Цели урока: познакомить учащихся с поэтом В. Хлебниковым; выработать навыки устного и письменного анализа худ. текста; научить выразительно читать текст.
Ход урока
(Звучат звуки леса: пение птиц, жужжание пчёл)
I. Слово учителя.
Сегодня на улице морозно и не очень уютно. За окном зима. Но я уверена, что вас греют приятные воспоминания о лете, о солнце. Конечно же, каждый из вас хоть один раз был летом в лесу и, наверняка, видел кузнечика, стрекочущего в траве знойным летним полднем. А, может быть, вы даже наблюдали за ним, присев на корточки. Попытайтесь представить этот знакомый вам образ, увидеть его до мельчайших подробностей, до тончайших деталей (звучит музыка).
II. Работа над распространением предложения, записанного в раздаточном материале (см. задание 1).
- Задание. А теперь допишите, пожалуйста, предложение: "Кузнечик, стрекочущий в траве, похож на … ". Посмотрим, у кого получится интереснее (снова звучит музыка).
- Предложения читаются вслух.
- Оценка учителем.
III. Вы, наверно, думаете, почему же учитель завел речь именно о кузнечике? Да потому, что мы с вами сегодня на уроке будем анализировать стихотворение Велимира Хлебникова "Кузнечик". И тема нашего урока так и звучит "Анализ стихотворения В. Хлебникова "Кузнечик". Мы сегодня должны с вами познакомиться с поэтом Хлебниковым, проанализировать стихотворение, научиться красиво, выразительно читать текст и даже написать маленький рассказ.
IV. Диалог учителя и двух учащихся (готовится заранее)
Маша: Н.Г., а я не знаю такого поэта Велимира Хлебникова. Странное у него имя – Велимир.
Вася: Это он сам себе придумал такое имя.
Маша: А разве человек может сам себе придумать имя?
Вася: Да, если это поэт, ведь поэты – это совершенно необычные люди, они живут в мире своих фантазий и пытаются как-то украсить окружающий мир.
Маша: И он решил приукрасить своё имя?
Вася: Да. Его настоящее имя – Виктор. Но Хлебников очень любит все самое необычное, так что поэт очень часто придумывает новые слова.
Маша: Это как же?
Вася: Ну такие как "смехачи", "смеянствуют", "смеяльно". Да лучше я прочту стихотворение (учитель читает стихотворение “О! Рассмейтесь, смехачи...”)
Маша: Вот это да! Я и не знала, что можно придумать столько новых слов. А как же тогда разгадать смысл стихотворения, если там одни непонятные слова?
Н.Г. А весь секрет заключается в том, что если очень внимательно проанализировать стихотворение, заострив внимание на каждом слове, то можно понять его смысл, несмотря на огромное количество непонятных слов.
Вот мы с вами и попытаемся очень внимательно обследовать, потрогать, понюхать, определить цвет каждого слова стихотворения.
V. Первичное прочтение стихотворения учителем.
Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
Пинь, пинь, пинь! Тарарахнул
зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!
1908 – 1909 г.
VI.
1. Работа по вопросам и заданиям по тексту:
- Похож ли кузнечик В. Хлебникова на вашего? Если похож, то чем? Если не похож, то чем?
- Какие слова показались вам необычными?
2. Подробный анализ каждого слова (слова для детей расписаны в столбик на листочке, см. задание 3)
Крылышкуя (работа с корнем “крыл”, слово предполагает быстрые и частые взмахи крыльями, дополнительное действие при основном “лететь”)
Золотописьмо (работа с корнями “золото”, “письмо”, цветовая гамма слова)
Тончайшие жилы (работа со значением суффикса “айш”)
Кузов пуза уложил (работа с метафорой “кузов пуза”, словом “уложил”)
Прибрежных (местонахождение кузнечика около водоема)
Трава (цветовая гамма слова)
Веры (подобрать синонимы: звуки леса, цвета леса)
Пинь, пинь, пинь! (с чем у детей ассоциируется эти звукоподражания? С пением, чтением стихотворения, с танцем кузнечика...)
Тарарахнул ( слово передает шум , работа со звукописью в слове:нагнетание сонорного “Р”,глухих согласных “Т”, “Х”)
Зинзивер (синоним к слову “кузнечик”, работа со звонкими согласными)
О, лебедиво! (работа с корнями “лебедь”, “диво”, дети подбирают синоним к слову)
О, озари! (работа со словами “заря”, цветовая гамма слова, восклицательный знак как показатель восхищения)
VII. Вырабатываем навыки выразительного чтения.
- Первичное выразительное прочтение учителем.
- Как передать настроение?
- Отработка пауз с помощью знаков (стихотворение со знаками: “легкая пауза”, “пауза”, “продолжительная пауза” - должно быть записано на доске).
- Дети тренируются читать вслух ( см. задание 2)
- Прослушивание чтения учащихся .
- Оценка чтения учителем.
VIII. Написание маленького рассказа по стихотворению (мини-рецензия) по заданному началу ( см. задание 4)
- Дети пишут на листочках рассказ.
- Чтение работ.
- Оценка учителем.
IX. Вопросы к классу.
- Что вы узнали о поэте В.Хлебникове?
- Похож ли кузнечик, которого мы описали в конце урока, на того, которого представили в начале урока? (Нет)
- Кто помог нам ярче представить этот образ? (Поэт Хлебников)
Вот так поэт самые обычные предметы превращает в прекрасные образы.
X. Подведение итого урока (похвалить активно работающих учащихся, объявить оценки)
XI. Домашнее задание.
Нарисовать на альбомном листе картину, нарисованную поэтом Хлебниковым и представленную нами, раскрасить, принести на следующий урок.
Раздаточный материал для детей (Приложение)