Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом
А всё надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,
Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста,-
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.
Анализ лирического произведения самая трудная и вдумчивая работа. При изучении лирического произведения идет мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти. Лирическое произведение- это исповедь поэта, его переживанием согрето все, о чем он говорит читателю.
“Ребенок при чтении произведения должен работать: думать, чувствовать, догадываться, воображать” (С. Я. Маршак).
А для этого необходимо создать на уроке атмосферу свободы, имитации, творчества, простора для читательской интерпретации текстов.
Задачи:
- организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживание лирическому герою;
- формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;
- формирование представлений о способах создания образа – переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;
- обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих переживаний и представлений.
Из-за эмоционально-образной и смысловой насыщенности лирического произведения А.А. Фета самым оптимальным способом анализа его, не разрушающим его природу, является медленное чтение, с остановками на ключевых словах. Кроме этого, применить, возможно, рисунок как способ проявления зрительного образа, формирующийся в сознании читателя.
С помощью способа медленное чтение, можно анализировать тексты даже с маленькими учениками- читателями. Так как при чтении осмысливается каждое поэтическое слово, выясняется, почему именно это слово подобрал автор, что мы представляем себе, когда читаем его. Обсуждение идет живое с большим интересом, это настоящий творческий поиск.
Начинаем работу над произведением со способа рисунок.
Прочитайте медленно, вдумчиво данное произведение и нарисуйте ту картину, которую вы увидите.
После первичного чтения и рисунка, проводим анализ по вопросам, для более глубокого восприятия произведения.
Вопросы для анализа.
- Почему стихотворение начинается с восклицания “Какая грусть!”
- Почему написано “с утра”, а не “утром исчез в пыли”?
- Обратите внимание, идет повтор слова “опять, опять”, что хотел показать этим автор, по вашему мнению?
- Почему написано “серебряные змеи”, а не “серебряные полосы”. В чем разница, что этим подчеркивается?
- Вам встретилось слово лазурь. Кто знает его значение? Это какой цвет? Автор говорит, что “на небе ни клочка лазури”. Что он имеет в виду? А если бы поэт написал “нет голубого неба” или “не видно голубого неба”, что-то изменилось бы. Что изменилось? Была другая картина?
- Как описывается буря во втором четверостишии? Что хочет показать этим поэт? Символ бури -это мятущаяся душа поэта.
- Что пишет о своей душе автор? Почему “на душе не рассветает”?
- Поэт пишет: “В ней тот же холод, что кругом”. А если бы автор написал “мне плохо, грустно”. Это показало его чувства в той же степени или по-другому мы восприняли эти строчки?
- С чем сравнивает свое душевное состояние А. А. Фет?
- Почему именно “конец аллеи”, конец чего - жизни? Может быть, лучше и проще написать “ничего не хочу делать, я устал”.
- Мы видим усталого человека, который потерял интерес к жизни, ему плохо, грустно, он готов сдаться. И это настроение поддерживает и окружающая природа.
- Есть ли надежда у поэта, в каких строчках это видно? Что хотел показать автор “И на душе не рассветает, в ней тот же холод, что кругом”. Он надеется на изменения в своей жизни?
- Что доказывает, что автор не смирился, что он борется с бурей-тоской? Какой образ появляется? Конечно, он еще надеется на рассвет. Именно поэтому описывает образ ворона.
- Что он пишет о вороне? Как ведет себя ворон?
- “Умирающий труд” разве так можно сказать, что имеет в виду Фет, что хотел показать?
- Обратите внимание на четвертое четверостишие. Что заметили? А какое настроение у поэта здесь? Как оно изменилось? Что появилось?
- Значимое слово “надежда”. Почему написано “надежда тлеет”, не проще было написать “надежда есть”, или “надежда осталась”. Чувство неуверенности, что поэт понял, что для него важно.
- Что означает слово “невзначай”. Какое лексическое значение имеет данное слово? Можно его заменить? Что изменится, если все -таки это сделать?
- Какая часть стихотворения имеет такие же повторы “опять, опять”, как и вначале. Почему важно “Опять родной увидит край”, вспомнить молодость, вернуться на родину.
- Описание бури изменилось? Как она себя ведет? Почему “пролетает мимо”? Что этим показывает поэт? Можно ли сказать, что его надежда укрепляется, превращается в уверенность?
- В чем это выражается?
- Как вы думаете, почему именно в родном краю “бури пролетают мимо”?
- Обратите внимание на думу поэта, она изменилась или осталась прежней?
- Вспомните, какой она была, а сейчас она какая? “Ленивая, засыпающая”, “Страстная, чистая”
- Как вы понимаете слово “страстная”?
- Что помогло помолодеть душе поэта?
- И что он видит теперь, какие картины в его душе? Что означает символ “Цветет весна и красота”?
- Как вы думаете, почему автор использует именно образ зимнего дня, в начале стихотворения и образ красавицы весны в конце?
- Что он хотел этим показать?
После анализа произведения необходимо вновь вернуться к рисункам детей и проанализировать их вновь. Рассмотрите ваши рисунки.
Чем интересен этот текст? Какая в нем есть загадка? Верно, здесь можно нарисовать две картины.
Первая картина, когда поэт грустит. Это зима, снега, холодные и темные краски, передающие уныние и тоску. Оживляет эту картину ворон, который борется с бурей.
А вторая картина, когда переносится в свой родной край. Там тепло, весна, красота. Здесь уже можно использовать другие краски и другие цвета, так как изменилось настроение поэта. Эта картина показывает, что прошло время, изменилось настроение автора, его восприятие мира.
Мы учим детей, видеть развитие лирического сюжета. Оцениваем свои рисунки и приходим к выводу, что необходимо нарисовать две картины, так как поэт рисует картину в движении.
Кроме представленных способов работы (медленное чтение и рисунок), при изучении лирического произведения необходимо проработать выразительное чтение (учителем и учащимися).
- Какое настроение было у лирического героя в начале произведения?
- В чем это выражалось?
- А каким стало настроение в конце стихотворения? Почему? В чем это выразилось?
- Как надо, по-вашему, читать стихотворение “громко”, “тихо”, “быстро”, “медленно”.
- Посмотрите, какие знаки препинания использует автор. Зачем, что они показывают?
- Какие слова нужно выделить интонационно, чтобы показать окружающий мир, чувства и переживания поэта.
- Составьте партитуру стихотворения, приготовьтесь выразительно читать.
- На материале этого текста покажите выразительную силу различных частей речи.
- С помощью, каких частей речи (преимущественно) изображается природа, чувства и переживания поэта.
- Соедините рифмующиеся слова во всех строфах.
- Какую рифму использует поэт?
И как продолжение работы с рисунком можно предложить составить картинный план и соответствующая ему партитура чувств.
Рассматривая чередующиеся картины в стихотворении, мы можем проследить, как меняется настроение лирического героя и как оно соответствует картине, изображенной поэтом.
Картинный план
- “Какая грусть! Коней аллеи...”
- “На небе ни клочка лазури…
Один лишь ворон против бури” - “И на душе не рассветет...”
- “А все надежда в сердце тлеет,
Что может быть хоть невзначай...” - “Где бури пролетают мимо...”
- “Цветет весна и красота”
Партитура чувств
- тоска, грусть,
- грусть, печаль
- усиление печали, безысходность, потеря надежды
- печаль, появление надежды
- надежда, легкая печаль
- уверенность, надежда
Литература
- А.А. Фет “Какая грусть! Конец аллеи…”.
- Лазарева В.А. “Уроки литературного чтения в современной начальной школе” М, Педагогический университет “Первое сентября” 2009 г.