Литература
-
Андрей Платонов. "Юшка" 2011
Ученики знакомятся с личностью писателя Платонова. Урок проводится с помощью применения презентации, повторяются некоторые литературоведческие термины, ведется словарная работа. Учащиеся в ходе беседы выясняют значение нравственности, определяют платоновскую «формулу жизни» и критерии вечных ценностей, работают над развитием связной письменной и устной речи.
-
Анималистические сюжеты в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2005
Человек, которому посчастливилось много раз перечитывать "Войну и мир", может находить в этой книге новые грани, новые смыслы, новое звучание известных эпизодов. Учащиеся средней школы чаще всего читают книгу один раз, самые дотошные - летом, до изучения её в классе, а затем лишь "просматривают", "читают по диагонали". Как же сделать так, чтобы эпизоды этого грандиозного произведения не слились в сплошной поток "картин войны" или "мирных сцен"? Обратимся к характеристике героев через образы животных. Мне кажется, такое обращение помогает ребятам воспринимать характеры живо, эмоционально, помогает запоминать такие эпизоды и такие детали, на которые при обычном чтении текста мало кто обращает внимание.
-
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Ранняя лирика 2019
Цели урока: углубление знаний учащихся об основных этапах жизни и творчества Анны Ахматовой; знакомство с идейно-художественным своеобразием ранней лирики Ахматовой; развитие умений анализа поэтического текста, наблюдения за развитием лирического сюжета стихотворения; воспитание любви к поэзии и к литературно-художественному наследию прошлого России. Наблюдение за динамикой чувств лирической героини ранних стихотворений Ахматовой. Определение особенностей творческой манеры А.А.Ахматовой.
-
Анна Андреевна Ахматова: жизнь и судьба 2012
Вводный урок перед изучением творчества писателя или поэта дает яркий личностный и творческий портрет художника. Цель уроков подобного типа — заинтересовать, даже заинтриговать учащегося личностью писателя или поэта, показать его необычность, своеобразие. Материалы урока можно использовать во внеклассной работе для оформления литературно-музыкальной композиции по творчеству А.А. Ахматовой.
-
Анна Ахматова. Жизнь и творчество. Поэма "Реквием" 2005
Предлагается сценарий-конспект открытого урока, проведенного в 11-м классе и посвященного жизни и творчеству Анны Андреевны Ахматовой. Использовались компьютер и мультимедийный проектор. Урок сопровождался презентацией PowerPoint, включающей 25 слайдов с портретами и фотографиями, документальными материалами, текстами писем и стихов, музыкой Моцарта, Бетховена, подлинным голосом А.Ахматовой. На уроке учащиеся отвечали на вопросы теста и олимпиады по творчеству А.Ахматовой. Файл презентации выложен на сайте автора www.literator.noka.ru.
-
Антиномия нравственной свободы и власти в "Легенде о Великом Инквизиторе" (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы") 2006
Тема необходима для понимания творчества Достоевского и мировой литературы в целом, так как выводит на широкие обобщения и позволяет работать над ценностным самоопределением. На основе литературного материала школьники учатся понимать сущность антиномии, выявлять критерии противопоставления категорий, логически обосновывать свои выводы, пытаются сделать свой выбор между нравственной свободой и властью, между Иметь и Быть.
-
Антитеза как композиционная основа романа Л.Н. Толстого "Война и мир" (урок литературы в 10-м классе) 2009
Урок предполагает определить одну из художественных особенностей романа, рассмотреть основной приём – антитезы – в промежуточном обобщении. В ходе урока используются CD «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы в 10-м классе», DVD фильм «Война и мир» (режиссёр С.Бондарчук), электронная энциклопедия «Русская литература».
-
Антиутопия в литературе ХХ века 2013
Основная цель урока - познакомить учащихся с жанром антиупотии. Учащиеся знакомятся с романом Е.Замятина «Мы». В ходе урока роман сопоставляется романами Дж. Оруэлла «1984» и О.Хаксли «О дивный новый мир».
