Литература
-
Анна Ахматова. Жизнь и творчество. Поэма "Реквием" 2005
Предлагается сценарий-конспект открытого урока, проведенного в 11-м классе и посвященного жизни и творчеству Анны Андреевны Ахматовой. Использовались компьютер и мультимедийный проектор. Урок сопровождался презентацией PowerPoint, включающей 25 слайдов с портретами и фотографиями, документальными материалами, текстами писем и стихов, музыкой Моцарта, Бетховена, подлинным голосом А.Ахматовой. На уроке учащиеся отвечали на вопросы теста и олимпиады по творчеству А.Ахматовой. Файл презентации выложен на сайте автора www.literator.noka.ru.
-
Антиномия нравственной свободы и власти в "Легенде о Великом Инквизиторе" (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы") 2006
Тема необходима для понимания творчества Достоевского и мировой литературы в целом, так как выводит на широкие обобщения и позволяет работать над ценностным самоопределением. На основе литературного материала школьники учатся понимать сущность антиномии, выявлять критерии противопоставления категорий, логически обосновывать свои выводы, пытаются сделать свой выбор между нравственной свободой и властью, между Иметь и Быть.
-
Антитеза как композиционная основа романа Л.Н. Толстого "Война и мир" (урок литературы в 10-м классе) 2009
Урок предполагает определить одну из художественных особенностей романа, рассмотреть основной приём – антитезы – в промежуточном обобщении. В ходе урока используются CD «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы в 10-м классе», DVD фильм «Война и мир» (режиссёр С.Бондарчук), электронная энциклопедия «Русская литература».
-
Антиутопия в литературе ХХ века 2013
Основная цель урока - познакомить учащихся с жанром антиупотии. Учащиеся знакомятся с романом Е.Замятина «Мы». В ходе урока роман сопоставляется романами Дж. Оруэлла «1984» и О.Хаксли «О дивный новый мир».
-
"Антону Павловичу Чехову посвящается…" 2011
Предложенная литературно-музыкальная композиция посвящена жизни и творчеству А.П. Чехова. Мероприятие не ставит целью изучить отдельные факты биографии писателя, но предполагает развитие интереса к его судьбе и произведениям. Может быть представлена в виде группового долгосрочного творческого проекта.
-
Антуан де Сент-Экзюпери. "Маленький принц" 2011
Цель урока: раскрыть проблемы, поставленные автором в произведении.
-
"Апокалипсис, сотворенный людьми" (по повести В.Распутина "Прощание с Матерой"). 11-й класс 2014
Урок предполагает идейно-художественный анализ произведения, акцентируется внимание учащихся к нравственным проблемам: ответственности за происходящее, духовной связи с предками, землей, природой, совести. Фронтальная беседа, групповая работа, пересказы, анализ эпизодов, пейзажей, работа с лексикой – формы работы, с помощью которых учащиеся приходят к выводу: сами творим конец света – апокалипсис.
-
Апробация новых форм обучения литературе в условиях профильного обучения 2009
В статье рассмотрены вопросы современного литературного образования, проблемы, связанные с методикой преподавания литературы, представлен опыт использования поточного метода работы в условиях профильной школы.
-
Апробация технологии развития критического мышления на уроках литературы в 5–11-х классах 2010
Обобщая опыт работы по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), показывается решение следующих проблем: изучение больших художественных произведений в условиях сокращения часов на прохождение программы по литературе; как уберечь обучаемых от соблазна списать массово тиражируемые сочинения.
-
Архипелаг ГУЛаг в литературе и действительности (репрессивная система в нашей стране в 1920–1950 гг.) 2011
Урок литературы с элементами интеграции (история) в 11-м классе, на котором учащиеся должны вспомнить причины первого витка репрессий в 30-е годы XX века, выявить тему репрессий в советской литературе послевоенного периода на примере рассказа А.И. Солженицына, «достоверного летописца лагерной жизни», «Один день Ивана Денисовича». Урок знакомит учащихся с новым витком репрессий после Великой Отечественной войны на примере местного материала.
-
Атақты тұлғалар 2019
Цель: кейіпкерлердің портретін сипаттау, оның іс- әрекеті,мінез- құлқының өзгеру себептерін мәтіннен дәлелдер келтіріп бағалау, шығарма кейіпкеріне хат жазу
-
Атрибутивные словосочетания и их роль в лирике Марины Цветаевой. Из опыта работы с текстом на уроке 2011
Методические рекомендации по анализу лирического произведения построены на роли атрибутивных словосочетаний. Являясь особым стилистическим приемом, они необходимы автору для оригинального и красочного выражения его видения и восприятия окружающего мира, служат признаком авторского стиля. С их помощью автор более ярко и полно выражает свое отношение к персонажам и описываемым событиям. Атрибутивные словосочетания являются частью лингвопоэтического и лингвостилистического анализа стихотворения.
-
Афанасий Афанасьевич Фет. Особенности поэтической манеры 2014
Своеобразие поэтической манеры А.А. Фета проявляется в сопоставлении его стихов с произведениями других авторов (А.С. Пушкина и самих учеников, выступивших неожиданно для себя соавторами Фета). На уроке сравниваются два «Узника». Ученики осмысливают понятие "импрессионизм" как в живописи, так и в поэзии Фета. Урок развивает критическое мышление.
-
Әмирхан Еники. (1909–2000) «Кем җырлады?» 2011
Работа посвящена творчеству татарского писателя Амирхана Нигметзяновича Еникеева. Представлена на татарском языке.
