Личностно – ориентированный урок с применением новых информационных технологий
Цели:
- образовательная: путём совместного поиска выявить некоторые особенности державинской лирики; опираясь на субъектный опыт восьмиклассников, помочь овладеть навыками анализа стихотворения;
- развивающая: содействовать обучающимся в овладении навыками анализа стихотворения, умением вести диалог и полилог; анализируя стихотворение, развивать умение определять особенности творчества поэта;
- воспитательная: формировать у учеников потребность к приобретению знаний, толерантность в учебных взаимодействиях.
Тип урока: обучающий.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, карточки – помощники.
Проект урока
I. Организационный момент
1. Создание положительного эмоционального настроя на учебную деятельность.
2. Сообщение темы, цели урока, организации учебной деятельности в ходе урока.
II. Информационная часть
1. Слово учителя: С Г. Р. Державина началась новая русская лирика. Поэт создал единую русскую поэзию, соединил «высокое» и «низкое», сломав искусственные перегородки, и живой русский язык хлынул в поэзию, оказалось, что можно писать обо всём, главное – от души. Его поэзия идёт от сердца. Чувства, переживания, настроения – вот содержание стихов Державина.
Слайд 1. Портрет Г. Р. Державина. Под портретом надпись: «Державин – поэт Екатерининской эпохи».
Слайд 2. Портрет императрицы Екатерины II.
2.Реализация домашнего задания.
1. Сообщение первого ученика: В 1787 году Турция начала войну против России, которая длилась до 1791 года. Очаков – турецкая крепость. Осада крепости русскими войсками длилась полтора года. Крепость была взята русскими войсками в лютый мороз в ходе кровопролитного штурма.
Слайд 3. Штурм Очакова.
2. Сообщение второго ученика. Стихотворение написано в связи с осадой Очакова русскими войсками под предводительством Г. А. Потёмкина в 1788 году.
Слайд 4. Г.А. Потёмкин.
Слайд 5. Стихотворение «Осень во время осады Очакова».
Первое название стихотворения: «Осень в селе Зубриловке 1788 в ноябре».
III. Самостоятельная работа
Задание: прочитайте в сносках учебника значения данных слов, запомните их.
Колпик – аист;
Ловецки – охотничьи;
Выжлицы – гончие собаки;
Борей – бог северного ветра (в греческой мифологии).
IV. Чтение стихотворения учителем
V. Выявление степени восприятия стихотворения учащимися
Полилог.
1.Ваше мнение о стихотворении. Какие картины вам запомнились? Попробуйте их нарисовать. Легко ли? (Да.)
2.Какие строки показались самыми значительными, запоминающимися?
3.Какие – то слова вас удивили? Какие? Чем?
4.Как построил Державин стихотворение? (Антитеза: Осень – Зима.) Как вы думаете, почему слова «Осень», «Зима» поэт пишет с большой буквы?
5. Выясним, какие изобразительные средства предпочитает поэт, описывая картины осени и предзимья.
Метод исследования.
Найдите примеры олицетворения. Как вы думаете, с какой целью они употреблены? (Осень «носит», «просит»; Борей: «хмурит», «зовёт»; чародейка: «идёт», «машет», «претворяет»; пустыни и долы «сетуют». Олицетворения помогают передать очарование уходящей осени, картины предзимья, «оживляют» Осень и Зиму (потому – то с прописной буквы написаны), придают описанию выразительность.)
Некоторые слова по поэтической традиции того времени Державин употребляет в церковнославянском варианте – с так называемым неполногласием. Например, мраз – вместо мороз.
Самостоятельная работа: найдите в тексте стихотворения ещё примеры неполногласия и объясните их роль. («Златые», «сребрится», «хладного», «древа».) (Слабые учащиеся пользуются карточками –помощниками.)
Ещё одна поэтическая традиция того времени – употребление усечённых окончаний в прилагательных и причастиях. Например, в первой строке: «румяна».
Самостоятельная работа: найдите в тексте стихотворения примеры усечённых окончаний в прилагательных и причастиях. Назовите их. («Шумящи», «красно – жёлты», «ловецки», «добры», «рассыпан», «голодны», «голы».) Объясните роль.
Полилог.
Пронаблюдайте за использованием эпитетов. Какие закономерности вы обнаружили? (Эпитеты разнообразны. Одни воссоздают картины уходящей осени: «румяна», «златые», «шумящи», «щедрым». Другие рисуют картины предзимья: «седая», «косматым», «хладного», «белый». Эпитеты создают контраст: «златые» - «седая», «щедрым» - «голы», «румяна» - «белый», «щедрым» - «жадной».
Индивидуальная самостоятельная работа. Какие ещё изобразительные средства есть в стихотворении? Метод поиска. (Сравнение. Метонимия.)
6.Работа над определением особенностей языка, синтаксиса, ритма, рифмы.
Найдите примеры употребления «высокой» и «низкой» лексики. («Взор» - «ест».)
Найдите примеры лексической анафоры.(«Уже румяна Осень носит, Уже стада толпятся птичьи»)
Найдите синтаксическую анафору.
Полилог.
Как вы думаете, с какой целью употреблены повторы? (Усиливают впечатление от изображаемого. Стихотворение начинается словом «уже», которое повторяется дважды – это говорит о том. Что время Осени проходит. В природе всему своё место: осень сменяет зима… и это вечно. Державин – родоначальник философской лирики.)
VI. Исследовательская работав парах
Задание: Определите размер стихотворения. (Пятистопный ямб. Ямб – любимый размер Державина.)
Слайд 6. Рисунок пятистопного ямба.
VII. Домашнее задание
(На выбор). Выясните историю написания стихотворения Г. Р. Державина «Снегирь»; подготовьте слайды к уроку – анализу стихотворения «Снегирь».
Подготовьте чтение наизусть стихотворения «Осень во время осады Очакова».
VIII. Обсуждение итогов урока
Что нового узнали на уроке? Чему научились?
Что понравилось? Не понравилось? Почему?
В какой форме хотели бы провести следующий урок анализа стихотворения Г. Р. Державина «Снегирь»?
IX. Выставление отметок