Цели урока:
1. Обучение учащихся анализу лирического произведения, сопоставлению разных произведений, совершенствование навыка устного словесного рисования, выразительного чтения.
2. Выявление контрастных образов или эмоционально противоположных мотивов в стихотворении.
3. Формирование чувства прекрасного, умения видеть красоту и радость в окружающем мире.
Учащимся предварительно дается домашнее задание: найти репродукции зимних пейзажей И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, А.С. Степанова, К.Ф. Юона и др., а также фотографии зимнего утра; написать творческую работу (небольшое стихотворение или сочинение-миниатюру из 5-6 предложений).
Для Приложения 1 должна быть установлена программа, которую можно скачать на сайте http://fcior.edu.ru/ (раздел “Просмотр ресурсов”).
Ход урока
1. Слово учителя (дата написания стихотворения записана на доске).
Стихотворение “Зимнее утро” написано 3 ноября 1829 г. в селе Павловском Тверской губернии, куда Пушкина пригласила жившая неподалеку от Михайловского Прасковья Александровна Осипова-Вульф.
Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой он подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в Михайловское в 1824-1826 гг (см. “Содержание” в Приложении 1).
2. Выразительное чтение стихотворения (см. “Шаг 1” в Приложении 1).
3. Анализ стихотворения.
Какой художественный образ вы представили, слушая стихотворение?
Каким настроением проникнуто стихотворение? Оно меняется от начала стихотворения к концу? Почему?
4. Выявление первоначальных читательских впечатлений.
Отрефлексируйте синквейном:
- 1 строчка – это название темы, состоит только из одного существительного;
- 2 строчка – это два определения, характеризующие тему;
- 3 строчка – это три глагола, характеризующие тему;
- 4 строчка – ваше личное отношение к данной теме (одним предложением);
- 5 строчка – ваши ассоциации, связанные с данной темой (словосочетание).
5. Работа с текстом стихотворения.
Я вам предлагаю первоначальный вариант стихотворения (см. слайд №1 в Приложении 2).
Каково лексическое значение слова саван?
В чем вы видите разницу в лексическом значении слов необозримыми и великолепными?
Каким настроением проникнуто начало стихотворения в первоначальном варианте? Попробуйте устно нарисовать картину.
Почему Пушкин отказался от первоначального варианта?
6. Выявление контрастных образов.
Всё стихотворение Пушкина построено на контрастах, противопоставлениях, антитезах. Давайте докажем это (см. слайд № 2 в Приложении 2).
Учитель заполняет таблицу вместе с учащимися. В ходе заполнения таблицы к опорным словам записываются эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения из текста стихотворения. После заполнения таблицы делается вывод: всё стихотворение построено на контрастах, но состояние природы соответствует настроению героев.
7. Каковы герои произведения?
- Давайте поговорим о героях стихотворения подробнее.
- Каково лексическое значение слов нега и северная Аврора?
- Почему он к ней обращается со словами: “Звездою севера явись”?
Делаем вывод: звезда – яркая, холодная, далекая, недостижимая, непонятная, загадочная, прекрасная. Такова и красавица: ее состояние – дремота, нега, она прекрасная, но холодная; это печалит поэта.
8. Работа с художественно-изобразительными средствами.
Итак, давайте повторим, какие художественно-изобразительные средства мы выделили в стихотворении А.С. Пушкина (см. “Шаг 3” в Приложении 1).
А теперь найдите в тексте стихотворения описание природы по типу “сущ. + глагол” (см. слайд № 3 в Приложении 2. Словосочетания поочередно появляются на экране по щелчку мыши).
Почему Пушкин использует при описании природы так много слов в прямом значении?
Делаем вывод: природа живет своей жизнью, она затаилась на время, чтобы с первым теплом проснуться и вновь радоваться жизни.
9. Вывод по анализу стихотворения.
- К какому жанру лирики относится стихотворение А.С. Пушкина (см. “Шаг 2” в Приложении 1)?
- Какова тема и идея стихотворения?
10. Итог урока.
Учащиеся зачитывают творческие работы, показывая на слайдах картины и фотографии зимнего утра. Ребята обмениваются мнениями, задают друг другу вопросы, называют лучшие творческие работы.