В день гнева порождает анчар. В сказках многих народов существуют рассказы о том, как злое существо — ведьма — в минуту гнева порождает чудовищное дитя, которое сама ненавидит. Она наделяет его способностью причинять людям зло и нести несчастья.
- Какими дарами награждает мать свое дитя? (они противоестественны):
Грозный часовой; один во всей вселенной; дерево смерти.
- Какие глаголы и деепричастия передают движение смертоносного яда?
- Как ведут себя птица, тигр и почему?
(12 слайд, скрытый) - Кому угрожает анчар?
Что охраняет?
(13 слайд) Вывод: “Зло всем угрожает и охраняет себя, зло огромное, вселенское, зло заключается в себе самом, зло существует в природе”. Закон природы: все живое избегает зла.
Работа над языком стихотворения
(14 слайд) У.:- Пушкин упорно и тщательно работал над стихотворением: сохранилось более 200 поправок и вариантов к нему. Сопоставьте такие строки:
В пустыне мертвой и глухой…
В пустыне тощей и глухой…
В пустыне чахлой и глухой…
- Чем последний вариант точнее и богаче двух первых?
Анчар, как верный часовой,
Растет один во всей вселенной…
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной…
- Почему эпитет верный замене эпитетом грозный? А глагол растет уступил место глаголу стоит? (15 слайд)
- Сравните следующие две строфы:
И тигр, в пустыню забежав,
В мученьях бьется, издыхает.
Паря над ней, орел стремглав,
Кружась, безжизненный, спадает.
К нему и птица не летит
И тигр нейдет — лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.
- В чем разница?
- Что принципиально новое внес Пушкин во второй редакции?
- Пропитанное ядом “древо смерти” становится образом гигантского, космического зла. Нагнетание образов тьмы: “вихорь черный”, “листья дремучие” - безусловно, символично. Это метафора мирового зла. Но сама природа чужда злу, и поэтому все в природе сторонится анчара.
Работа с текстом. 2 часть.
(16 слайд) У.:- А.П.Куницын говорил: “Все люди как нравственные существа между собою совершенно равны, ибо все имеют одинаковую природу, из которой проистекают общие права человечества”. Как вы понимаете это высказывание?
- Но человек нарушает извечные законы природы, позволяющие изолировать зло. В самом человеческом обществе, основанном на тирании и рабстве, зло становится законом:
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом…
(17 слайд) - В черновиках этого стихотворения видно, как долго Пушкин искал подходящее слово, позволяющее выразить всю противоестественность такого социального устройства. Пушкин находит, отбрасывает, отыскивает все более резкие и напряженные детали, рисуя страшную картину смерти и гибели, которые окружают ядовитое дерево: “На почве мертвой, раскаленной”, “могучий яд”, “прах отравленный клубится”, “пустыня смерти”, “тигр ярый бьется”. Но картина эта важна ему не сама по себе. Значение ее в том, что к страшному дереву идет человек. Возникает первый набросок: “ Но человек ко древу яда” и далее: “Но человек к Анчару страшному подходит” и сейчас же возникает следующая запись, та, в которой содержится весь идейный смысл стихотворения “Но человека человек В пустыню посылает”. (18 слайд)
- Но почему мог человека человек послать к анчару? Начинаются поиски следующей строки: “Послал к анчару властным словом”, “Послал к анчару самовластно”, “Послал к анчару равнодушно”, И наконец, “Послал в пустыню властным взглядом”, и строка приобретает окончательную форму: “Послал к анчару властным взглядом”.
Путь к анчару – это подвиг. В характеристике раба у Пушкина различные оттенки: “смелый”, “верный раб”, “И тот безумно в путь потек”, “бесстрашно”, “отважно”. И наконец,
(19 слайд)
“И тот послушно в путь потек”.
Принес – и весь он изнемог,
И лег он, испуская крики,
И умер смелый раб…
Принес, и ослабел,
И лег… и умер бедный раб…
Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
- Сравните две редакции – чернового и чистового варианта. (Пушкин вычеркивает образ раба, проявляющего активность, кричащего, создается образ еще страшнее, это раб, молчаливо соглашающийся с тем, что он должен погибнуть ради злой воли и, более того, согласен принести гибель другим. Именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота (ведь князь все равно отнял бы у него жизнь, независимо от того, покорился ли бы он или же выразил протест!) служат делу деспотизма. Раб — не только жертва, но и распространитель зла).
- Какие старославянизмы и архаизмы использует поэт при описании раба? (хладный, ветвь, чело) придают строфе трагическое звучание: вернувшийся раб смертельно болен.
Какие глаголы подчеркивают предопределенность судьбы раба? Принес, ослабел, лег, умер. (20 слайд)
- Почему действия князя обозначены однокоренными глаголами послал, разослал? Почему князь назван непобедимым?
- Найдите прием градации в данном отрывке стихотворения.
- Обратите внимание на фигуру раба, нарисованного пером поэта. Случайно ли она появилась в черновике? Почему Пушкин, например, не нарисовал царя?
(21 слайд)
И князь тем ядом напоил
Свои губительные стрелы –
И смерть оперил.
Врагу в пределы.
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
- Чем слово напитал в данном контексте точнее, нежели напоил?
- Почему слово врагу заменено словом к соседам?
3. Итог урока. (22 слайд)
Как вы думаете, какие мысли волновали Пушкина, когда он создавал это стихотворение?
- О чем нас заставляет задуматься это произведение?
(23 слайд) Вывод.
- Абсолютная, ничем не ограниченная свобода одного человека оказывается столь же гибельна, как и полная покорность, и абсолютная зависимость другого. Пушкин выносит приговор обоим, потому что оба они являются виновниками того, что зло распространяется в мире. Раб умирает, но яд анчара, добытый им, понесет смерть тысячам других людей.
Так поэт выражает важнейшую идею стихотворения: зло порождает зло.
(24 слайд) 4.
Домашнее задание: написать сочинение на тему “Стихотворение “Анчар” – вершина свободолюбивой лирики А.С.Пушкина”