Задачи:
- Создание условий для восприятия поэтического текста;
- Знакомство с изобразительно-выразительными средствами;
- Обучение многоаспектному лингвистическому анализу текста
- Доказать, что каждый поэт, используя поэтический образ, говорит о мире по-своему, глубоко индивидуально;
- Cтремиться к тому, чтобы дети прониклись настроением стихотворения почувствовали красоту. мелодичность стиха;
- Отработка навыков выразительного чтения;
Эпиграф:
Поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже им передается голове
В.Г. Белинский.
Ход урока
1. Слово учителя.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством И.А. Бунина. Посмотрите на годы жизни писателя-поэта. Пришлось время его жизни на рубеж XIX-XX веков. Надо заметить, что Бунин родился в старинной дворянской семье, имевшей корни задолго до рождения поэта. И какие корни! Из рода Буниных происходила Анна Андреевна Бунина- талантливая поэтесса XVIII века, поэт-романтик, автор “Спящей красавицы” В.А. Жуковский, прославленный путешественник-географ Семенов- Тяншанский.
Однако, к началу 20 века старинное дворянское гнездо Буниных фактически угасло. Так что Бунин родился в семье знатной, но обедневшей, вскоре и совсем разорившейся.
Хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где в полном одиночестве (без сверстников) в общении с сельской природой прошло детство писателя, стал для него своеобразной точкой отсчета для восприятия красоты окружающего мира.
“Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной” - писал впоследствии Бунин.
Да, именно детство, полное поэзии.
- Вспомните и скажите, чем отличается поэзия (стихи)от прозы?
Вывод: Поэзия- это море слов, объединенных в океан мыслей. А лирика рисует отдельные состояния человека, а точнее лирического героя в определенный момент жизни. Выражает живое, непосредственное чувство, переживание.
2. Подготовка к восприятию стихотворения.
- Давайте настроимся на лирическую волну и послушаем музыку.
- Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?
- Что вы себе представляли, слушая музыку?
Вывод:
Часто музыка может выразить то, что не передать словами.
Без воображения и переживания нельзя постичь красоты поэзии и музыки. Поэзия сродни музыке : она не столько рассказывает, сколько пробуждает “добрые чувства”.
Музыка, поэзия обращает взгляд человека в глубину собственной души, сердца. В этом их волшебство.
В поэзии каждое слово предельно точно выражает мысль, пронизано глубоким чувством, несет в себе образное содержание.
Если искать сравнение, то поэты это строители. Мы принимаем от них здание поэзии. И нам важно понять, как слова-кирпичики прилажены друг к другу, как они сцементированы, по каким образным каналам течет электричество мысли.
3. Установка на прослушивание стихотворения.
- Слушая стихотворение, постарайтесь уловить в нем что-то таинственное. Попробуйте разобраться в состоянии души лирического героя, его чувствах, ощущениях.
- Обращение к эпиграфу.
- Вслушайтесь в стихотворение, попытайтесь проникнуть не только в глубину мысли, но и в способ его построения.
4. Чтение стихотворения учителем.
5. Выявление эмоционального впечатления.
- Какая картина возникает в вашем воображении?
- Что вы “видите” в ней?
- Какое настроение поэта она передает вам?
6. Повторное чтение стихотворения учеником.
- Как нужно читать стихотворение?
7. Построчный анализ стихотворения.
- Перечитайте 1 строку
а) какая картина представляется ? (зима, ночь, мрак, тучи)
б) какое слово, по-вашему, главное (ключевое) ? (вечер)
Эпитеты, создающие образ вечера: долгий, зимний.
в) укажите существительные, с помощью которых создается образ вечера? (свет лампады- полумрак-тишина-буря)
Возникает чувство страха, беспокойства, уныния, настороженности.
Глаголы – помню, льется, плачет – стоят в форме настоящего времени, что указывает на то, что воспоминания прошлого (детства) свежи и продолжительны. С помощью метафоры – буря плачет – слышим заунывные порывы ветра, наводящие тоску.
Словарная работа: лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.
- Прочитайте 2 строку.
Она начинается с прямой речи, сопровождающейся обращением- дорогой мой.
а) кто произносит эти слова? (Мама. И от одного только слова становится на душе спокойнее, ощущаем защиту, заботу, покровительство)
- что желает мама? (Чтобы дитя задремало. Появляется мотив сна, ассоциирующийся с отдыхом, покоем, забвением от страха, беспокойства.
б) для чего необходим сон? (“Чтобы бодрым и веселым завтра утром быть опять”.Сон необходим, чтобы забыться, избавиться от неприятных ощущений, овладевших лирическим героем.
- Прочитайте 3-4 строки.
Строчки начинаются с глагола –позабудь. Это анафора. Глагол стоит в форме повелительного наклонения и указывает на приказ, просьбу.
а) что должен позабыть лирический герой?(“Вой вьюги”-метафора, маму. То есть должен забыть то, что его окружает, реальность
б) что нужно вспомнить? (“шепот ветра”-метафора- он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры
Здесь развивается мотив сна, отстраняющий от реальности. Глагол вспомни в форме повелительного наклонения переносит нас в мир воспоминаний о лете. Заканчивается прямая речь. Наречия “медленно, плавно” употреблены не случайно. Они помогают замедлить ход вещей. Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая.
- Прочитайте 5-6 строки.
Появляется местоимение “я”. Лирический герой выдает себя, доверчиво поддаваясь знакомым советам матери. Героем овладевают другие ощущения: исчезает чувство беспокойства, страха.
а) Обратите внимание на форму глагола- внимал- .(Явно выражена смена времени. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время.
б) В каком состоянии находится лирический герой? (В состоянии покоя, сновидения, призрачного видения.
Словарная работа: обвеянный – окруженный, взятый в чьи – либо сети; грезы – сновидения, светлая мечта, призрачное видение.
Пунктуация стихотворения:
Первое тире (пауза) – указывает на расстояние и время, кажется, что происходящее было с героем давно т. е. в детстве.
Второе тире – разделяет реальность и грезы.
Третье тире – переход в другое состояние – сон.
8. Обобщение.
а) как надо читать стихотворение? (спокойно, напевно, плавно)
б) прочитайте стихотворение выразительно.
в) сколько частей можно выделить в стихотворении? (3 части).
- обоснуйте ответ.
г) какие времена года изображаются поэтом?
д) назовите изобразительно – выразительные средства.
е) какие мотивы, образы присутствуют в стихотворении.
ж) о чем это стихотворение?
Это стихотворение о детстве, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. А воспоминания о лете согревают, оберегают в зимнюю пургу.
9. Письменная работа:
- каким я представляю себе лирического героя.
- что я чувствую, читая стихотворение.
10. Обсуждение письменных работ.
11. Итог урока.
Стихотворение А.А. Ахматовой.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.Сердитый окрик, дегтя запах свежий
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.