Цели:
I. Образовательно-развивающие цели:
- Усвоение нового понятия: волшебная сказка
- Применение опорных понятий: сказка, сказочный элемент, элемент реальной действительности; волшебный сюжет, волшебные герои,
- Развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовой признаки в содержании понятия, формулировать проблемные вопросы, ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять противоречия и пути их разрешения.
- Развитие специальных умений: находить в произведении элементы сказки, выявлять общие, особенные и единичные признаки сказки, устанавливать волшебных героев произведения, давать оценку их поступкам на основе причинно-следственных связей.
II. Воспитательные цели: формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: причина – следствие, единство – многообразие, общее – особенное – единичное, возможность – действительность.
Заявка на оценку:
- «5» – 22 балла и более
- «4» – 17 – 21 баллов
- «3» – 11 – 16 баллов
Оборудование: компьютер, текст сказки, карточки философских категорий, лист заданий.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Баллы, время | Деятельность учащихся |
I. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. |
Оргмомент. Проверка готовности учащихся к уроку (наличие карточек, анкет обратной связи). Знакомство учащихся с заявкой на оценку и критериями оценки Знакомство с листом заданий. Выбор координатора урока. |
2 мин. |
Учащиеся показывают наличие карточек, информируют учителя о количестве вопросов в анкете обратной связи. Знакомятся с предполагаемой оценкой урока. Проверяют наличие листов с заданиями, подписывают их. Напоминание функций координатора (фиксирует активность учащихся в течение урока, поощрительные баллы, определяет лидера). |
II. 2.1. |
Анализ темы урока. Беседа по теме урока: – Прочитайте тему урока. Как вы ее понимаете? |
2 мин. 2 балла |
Вариант ответа: Сегодня на уроке мы будем анализировать русскую народную сказку «Царевна-лягушка»: определим сюжет сказки, выявим героев, проанализируем язык сказки (средства выразительности) |
III. 3.1. 3.2. 3.3. |
Работа по теме урока. Беседа: – Исходя из темы урока, сформулируйте вопрос-понятие. – Прежде чем ответить на вопрос, давайте вспомним, какие существенные признаки нужно выделить в содержании понятия? – Учитывая структуру определения, ответьте на вопрос-понятие Задание 1. – Используя карточку №2, сформулируйте вопрос-суждение к теме урока. Индивидуальный труд – Попробуйте дать ответ в виде умозаключения на сформулированный вопрос– суждение, используя карточку №6 1. Индивидуальный труд. – У кого есть другие версии ответа? 2. Если Вы правильно сформулировали вопрос-суждение, то поставьте себе 2 балла. – Если умозаключение сформулировано верно, поставьте еще 3 балла. – Если были допущены неточности, то – 2 балла. |
8 мин. 2 мин. 1 балл 1 балл 3 балла 1 мин. 2 балла 5 мин. 3 балла 2 балла 3 балла 2 балла |
Вариант ответа: – Что называется сказкой? – В содержании понятия обязательно указываются родовой признак и видовые признаки. Сказка – это жанр эпоса(Р) фантастического характера, имеющий зачин, (В) противопоставление добрых героев злым, счастливый конец. Вариант ответа: – Как доказать, что данное произведение является сказкой? Вариант ответа: Поскольку художественное повествование фантастического характера, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец, считается сказкой. А «Царевна-лягушка» – это художественное повествование, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец. Следовательно, произведение «Царевна-лягушка» является сказкой. |
IV. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. |
Анализ текста сказки. – Ответьте на вопрос-понятие: Каковы свойства и виды сказок? – По какому признаку можно поделить сказки? – Перечислите признаки волшебной сказки. – Пользуясь текстом сказки, докажите, что «Царевна-лягушка» волшебная сказка. – Сформулируйте свой ответ в виде умозаключения, используя карточку №6. Индивидуальный труд. Герои сказки. – По какому принципу делятся герои сказки? Задание 2. – Сформулируйте 2 суждения на сравнения, используя карточку №6, и выявите общие и особенные признаки героев сказки. 1.Индивидуальный труд. – У кого есть другие версии ответа? 2.