-
"Антону Павловичу Чехову посвящается…" 2011
Предложенная литературно-музыкальная композиция посвящена жизни и творчеству А.П. Чехова. Мероприятие не ставит целью изучить отдельные факты биографии писателя, но предполагает развитие интереса к его судьбе и произведениям. Может быть представлена в виде группового долгосрочного творческого проекта.
-
Антуан де Сент-Экзюпери. "Маленький принц" 2011
Цель урока: раскрыть проблемы, поставленные автором в произведении.
-
"Апокалипсис, сотворенный людьми" (по повести В.Распутина "Прощание с Матерой"). 11-й класс 2014
Урок предполагает идейно-художественный анализ произведения, акцентируется внимание учащихся к нравственным проблемам: ответственности за происходящее, духовной связи с предками, землей, природой, совести. Фронтальная беседа, групповая работа, пересказы, анализ эпизодов, пейзажей, работа с лексикой – формы работы, с помощью которых учащиеся приходят к выводу: сами творим конец света – апокалипсис.
-
Апробация новых форм обучения литературе в условиях профильного обучения 2009
В статье рассмотрены вопросы современного литературного образования, проблемы, связанные с методикой преподавания литературы, представлен опыт использования поточного метода работы в условиях профильной школы.
-
Апробация технологии развития критического мышления на уроках литературы в 5–11-х классах 2010
Обобщая опыт работы по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), показывается решение следующих проблем: изучение больших художественных произведений в условиях сокращения часов на прохождение программы по литературе; как уберечь обучаемых от соблазна списать массово тиражируемые сочинения.
-
Архипелаг ГУЛаг в литературе и действительности (репрессивная система в нашей стране в 1920–1950 гг.) 2011
Урок литературы с элементами интеграции (история) в 11-м классе, на котором учащиеся должны вспомнить причины первого витка репрессий в 30-е годы XX века, выявить тему репрессий в советской литературе послевоенного периода на примере рассказа А.И. Солженицына, «достоверного летописца лагерной жизни», «Один день Ивана Денисовича». Урок знакомит учащихся с новым витком репрессий после Великой Отечественной войны на примере местного материала.
-
Атақты тұлғалар 2019
Цель: кейіпкерлердің портретін сипаттау, оның іс- әрекеті,мінез- құлқының өзгеру себептерін мәтіннен дәлелдер келтіріп бағалау, шығарма кейіпкеріне хат жазу
-
Атрибутивные словосочетания и их роль в лирике Марины Цветаевой. Из опыта работы с текстом на уроке 2011
Методические рекомендации по анализу лирического произведения построены на роли атрибутивных словосочетаний. Являясь особым стилистическим приемом, они необходимы автору для оригинального и красочного выражения его видения и восприятия окружающего мира, служат признаком авторского стиля. С их помощью автор более ярко и полно выражает свое отношение к персонажам и описываемым событиям. Атрибутивные словосочетания являются частью лингвопоэтического и лингвостилистического анализа стихотворения.
-
Афанасий Афанасьевич Фет. Особенности поэтической манеры 2014
Своеобразие поэтической манеры А.А. Фета проявляется в сопоставлении его стихов с произведениями других авторов (А.С. Пушкина и самих учеников, выступивших неожиданно для себя соавторами Фета). На уроке сравниваются два «Узника». Ученики осмысливают понятие "импрессионизм" как в живописи, так и в поэзии Фета. Урок развивает критическое мышление.
-
Базаров и Одинцова. Испытание любовью (урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") 2009
Урок по роману Тургенева посвящён отношениям его главных героев – Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Проводятся параллели с некоторыми эпизодами романа Л.Толстого «Война и мир» и персонажем пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». Учащиеся делают вывод о причинах изменений, произошедших с Базаровым. С целью донести до учащихся идею романа в ход урока включено стихотворение латышского поэта XX века Яна Грота.