-
Базаров и Одинцова. Испытание любовью (урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") 2009
Урок по роману Тургенева посвящён отношениям его главных героев – Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Проводятся параллели с некоторыми эпизодами романа Л.Толстого «Война и мир» и персонажем пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». Учащиеся делают вывод о причинах изменений, произошедших с Базаровым. С целью донести до учащихся идею романа в ход урока включено стихотворение латышского поэта XX века Яна Грота.
-
Бал в жизни дворянского общества XIX века 2023
История и культура России 19 века тесно связаны со светской жизнью, а именно балами. Значение слова «бал» восходит к итальянскому и французскому языку - «bal», «ballo», что означает «танцевать». Существует и другая версия, согласно которой слово было заимствовано из польского или немецкого языков, в которых «bal» означает «кружить». Таким образом, бал – это светское мероприятие, центральным развлечением на котором являются танцы. Бал – это собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Такое значение слова можно найти в толковом словаре С.Ожегова. Балы отличались повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке.
-
Бал и «После бала» (Творческая мастерская по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»). 8-й класс 2015
Урок литературы в форме творческой мастерской смешанного типа – необычная форма изучения рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Подобные уроки ненавязчиво погружают учащихся в атмосферу XIX столетия, творческий мир писателя, в нетрадиционной форме изучают материал, стимулируют познавательную и творческую активность детей.
-
Бал литературных героев 2011
Внеклассное мероприятие может проводиться в рамках недели русского языка и литературы для учащихся 10–11-х классов.
-
Бал-маскарад по литературным произведениям русских классиков. 9–11-е классы 2013
Появилось немало массовых танцев: танго, фокстрот, чарльстон. Затем рок-н-ролл, твист, шейк, брейк… И всё-таки вальс царствует.… При слове “Вальс” мы представляем великосветские балы и роскошные дворцы. Однако, по происхождению вальс отнюдь не аристократический танец, а самый что ни на есть простонародный.
-
Бал-сказка для 5–7-х классов 2013
Целью данного мероприятия является формирование у учащихся интереса к литературе и традициям нашей страны; стимулирование интереса учащихся к изучению отечественной истории; формирование уважительного отношения к историческому наследию и осмыслению; исторического опыта в контексте современного развития России; развитие творческих способностей учащихся.
-
Балет по произведению К.И.Чуковского "Муха-Цокотуха". Проект "Волшебный мир балета" 2022
В преддверии Нового года в детском саду прошло путешествие в прекрасное под названием «Балет", целью которого было способствовать приобщению детей дошкольного возраста к искусству русского балета. Ребята с большим удовольствием исполнили балетную постановку по произведению К.И.Чуковского "Муха-цокотуха" под волшебную музыку знаменитых композиторов. Дети были увлечены балетом. Обстановка доброты, любви и доверия царила на танцевальной сцене!
-
Баллада А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". 7-й класс 2012
На уроке ученики знакомятся с балладой А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". В конце урока учащиеся должны ответить на проблемные вопросы: почему Пушкин обращается к истории,что делает его рассказ живым?
-
Баллада в творчестве А.С. Пушкина 2010
Задачи данного урока: расширить представление учащихся о творчестве А.С. Пушкина, о жанре баллады; развивать исследовательские и творческие способности учащихся, формировать умение работать в группе, самостоятельно анализировать прочитанное произведение, уметь давать характеристику героям произведения, видеть авторскую позицию, выделять основные вопросы и проблемы.
-
Барды России "От Вертинского… до Высоцкого" 2012
На уроке показывается важное место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны; значение творчества поэтов и трагическое положение истинных поэтов России.
-
"Басни – к мудрости ступенька" 2010
Цели урока: знать основные особенности басни как жанра; видеть отличие басни от ранее изученных жанров; научить читать и понимать басни.
-
Басни И.А. Крылова как творческое наследие потомкам 2009
Использование метода проектов на уроках литературного чтения (и вообще на уроках) в начальных классах - это современный подход к преподаванию. Метод проектов способствует решению многих целей и задач образования, обучения, развития учащихся. А именно: формирует активную, нравственную, любознательную, конкурентоспособную личность, умеющую высказывать, отстаивать, обосновывать свою точку зрения.
-
Баснописец И.А. Крылов. Басня "Волк на псарне" 2011
Урок литературы в 5-м классе, посвященный анализу басни Крылова, в том числе в свете истории ее создания.
-
Басня "Волк на псарне". Отражение исторических событий 2009
Урок построен таким образом, что позволяет повторить уже известные понятия, сформированные у учеников о баснях, продолжить развитие навыков выразительного чтения, органично интегрировать курс литературы и истории России. Кроме этого дети знакомятся с новым понятием - центон, работают с иллюстрациями к басне, что пополняет их словарный запас, слушают произведение в исполнении мастера художественного слова, и главное - приобретают навыки анализа литературного произведения, учатся слушать и слышать своих товарищей, оценивать их творчество.
-
Басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица" (урок в 5-м классе) 2009
Это второй урок по творчеству Крылова. По типу урок комбинированный, основан на повторении уже имеющихся знаний и получении новых. На данном уроке использовала различные виды новых технологий. Коррекционное образование имеет свою специфику, есть необходимость в применении специальных технологий. Я использовала: музыкотерапию, хромотерапию, образовательную кинезиологию.
-
Басня И.А. Крылова "Зеркало и Обезьяна" 2009
Урок литературного чтения построен на материале басен И.А. Крылова. Цель урока определена не только формированием умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, но и познакомить с животными - обезьянами и дать представление об их поведении, привычках, а также рассказать об истории появления зеркала, как необходимого в наши дни предмета.