Самооценка: – Если Вы правильно сформулировали вопрос-суждение, то поставьте себе 3 балла. – Если были допущены неточности, то – 2 балла. Задание 3. – Составьте сборник словесных образов к понятиям: Иван-царевич, Царевна-лягушка, Царь, Кощей Бессмертный (по два образа к каждому понятию) 1. Индивидуальный труд. 2. Обсуждение в группах. – Обсудите результаты индивидуальной работы и подготовьте выступление: * каждая группа выступает по одному образу – 2 мин, * вопросы-дополнения или вопросы-возражения. 3. Самооценка. – Прочтите название сказки. – Какое противоречие заложено в нем? Поясните свой ответ. – Какие еще противоречия содержатся в данной сказке? – Сформулируйте свой ответ, используя карточку №4 – Выделите главное противоречие – Чему учит сказка «Царевна-лягушка»? – Подведите понятие «Сказка» под философские категории: 1. Причина – следствие 2. Единство – многообразие 3. Общее – особенное – единичное 4. Возможность – действительность |
28 мин. 2 мин. по 1 баллу 3 мин. 1 балл 1 балл 1 балл 3 балла 2 мин. по 1 баллу 5 мин. 6 баллов 10 мин. 8 баллов 8 мин. 1 балл 3 мин. 2 балла 3 балла 3 балла 1 балл 3 мин. 4 балла |
Вариант ответа: Свойства сказки: – особая композиция (зачин, счастливый конец), – добро всегда побеждает зло, – герою помогают волшебные помощники, – прием троекратного повтора, – особые речевые обороты. – По характеру развития сюжета сказки делятся на волшебные, бытовые, сказки о животных. – Основные признаки волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, волшебные помощники, волшебный конец. Вариант ответа: Волшебный сюжет, превращения Василисы Премудрой, выполнение заданий царя, волшебный конец (смерть Кощея от сломанной иглы), присутствие волшебного помощника (старый старик), волшебные герои – Баба-Яга, Кощей Бессмертный Поскольку художественное повествование фантастического характера, имеющее волшебный сюжет, волшебных героев, волшебных помощников, волшебный конец, считается волшебной сказкой. А «Царевна-лягушка» – это художественное повествование, имеющее волшебный сюжет, волшебных героев, волшебных помощников, волшебный конец. Следовательно, произведение «Царевна-лягушка» является волшебной сказкой. Вариант ответа: – По характеру герои делятся на положительных и отрицательных (Иван-царевич – Кощей Бессмертный). – По обладанию волшебными способностями герои делятся на реальных и волшебных (царь, сыновья, жены – Царевна -лягушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга) Примерные ответы: По сравнению с Царем, который является реальным героем, Кощей Бессмертный – волшебный герой, наделенный отрицательными чертами характера. Наряду со старшими братьями, Иван-царевич пошел искать невесту. Больше чем Иван-царевич, симпатии читателей вызывает образ Царевны-лягушки Смотри приложение Примерный ответ: – Противоречие заложено в названии сказки «Царевна – лягушка» (Иван-царевич), подчеркивается, что Царевна является не реальным персонажем, а волшебным, не человек, а заколдована в лягушку. – Все знали, что Иван-царевич женился на квакушке, однако она была Василисой Премудрой. Иван-царевич женился на Василисе Премудрой, хотя ей приказано было три года квакушею быть. Если Иван-царевич переживал о задании отца испечь каравай, то Царевна-лягушка легко выполнила задание, обернувшись красной девицей. – Честность Ивана-царевича в выборе невесты (Зная, что его невеста квакушка, Иван-царевич честно выполнил свой долг и женился на ней). – Честности, принципиальности. Примерный ответ: 1. Стрела у лягушки – женитьба на ней 2. Герои: положительные – отрицательные, реальные – волшебные. 3. Герой – положительный – Иван-царевич 4. Иван-царевич мог отказаться от брака на лягушке – в действительности женился. |
V. | Итоги анализа сказки. – Какой путь разрешения противоречия предлагает сказка? |
1 мин. 2 балла |
Счастливый конец: Иван-царевич преодолевает препятствия, при помощи волшебных помощников спасает свою жену. |
VI. | Домашнее задание. 1. Используя карточку №3, сравните сказку «Царевна-лягушка» со сказкой «Марья Моревна» и найдите 2 общих признака и 2 отличия. 2. Сформулируйте 4 вопроса-суждения по сказке «Марья Моревна». 3. Подберите к сказке 2 подходящие пословицы. |
2 мин. | |
VII. | Слово координатору: – подсчет баллов за всю работу, – поощрительные баллы, – самый интересный вопрос – в банк мудрых мыслей. |
2 мин. |