-
Бал в жизни дворянского общества XIX века 2023
История и культура России 19 века тесно связаны со светской жизнью, а именно балами. Значение слова «бал» восходит к итальянскому и французскому языку - «bal», «ballo», что означает «танцевать». Существует и другая версия, согласно которой слово было заимствовано из польского или немецкого языков, в которых «bal» означает «кружить». Таким образом, бал – это светское мероприятие, центральным развлечением на котором являются танцы. Бал – это собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Такое значение слова можно найти в толковом словаре С.Ожегова. Балы отличались повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке.
-
Бал и «После бала» (Творческая мастерская по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»). 8-й класс 2015
Урок литературы в форме творческой мастерской смешанного типа – необычная форма изучения рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Подобные уроки ненавязчиво погружают учащихся в атмосферу XIX столетия, творческий мир писателя, в нетрадиционной форме изучают материал, стимулируют познавательную и творческую активность детей.
-
Бал литературных героев 2011
Внеклассное мероприятие может проводиться в рамках недели русского языка и литературы для учащихся 10–11-х классов.
-
Бал-маскарад по литературным произведениям русских классиков. 9–11-е классы 2013
Появилось немало массовых танцев: танго, фокстрот, чарльстон. Затем рок-н-ролл, твист, шейк, брейк… И всё-таки вальс царствует.… При слове “Вальс” мы представляем великосветские балы и роскошные дворцы. Однако, по происхождению вальс отнюдь не аристократический танец, а самый что ни на есть простонародный.
-
Бал-сказка для 5–7-х классов 2013
Целью данного мероприятия является формирование у учащихся интереса к литературе и традициям нашей страны; стимулирование интереса учащихся к изучению отечественной истории; формирование уважительного отношения к историческому наследию и осмыслению; исторического опыта в контексте современного развития России; развитие творческих способностей учащихся.
-
Балет по произведению К.И.Чуковского "Муха-Цокотуха". Проект "Волшебный мир балета" 2022
В преддверии Нового года в детском саду прошло путешествие в прекрасное под названием «Балет", целью которого было способствовать приобщению детей дошкольного возраста к искусству русского балета. Ребята с большим удовольствием исполнили балетную постановку по произведению К.И.Чуковского "Муха-цокотуха" под волшебную музыку знаменитых композиторов. Дети были увлечены балетом. Обстановка доброты, любви и доверия царила на танцевальной сцене!
-
Баллада А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". 7-й класс 2012
На уроке ученики знакомятся с балладой А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". В конце урока учащиеся должны ответить на проблемные вопросы: почему Пушкин обращается к истории,что делает его рассказ живым?
-
Баллада в творчестве А.С. Пушкина 2010
Задачи данного урока: расширить представление учащихся о творчестве А.С. Пушкина, о жанре баллады; развивать исследовательские и творческие способности учащихся, формировать умение работать в группе, самостоятельно анализировать прочитанное произведение, уметь давать характеристику героям произведения, видеть авторскую позицию, выделять основные вопросы и проблемы.
-
Барды России "От Вертинского… до Высоцкого" 2012
На уроке показывается важное место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны; значение творчества поэтов и трагическое положение истинных поэтов России.
-
Басни И.А. Крылова как творческое наследие потомкам 2009
Использование метода проектов на уроках литературного чтения (и вообще на уроках) в начальных классах - это современный подход к преподаванию. Метод проектов способствует решению многих целей и задач образования, обучения, развития учащихся. А именно: формирует активную, нравственную, любознательную, конкурентоспособную личность, умеющую высказывать, отстаивать, обосновывать свою точку зрения.
-
"Басни – к мудрости ступенька" 2010
Цели урока: знать основные особенности басни как жанра; видеть отличие басни от ранее изученных жанров; научить читать и понимать басни.
-
Баснописец И.А. Крылов. Басня "Волк на псарне" 2011
Урок литературы в 5-м классе, посвященный анализу басни Крылова, в том числе в свете истории ее создания.