Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели урока:

1. Обучение учащихся анализу лирического произведения, сопоставлению разных произведений, совершенствование навыка устного словесного рисования, выразительного чтения.

2. Выявление контрастных образов или эмоционально противоположных мотивов в стихотворении.

3. Формирование чувства прекрасного, умения видеть красоту и радость в окружающем мире.

Учащимся предварительно дается домашнее задание: найти репродукции зимних пейзажей И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, А.С. Степанова, К.Ф. Юона и др., а также фотографии зимнего утра; написать творческую работу (небольшое стихотворение или сочинение-миниатюру из 5-6 предложений).

Для Приложения 1 должна быть установлена программа, которую можно скачать на сайте http://fcior.edu.ru/ (раздел “Просмотр ресурсов”).

Ход урока

1. Слово учителя (дата написания стихотворения записана на доске).

Стихотворение “Зимнее утро” написано 3 ноября 1829 г. в селе Павловском Тверской губернии, куда Пушкина пригласила жившая неподалеку от Михайловского Прасковья Александровна Осипова-Вульф.

Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой он подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в Михайловское в 1824-1826 гг (см. “Содержание” в Приложении 1).

2. Выразительное чтение стихотворения (см. “Шаг 1” в Приложении 1).

3. Анализ стихотворения.

Какой художественный образ вы представили, слушая стихотворение?

Каким настроением проникнуто стихотворение? Оно меняется от начала стихотворения к концу? Почему?

4. Выявление первоначальных читательских впечатлений.

Отрефлексируйте синквейном:

  • 1 строчка – это название темы, состоит только из одного существительного;
  • 2 строчка – это два определения, характеризующие тему;
  • 3 строчка – это три глагола, характеризующие тему;
  • 4 строчка – ваше личное отношение к данной теме (одним предложением);
  • 5 строчка – ваши ассоциации, связанные с данной темой (словосочетание).

5. Работа с текстом стихотворения.

Я вам предлагаю первоначальный вариант стихотворения (см. слайд №1 в Приложении 2).

Каково лексическое значение слова саван?

В чем вы видите разницу в лексическом значении слов необозримыми и великолепными?

Каким настроением проникнуто начало стихотворения в первоначальном варианте? Попробуйте устно нарисовать картину.

Почему Пушкин отказался от первоначального варианта?

6. Выявление контрастных образов.

Всё стихотворение Пушкина построено на контрастах, противопоставлениях, антитезах. Давайте докажем это (см. слайд № 2 в Приложении 2).

Учитель заполняет таблицу вместе с учащимися. В ходе заполнения таблицы к опорным словам записываются эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения из текста стихотворения. После заполнения таблицы делается вывод: всё стихотворение построено на контрастах, но состояние природы соответствует настроению героев.

7. Каковы герои произведения?

  • Давайте поговорим о героях стихотворения подробнее.
  • Каково лексическое значение слов нега и северная Аврора?
  • Почему он к ней обращается со словами: “Звездою севера явись”?

Делаем вывод: звезда – яркая, холодная, далекая, недостижимая, непонятная, загадочная, прекрасная. Такова и красавица: ее состояние – дремота, нега, она прекрасная, но холодная; это печалит поэта.

8. Работа с художественно-изобразительными средствами.

Итак, давайте повторим, какие художественно-изобразительные средства мы выделили в стихотворении А.С. Пушкина (см. “Шаг 3” в Приложении 1).

А теперь найдите в тексте стихотворения описание природы по типу “сущ. + глагол” (см. слайд № 3 в Приложении 2. Словосочетания поочередно появляются на экране по щелчку мыши).

Почему Пушкин использует при описании природы так много слов в прямом значении?

Делаем вывод: природа живет своей жизнью, она затаилась на время, чтобы с первым теплом проснуться и вновь радоваться жизни.

9. Вывод по анализу стихотворения.

  • К какому жанру лирики относится стихотворение А.С. Пушкина (см. “Шаг 2” в Приложении 1)?
  • Какова тема и идея стихотворения?

10. Итог урока.

Учащиеся зачитывают творческие работы, показывая на слайдах картины и фотографии зимнего утра. Ребята обмениваются мнениями, задают друг другу вопросы, называют лучшие творческие работы.